ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Аннотация: В статье раскрыто значение дидактических игр с куклой для успешного освоения звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: язык, сензитивный, звукопроизношение, культура речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_rech.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: В статье раскрыто значение дидактических игр с куклой для успешного освоения звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: язык, сензитивный, звукопроизношение, культура речи.
Речь помогает ребенку познавать мир, способствует умственному развитию, позволяет ребенку общаться с другими детьми и взрослыми, формирует соответствующие возрасту формы общения.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает устной формой речи, поскольку она является единственно возможным средством овладения системой языка, а так же единственным средством реализации коммуникативной функции языка.
Задача формирования устной, звучащей речи детей, имеет особое значение именно в раннем и дошкольном возрасте, так как именно этот период развития ребенка является сензитивным для формирования механизмов восприятия речи и его произносительных навыков.
Формирование произносительных навыков имеет особое значение, так как некоторыми компонентами произношения, ритмико-интонационной стороной речи, ребенок начинает овладевать уже в раннем возрасте.
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем речи детьми дошкольного возраста изучен, и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной.
Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.
Важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Необходимость поиска и подбора наиболее эффективных средств формирования звуковой культуры речи у детей, является актуальностью нашего исследования.
Так как игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, мы можем предположить, что она будет наиболее эффективным средством воспитания звуковой культурой речи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
В ходе работы с детьми по воспитанию звуковой культуры речи нами были выявлены следующие противоречия:
- Между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме воспитания звуковой культуре речи у детей и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ.
- Между тем, что дидактические игры являются эффективным средством воспитания звуковой культуры речи и тем, что их недостаточно используют с этой целью в работе с детьми особенно младшего дошкольного возраста.
-Между тем, что ещё Е. И. Тихеева в двадцатые годы девятнадцатого века разработала систему дидактических игр, но в её серии отсутствуют игры с куклой способствующие воспитанию звуковой культуре речи у детей.
В связи с этим, возникает проблема - каковы возможности дидактических игр с куклой по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего возраста.
Мы предполагаем, что проведение дидактических игр с куклой с детьми младшего дошкольного возраста будет способствовать воспитанию звуковой культуры речи, при условии их систематически включения в режимные моменты, использования образца показа произнесения звуков с помощью игровых приёмов с куклой совместной работе воспитателей и родителей по данной проблеме.
Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы рекомендованы следующие задачи :
-Развивать моторику речедвигательного аппарата
-Развивать слуховое восприятие
-Развивать речевой слух и речевое дыхание
-Уточнять и закреплять артикуляцию звуков
-Вырабатывать правильный темп речи интонационную выразительность
-Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.
Для решения этих задач нами был использован приём дидактических игр с куклой.
Научная новизна заключается в определении эффективных методов и приёмов в воспитании звуковой культуре речи детей младшего дошкольного возраста по средствам игры с куклой.
Так как дети младшего дошкольного возраста легче осваивают непосредственную образовательную деятельность через игру мы с помощью дидактической куклы отрабатывали смешные стишки (-ши-ши-ши наши малыши, чух-чух-чух загорелся наш утюг, са-са-са прилетела к нам оса и т.п), при этом отчётливо произносить короткие фразы. Использовался показ произношения стишков с куклой. Детям очень нравилось повторять за куклой эти стишки. В игре «День рождение куклы Тани», мы отрабатывали плавность речи, темп. Дети приходя в гости к кукле Тане на день рождение и приносили ей свой подарки, проговаривая четко « Я дарю тебе мяч, с днем рождения Таня», в конце игры вместе со всеми детьми вспоминали кто что дарил и проговаривали слова в разных темпах ( быстро-медленно, тихо- громко). На развитие слухового внимания проводилась игры «Что как звучит», «Кто позвал куклу Таню», все действия обыгрывались с куклой, кукла предлагала детям отгадать какой музыкальный инструмент звучит, и кто из детей правильно называет её имя.( Детям эти игры очень нравятся , они просят поиграть в них. Эти игры мы проводим как со всей группой детей так и небольшими подгруппами. Упражнение на развитие речедвигательного аппарата проводим в индивидуальной форме. Кукла предлагает ребёнку сделать упражнение «Лопаточка», «Змейка», «Чашечка». Кукла читает стихи а ребёнок выполняет упражнение. На развитие речевого дыхания детям нравится игра «Самолёт». (произносятся слова вместе с движениями, тянется звук: Самолёт летит, самолёт гудит: у-у-у-у я лечу в Москву, Командир пилот самолёт ведёт: у-у-у-у я лечу в Москву). Игры – театрализации на звукоподражание: Придумывается сказка с куклой, которая встречает на своем пути разных животных, кукле нужно поздороваться с каждым, а животные ей отвечают. (Встретилась Маше Мурка и поздоровалась « Мяу- мяу, Маша говорит: «Здравствуй кисонька- мурысонька»,- ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур» . В игровой форме отрабатывается произношение гласных и согласных звуков. Эти игры проводим с малыми подгруппами и индивидуально. Так же в нашей работе широко используются игры на звукоподражание. (Позвали коровку: «Му-у»; Как собачка лает: « гав- гав»). Наша работа заинтересовала родителей, так как детям очень нравятся игры с куклой и родители вызвали интерес к игре. Дети с удовольствием играют как дома так и в саду. Мама Вани рассказывала, что дома ребёнок играл с игрушками и Мишка показывал упражнение Зайчику «лопаточка», было видно, что ребёнок использовал режиссерскую игру, используя в ней упражнение на звукоподражание. (Зайчик предлагал мишке выполнить упражнение «Лопаточка»). В группе готовим картотеку игр с куклами по ЗКР. Эти игры были придуманы воспитателями и в них с удовольствием играют дети. Мы со своей стороны начали разрабатывать картотеку с играми для того что бы у детей лучше развивалась звуковая культура речи.
Список литературы
- Е. И. Тихеева Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-159 с.
- А.Н. Гвоздев, Вопросы изучения детской речи – М.: Детство-Пресс 2007.-471 с.
- Д.Б. Эльконин, Психология игры- М. 1987.
- М.Е. Хватцев, Логопедия: работа с дошкольниками. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...
Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата....
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...
Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь помогает ребенку познавать мир, способствует умственному развитию, позволяет ребенку общаться с другими детьми и взрослыми, формирует соответствующие возрасту формы общения....
Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата....
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью − это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формиро...