"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:
Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков.
Разработанные комплексы помогут воспитателю
организовать системную работу по звуковой культуре речи,
осуществлять индивидуально-дифференцированный подход по звукопроизношению детей,
развивать фонематический слух,
интонационную выразительность и четкую дикцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_3_11.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковая культура речи – один из разделов общей культуры речи, который характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, её произносительная сторона.
Звуковая культура речи сочетает в себе: - развитие речевого дыхания, -подвижности органов артикуляционного аппарата, -постановку и уточнение произношения звуков, - выработку нормального темпа, ритма речи, -развитие выразительности речи, -развитие фонематического слуха.
Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи: 1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - слуховое внимание; -фонематический слух; -способность воспринимать данный темп и ритм. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Работать над речевым дыханием. 4.Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. 5.Формировать правильное произношение всех звуков русского языка. 6.Выырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слов и фраз в целом, т.е. хорошую дикцию
Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи в 1 младшей группе: 1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. 2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества речи. 3. Вызывать правильное произношение звуков.
Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе: - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения; - развитие правильного речевого дыхания; - развитие достаточной громкости голоса нормального темпа, различных интонационных средств выразительности речи; - формирование и развитие речевого слуха.
Основными приёмами работы по воспитанию звуковой культуры речи в раннем возрасте являются: – показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми ( « Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му -у-у … »); – объяснения, указания ( « Козочка кричит : ме-ме-ме … Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь); – словесные упражнения ( « Как мяукает кошка? Скажем все вместе »). – сопряжённое и отражённое ( « Послушайте как я скажу … А теперь Саша (Маша) скажи ») проговаривание звукоподражаний, слов, текстов художественных произведений со звукоподражаниями – игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и пр.); – показ картинки, игрушки. р
Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики: Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные комплексы помогут воспитателю организовать системную работу по звуковой культуре речи, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход по звукопроизношению детей, развивать фонематический слух, интонационную выразительность и четкую дикцию.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ -артикуляционные упражнения на вызывание звука - упражнения в произношении звука -дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания -хороводные игры, чтение потешек, стихов на заданный звук
КОМПЛЕКС РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Звук «А» 1. Артикуляционные упражнения на вызывание звука «А» «Успокой куклу» Цель: длительно тянуть звук «а – а – а», рот должен быть широко открыт. «Мама кормит птенчика» Птенчик весело летал, Птенчик клювик открывал. Вот так, вот так, Птенчик клювик открывал. 2. Упражнения в произношении звука Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний. Как лает собака? – аф – аф – аф Как квакает лягушка? – ква – ква – ква Кукла плачет – а – а – а Упала чашка – Ах! Уколол палец – Ай! Вариант: « Пальчики здороваются ».
КОМПЛЕКС РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 3. Игра « Веселый клубок ». Цель: произносить звук « А » на длительном выдохе. Взять клубок, отмотать короткую и длинную нитку. Сказать, что нитка волшебная и любит петь. Наматывать в клубок длинную нитку и петь: « а – а – а – а – а – а », короткую нитку: « а – а ». 4. Игра « Ладушки » Цель: проговаривать потешку и одновременно выполнять движения руками: Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки (повернуть руки ладонями вверх) На окно поставили, Остывать заставили (после слов подуть на ладони). Вариант: Поглядите, зайчик плачет а - а – а, Поднимает мишки мячик а – а – а. Мишка, мишенька , отдай, Вместе с зайкой поиграй.
Звук « И » 1. Сказка « Весёлого язычка »: Однажды проснулся язычок, посмотрел в окошко. А на улице хорошая погода, солнышко улыбается. Язычок тоже улыбнулся, показал зубки и от радости протянул: « и – и – и – и ». Пошел язычок гулять и встретил маленького жеребенка, который потерялся и жалобно звал свою маму-лошадку: « и – и – и – и ». Язычок решил ему помочь и вместе с ним стал кричать : « и – и – и ». Прибежала мама-лошадка. Пошел язычок гулять дальше, на пути ему встретился ослик, который радостно его поприветствовал: « иа – иа – иа ». Язычок ему в ответ пропел: « иа – иа – иа ». Вдруг язычок и ослик услышали, что кто-то смеется. Это мышонок сидел в траве и тихо смеялся: « и – и – и ». Язычок и ослик не выдержали и вместе с мышонком громко рассмеялись: « и – и – и » и все вместе они стали играть с мячом. Синий мячик из резинки Скачет, скачет без запинки. Низко, низко, низко, низко, От земли совсем уж близко. Вариант: и тут они увидели машину: В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит.
Звук « О » Артикуляционные упражнения на вызывание звука « О ». « У куклы Оли заболели зубы » - приложив ладони к щекам, покачивая головой из стороны в сторону, жалобно петь « о – о – о ». Вариант: а) « Ой, ушко болит! » У куклы Оли заболело ушко. Она плачет: « О – о – о! » б) « Губки, как колесико » Предложить сделать губки такими же круглыми, как колеса у машинки. Предложить шепотом произнести звук « О » 2. Упражнения в произношении звука: Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний. Как курочка зовет своих цыплят? (ко – ко – ко) Как лошадка зовет своего жеребенка? (и – го – го ) Скачем на лошадке. (но – но – но) Вариант: пальчики здороваются.
3. Д/и « Кто так кричит? » Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель поочередно показывает детям животных: кур, корову, птичку, собачку, кошку, лошадку и вызывает детей для звукоподражания. 4. Потешка « Идет коза рогатая ». Цель: четко произносить звукоподражания, развивать общую и мелкую моторику. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая : Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю. Ножкой топ-топ-топ! Варианты: а) произнести с детьми стихотворение б) произнести с деть- ми потешку: Бом-бом, бом-бом Уходи с дороги кот, Загорелся кошкин дом. Наша Танечка идет. Бежит курица с ведром, Ни за что не упадет Заливает кошкин дом. Топ-топ, топ-топ.
Звук «М» 1. Артикуляционные упражнения на подготовку артикуляционного аппарата «Птенчики хотели есть» Цель: активизировать работу нижней челюсти. Воспитатель предлагает поиграть в маму-птичку и птенчиков. Птенчики широко открывают рот, а потом закрывают, чтоб еда не выпала из клюва. Мама птенчика любила, Зернышки ему носила. Мама детке говорила: «Ротик шире открывай, Ешь скорей и закрывай». 2. Звукоподражания: как кричит корова? Вариант: «Заводная кукла». Воспитатель заводит ребенка-куклу ключиком. Кукла говорит « Ма – ма » ,Как кричит коза? Как кричит коза? 3. Пальчики здороваются. Произносить слоги: ма – мо – му – мы. 4. Проговаривание совместно с воспитателем «Мишка» А.Барто .
Звук «Н» 1. Артикуляционные упражнения на вызывание звука «Н» «Язык качается». Цель: упражняться в быстрой смене движений кончика языка (вверх – вниз), рот широко открыт. 2. Упражнения в произношении звука игра «Лошадка». Скачем на лошадке: «Но! Но!» Кормим лошадку: «На! На!» Варианты: пальчики здороваются, произносить слоги на, но, ну, ны , выполнять сначала правой рукой, затем левой.
3. Игра «Где позвонили?» Цель: развивать слуховое внимание. Дети стоят в кругу. Водящий закрывает глаза. Воспитатель звонит в колокольчик. Водящий, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда доносится звон. 4. Проговаривание за педагогом стихотворения. У меня есть конь. Этот конь – огонь. Но, но, но, но. Я скачу на нем, На коне моем: Но, но, но, но. Вариант: а) Динь - дон! Динь - дон! б) хоровод «Как у нашей Ниночки» В переулке ходит слон Как у нашей Ниночки Старый, серый, сонный слон. Новые ботиночки, Динь – дон! Динь – дон! Как она сумела -Стало в комнате темно. На ноги надела, Заслоняет слон окно, На ноги надела -Или это снится сон? Плясать захотела. Динь – дон! Динь – дон!
Картотеки:
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо … С-Пб., 2003. 2. Гризик Г., Тимощук Л. Развитие речи детей 4 – 7 лет // Ребенок в детском саду, № 1-6, 2002. 3. Дурова Н.В. Фонематика . – М., 2002. 4. Залмаева Р. Сам себе логопед. С-Пб., 1995. 5. Игры в логопедической работе с детьми // Под редакцией Селиверстова В.И – М., 1979. 6. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. М., 2004. 7. Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. С-Пб., 1994 8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988 9. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. С-Пб., 2002. Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Каталог предназначен для педагогов и родителей...
Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковы...
Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Система работы по формированию ЗКР в младшей группе...