Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
статья ( группа) на тему
В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возрастные особенности ЗКР у детей младшего дошкольного возраста | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Моисеенко В. Н.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.2.Возрастные особенности речевого развития детей раннего и младшего
дошкольного возраста.
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков
различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями
речевого развития детей.
Период раннего детства (от полутора до трёх) — это особый период в
жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и
физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования
и становления ребёнка как личности. Основными достижениями раннего
детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение
телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.
Данный период детского развития является сенситивным (наиболее
благоприятным) для развития именно этой психической функции,
подтверждением тому служит изучение детей, переживших жёсткое
обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.
Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж.
Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали
механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие
речевое развитие, причины речевых нарушений.
13
Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни ребёнка, как
показывают многочисленные исследования, - не просто количественное
накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который
происходит в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и в
ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребёнок к трём
годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые
предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он
начинает активно использовать речевые средства для общения.
Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребёнок
становится более активным и инициативным. В этот период появляется так
называемая автономная речь — искажённые слова, обозначающие
абстрактные понятия, а также словотворчество — изобретение собственных
новых слов для предметов и явлений.
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это
влияние может быть, как положительным, так и негативным. Что касается
степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи,
можно сказать, следующее. Врождённые способности, сильное желание
общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды
объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и
закономерностей родного языка.
Отметим, что ребёнок понимает гораздо больше слов, чем произносит. Так
14
происходит в силу возраста малыша. Объём понимаемых ребёнком слов
называется «пассивный словарь». Именно он определяет уровень
сформированности мышления ребёнка и понимательной стороны речи людей.
Отметим, что в 2 года дети уже понимают и различают формы единственного
и множественного числа существительных и глаголов. Они используют в
речи даже правильные падежные окончания. До трёх лет понимание
ребёнком окружающих существенно происходит их произносительные
возможности.
К началу третьего года жизни у ребёнка формируется грамматический строй
речи. Дитя выражает свои просьбы, желания уже не одним словом «дай», а в
виде примитивных фраз, иногда несогласованных. Например, «мама молоко
пить» или «дай тата вода». Родители уже прекрасно понимают эти не
совершенные обращения и должны корректировать речь ребёнка. В этом
заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной
детской речи.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и
многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Становление речи — сложный и длительный процесс, в ходе которого
ребёнок, общаясь со взрослым и сверстниками, с одной стороны, учится
понимать обращённую к нему речь, а с другой стороны — с помощью
15
управления своими речевыми органами самостоятельно воспроизводить
нужные звуки, затем объединяет их в слоги и слова, добиваясь понимания
своей речи со стороны окружающих.
В три года речь ребёнка развивается интенсивно и уже необходимо развивать
детский речевой аппарат, расширять словарный запас ребёнка игровыми
ситуациями, и совершенствовать грамматику его речи.
Ребёнок может уже в три года рассказать о себе связно, ответить на вопросы
взрослого. По картинке ребёнок может даже рассказать сказку, которая ему
знакома благодаря маме. Он умеет соотносить знания с речевой формой.
Наличие у него определённого жизненного опыта помогает обогащать свои
монологи словами- определениями. Так малыш может назвать цвет и форму
предмета, охарактеризовать вкус еды (горячая, холодная, солёная, сладкая).
Понять это можно, когда давать ему чёткие задания, например:«Дай красный
кубик», «Принеси маленькую ложку», «Положи куклу на диван».
Следующий этап развития (3-5 лет). Общение ребёнка в этом возрасте
ситуативное, чаще инициируется взрослым, оно неустойчивое и
кратковременное. Тем не менее, возникает новая форма общения со взрослым
–общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную
с взрослым познавательную деятельность.
К началу четвёртого года жизни ребёнок при благоприятных условиях
воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей
16
овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь
ребёнка становиться понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей
имеется ещё ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются
индивидуальные различия.
Заметим, в практике распространено мнение, что к четырём годам
произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям
программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства
произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать
как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и
недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой
стороны речи на этом этапе.
На самом деле это кажущееся благополучие, потому, что к пяти годам без
специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного
языка.
Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте
затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и
фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У
детей пока ещё отсутствует сознательное отношение к несовершенствам
своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются
большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к
подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.
17
К четырём годам ребёнок уже знает назначение предметов и различает
степени сравнений (маленький и самый большой), определяет роли в семье,
понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это
возраст «почемучек», когда дети задают множество вопросов. И задача
взрослых заключается в терпеливом и простом объяснении ребёнку того, что
его интересует. Родители должны набраться терпения и отвечать на все
вопросы, не отмахиваясь от малыша. Ведь психологическая особенность
формирования речи и жизненного опыта заключается в том, что ребёнок
обращается к взрослому как к энциклопедии. Поэтому важно играть с
ребёнком в словесные игры, общаться на разные темы и даже рифмовать. У
ребёнка развивается чёткая склонность к юмору и несуразицам, потому, что
он реально отличает смысл от бессмыслицы. Юмор является показателем
интеллектуального развития, поэтому важно не губить фантазии ребёнка,
всячески их поддерживать.
Ещё нужно учитывать, что в этом возрасте развитие речи зависит от развития
мелкой моторики рук. Поэтому следует предлагать ребёнку разнообразные
шнурования и пирамидки, игры с мозаикой и игры на
сортировку, даже перебирание крупы с мамой на кухне станет и полезным
для развития речи, и нужной формой приобщения ребёнка к домашним
делам.
Хочется обратить внимание на термин «задержка речевого развития» - это
18
состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. У
детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова,
словарный запас растёт очень медленно, позднее начинают использовать
фразы. Речевой аппарат, как уже было сказано, в этом возрасте недостаточно
развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, свистящими (С,
З), шипящими (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорными (Р, Л). Дети 3-4 лет путают звуки,
заменяют их похожими, а также довольно часто представляют или заменяют
слоги в словах. Все эти недочёты считаются особенностями развития речи
ребёнка и зачастую требуют специальной коррекции. На серьёзные
нарушения указывают и другие признаки, например, когда ребёнок путает
название частей тела или не может составлять даже самые простые
предложения. Наличие ослабленной общей, мимической мускулатуры,
анатомические особенности, дискоординация и неограниченность движений
артикуляционного аппарата лишь усугубляет тормозящие процессы в речевом
развитии ребёнка.
В осуществлении процесса формирования речи включены нервная система,
слуховые и речевые органы. На него оказывают влияние множество
факторов, из-за чего правильное произношение не всегда формируется у
ребёнка самостоятельно.
В этом случае требуется систематическая квалифицированная
логопедическая помощь, а в некоторых случаях и медицинское участие
19
Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность
определить приоритетные линии формирования того или другого механизма
на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит
преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания,
восприятия и понимания устной речи окружающих (её смысла, звукового
оформления, интонационной выразительности и др).
1 этап - от полутора до 3 лет.
Для этого этапа характерно бурное развитие активного словаря.
Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при
произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются,
становятся более устойчивыми. Основной работой по звуковой культуре речи
является использование различных звукоподражаний. На данном возрастном
этапе воспитатель проводит работу, направленную на уточнение и
закрепление простых в артикуляционном отношении звуков на
выработку чёткого и внятного произнесения слов.
2 этап - от 3 до 5 лет.
В этом возрасте происходит формирование фонетического и
морфологического состава слова.
Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов
артикуляционного аппарата.
Это даёт возможность ребёнку воспроизводить щелевые, аффрикативные и
20
сонорные звуки.
Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой
стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков
родного языка.
3 этап - от 5 до 7 лет.
Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой
стороны речи дошкольников.
К началу третьего этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные
движения уже сформированы, однако важно, чтобы чётко различались как
при произношении, так и при слуховом восприятии (речи) звуки, которые
сходны по артикуляционным и акустическим признакам. Специальная работа
по совершенствованию различения дифференциации таких звуков
способствует дальнейшему развитию фонематического слуха у детей,
усвоению фонем как звукосмыслоразличителей.
Таким образом на всех возрастных этапах обучения звуковой культуре речи
рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками,
звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание
стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и
рассказывание по картинке с учётом возраста и стоящих задач обучения
начинается с этапа автоматизации звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Каталог предназначен для педагогов и родителей...
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Теоретическая часть проектной деятельности.1.Понятие культурно-гигиенических навыков. Особенности формирования их у дошкольников.2.Условия и средства формирования культурно-гигиенических навыков.3.Воз...
"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...
Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Система работы по формированию ЗКР в младшей группе...