Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvuk_kultury.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Алёнушка» Туринского городского округа
Формирование звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста
от 2 до 4 лет
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Составитель: учитель- логопед МБДОУ д/сад № 1 «Алёнушка» Сафонова И. Э.
г. Туринск
2017 г.
Содержание
Введение_________________________________________________________ 3
Пояснительная записка____________________________________________ 6
Краткая характеристика речи детей__________________________________ 7
Рекомендации по организации деятельности__________________________ 8
Комплекс дыхательной гимнастики_________________________________ 8
Артикуляционная гимнастика______________________________________ 17
Упражнения для мелкой моторики__________________________________ 20
Упражнения для развития фонематического слуха_____________________ 24
Упражнение на развитие речевого внимания и памяти__________________ 27
Заключение_____________________________________________________ 31
Литература______________________________________________________ 32
Приложение ____________________________________________________ 33
Введение
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Поэтому, развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их "тренировки" часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов.
Предлагаемый собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.
В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4 человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.
При проведении занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия.
Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2-4 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И..
Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.
Новизна и актуальность:
Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.
Пояснительная записка.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Цель:
- Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;
- Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Сформировать основные показатели психологической базы речи:
зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях;
- Формировать и развивать артикуляционную и мелкую моторику,
речевое дыхание, силу голоса, мелодическую сторону речи;
- Устранить дефектное произношение;
- Формировать практические умения и навыки пользования
исправленной речью;
- Формировать навыи связной речи, развивать активный словарь.
Направленность материала: На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Срок реализации:
1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемый результат:
- Развитие общих речевых навыков
- Звуковая культура речи: принятие норм лексико - грамматического и фонетического оформления русского языка.
Способы проверки:
Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности.
Форма подведения итогов:
Отражение результатов диагностики детей по развитию речи.
АННОТАЦИЯ
Данное методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики и развития речи у детей младшего и среднего возрастов в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи - рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используют как в индивидуальной, так и подгрупповой деятельности.
Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей.
Краткая характеристика речи детей
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (« сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 - 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Педагог и родители учат детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Звукопроизношение. Произношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей.
- Согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка).
- Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок).
- Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка).
- Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка» - рука).
Учитывая эти недостатки, педагог и родители должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Рекомендации по организации деятельности
Правильно организованная деятельность – залог успеха. Поэтому необходимо соблюдать последовательность формирования звуков и структуру построения занятия.
Данная последовательность формирования звуков определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения:
1. Свистящие С, З, Ц, С’, З’
2. Шипящий Ш
3. Сонор Л
4. Шипящий Ж
5. Соноры Р, Р’
6. Шипящие Ч, Щ
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Структура построения непосредственно образовательной деятельности позволит выстроить ход таким образов, что ребенок будет поддерживать интерес на протяжении всей деятельности и не будет испытывать переутомления.
Непосредственно образовательная деятельность.
1. Тема.
2. Программное содержание.
3. Материал.
4. Упражнение для речевого дыхания.
5. Упражнение для артикуляционного аппарата.
6. Упражнение для развития мелкой моторики.
7. Упражнение для развития фонематического слуха.
8. Упражнения на развитие речевого внимания и памяти.
Упражнения представлены в той же последовательности по разделам с рекомендациями по проведению. Примерные конспекты занятий в приложении 1.
Комплекс дыхательной гимнастики
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым в логопедической практике имеет важное значение.
Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.
В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Рекомендации педагогам и родителям
по формированию диафрагмального типа дыхания у детей дошкольного возраста.
Перед началом обучения диафрагмальному дыханию необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультироваться у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки.
Носовое дыхание необходимо для нормального развития мозга ребенка, поскольку обонятельные рецепторы, расположенные в полости носа, являются важнейшим источником информации и, следовательно, фактором созревания и роста для особой лимбической, системы мозга. Образования лимбической системы участвуют в регуляции поведения и эмоций, обмена веществ, функций внутренних органов. Дефицит информации от обонятельных рецепторов при нарушенном носовом дыхании нарушает созревание и работу лимбической системы.
« Закапать нужно и очистить нос, чтобы малыш подвижным, шустрым рос».
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - диафрагмальный. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
Основные требования к выполнению дыхательной гимнастики.
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как в положении лежа, сидя, так и стоя.
- Длительность выполнения игр и упражнений около 5 минут.
- Упражнения выполняются в естественной позе, не напрягаясь.
Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)
Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет, на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.
Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3.
Упражнения на формирование правильного дыхания проводите в игровой форме.
Условия проведения дыхательной гимнастики
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия: Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа) Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, укороченность выдоха; неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха, неправильная осанка.
Основные требования к формированию речевого дыхания.
Осваивать технику дыхательных упражнении в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходить в выдох. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много «добрать». Выход естественный, экономный, без усилий.
Вдох должен быть легким и коротким, а выдох - длительным и экономным. При вдохе выпячивается живот, и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опаляет; а ребра занимают исходное положение. Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе. Плечи должны быть совершенно неподвижны.
Выдыхаемый воздух расходовать в основной на гласные звуки (в первую очередь на ударные). На одном выдохе произносить, не больше 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одного от другого.
В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха. Следить, за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались,
Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, которая представлена в виде игр и упражнений, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произведения различных подлине речевых высказываний.
Первый этап - формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей младшего дошкольного возраста)
1. Игра «Султанчик» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра «Шарик»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра «Перышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра «Занавесочка»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра «Кулиска».
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за «Кулисами».
Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за «кулисами», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
6. Игра «Ветерок»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.
7. Игра «Бабочка, лети»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть.
8. Игра «Горячий чай»
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенка подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.
Оборудование: (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки). Ребенок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
9. Игра «Кораблик»
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
10. Упражнение «Загони мяч в ворота»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
11. Игра «Задуй свечу»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
12. Игра «Волейбол»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
13. Игра «Чей паровоз громче гудит»
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Оборудование: Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку — подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
14. Игра «Погреем руки»
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков « А, У, О ».
15.Игра «Зайка»
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха, затем предлагается ребенку также подуть)
16. Игра «Ароматные коробочки» (предлагаем детям с трех лет).
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: Для проведения игры необходимо подготовить набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки). Взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое.
17. Игра «Отгадай по запаху» (детям с 3-х лет)
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».
Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.
18. Игра «Пузырьки» (ближе к четырехлетнему возрасту).
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Оборудование: Проводится с использованием стакана, до половины наполненною водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку как можно пускать пузыри с помощью соломинки (выдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе на поверхности образуются пузырьки, при слабом выдохе пузырьки не образуются).
19. Игра «Мотыльки» (ближе к четырехлетнему возрасту).
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел ...и т.п.
20. Игра «Воздушные шары»
Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.
21. Упражнение «Трубочка»
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
22. Игра на музыкальном инструменте «Дудочка»
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, стимулировать мышцы гортани.
Проводится форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.
23. Игра «Мыльные пузыри»
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри).
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
24. Игра «Капелька»
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги. Взрослый капает краской на диет бума: и и предлагает ребенку подуть на нес через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
25. Игра «Мой сад» или «Тихий ветерок»
Задача: учить контролировать силу воздушной струи.
Взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй. ветерок. Тише дуй на мой садок.» Контролировать силу воздушной струи, можно использовать «цветочное поле» (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.
26. Упражнение «Огонечек пляшет»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Взрослый даст образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечей), затем побуждает ребенка сделать так же.
27. Упражнение «Мячик в корзине»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой). Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха.
Оборудование: Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из 1/2 части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.
Второй этап - формирование неречевого дыхания
(формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания
у детей с 4-х лет, так как именно к этому возрасту организм «созревает» для саморегуляции и самоконтроля).
1. Игра «Покачай игрушку»
Задача: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя в игре.
2.«Надуй живот как шарик»
Задача: формировать диафрагмальное дыхание.
Ребенок сидит (желательно на стуле, чтобы спина была прямая) или стоит. Делая вдох носом, живот выпячивается вперед «похож на шарик». Выдох через рот, живот втягивается - «шарик сдувается».
3. Игра «Пузырьки»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается)
Оборудование: Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
4. Упражнение «Трубочка»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается)
Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через, соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе
5. Игра на музыкальном инструменте "Дудочка"
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается)
Проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.
6. Игра «Мыльные пузыри»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом- живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается)
Оборудование: Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри).
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой к побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
7. Игра «Капелька»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом- живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается)
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
8. Упражнение «Огонечек пляшет»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечей), затем побуждает ребенка сделать так же.
9. Упражнение «Мячик в корзине»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой). Взрослый даст образец длительного несильного ротового выдоха.
Оборудование: Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из 1/2 части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.
Третий этап — формирование речевого дыхания.
1. Упражнения: «Отгадай, кто позвал»
Задача: формирование длительного фонационного выдоха.
Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки). Взрослый заранее обговаривает с детьми, какие звуки издают эти животные. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит соответствующий звук, а остальные дети отгадывают, кто из животных их «позвал»
2. Игра «У кого длиннее звук (слог)?»
Задача: формирование речевого выдоха. Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
3. Игры «Назови картинки»: «Повтори слова»
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
A. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
B. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
4. Игры «Повтори предложение»: «Повтори пословицу (поговорку)»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе.
5. Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Кто больше скажет без передышки»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.
У большинства детей трех лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционировать центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой челюсть должна быть подвижна. Ее движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.
Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков с, з, ц необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков о, у.
Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков м, п, б.
Для правильного произношения звуков с, з, ц, л ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать ее вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.
Движения языка. Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и скреплению звуков и, э.
Но второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слyxa на звуках а, у, и, о, э, м, п б, ф, в.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Статические упражнения для языка.
«ПТЕНЧИКИ» | Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. |
«ЛОПАТОЧКА» | Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
«ЧАШЕЧКА» | Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. |
«ИГОЛКА» | Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. |
«ГОРКА» | Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. |
«ТРУБОЧКА» | Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. |
«ГИБОК» | Рот открыт. Язык присосать к небу. |
«ЧАСИКИ», | Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. |
«ЗМЕЙКА» | Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. |
«КАЧЕЛИ» | Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. |
«ФУТБОЛ», | Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. |
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» | Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. |
«КАТУШКА» | Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. |
«ЛОШАДКА» | Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
«ГАРМОШКА» | Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. |
«МАЛЯР» | Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. |
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» | Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. |
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» | Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
Упражнения для губ.
«УЛЫБКА» | Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
«ЗАБОРЧИК» | Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. |
«ТРУБОЧКА» | Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. |
«ХОБОТОК» | Вытягивание сомкнутых губ вперед. |
«БУБЛИК », «РУПОР» | Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик»; «Улыбка»-«Хоботок». |
«КРОЛИК» | Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. |
Упражнения для мелкой моторики
В этом разделе содержатся стихотворения различной тематической направленности, а так же описания движений связанных с текстом. Подобные упражнения пополняют представления об окружающем мире и его словарный запас, улучшают дикцию малыша, фразовую и связную речь. Выразительные движения развивают пластику, артистизм, моторную координацию.
При показе ребенку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу с смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.
1.«Очки».
Бабушка очки одела
И внучонка разглядела. /Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам./
2.«Моя семья».
Вот дедушка
Вот бабушка
Вот папочка
Вот мамочка
Вот деточка моя
А вот и вся моя семья. /Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой обхватить весь кулачок./
3. «Пальчики здороваются»
Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец как живешь?» /Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев./
5.«Наш малыш»
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – наш малыш. /Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Упражнение можно повторить 2-3 раза./
6. «Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила. Малышей кормила:
Этому дала. Этому дала.
Этому дала. Этому дала.
А этому не дала. Он много шалил.
Свою тарелку разбил. /На первые три строчки чертить пальцем по ладошке На следующие четыре строчки загибают пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами восьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. В конце сделать хлопок ладошками. Упражнение повторяется 2 раза (начинать с правой руки, затем с левой) с проговариванием слов./
7. «Жук».
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит. /Пальчики в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими./
8. «Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять./Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке./
9. «Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу. /Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)- вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Поочередно каждой рукой./
10. «Дождик».
Дождик – дождик, полно лить,
Малых детушек мочить! /Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола./
11. «Курочка»
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала. /Поставить руки локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисти руки вниз, имитируя щипание курочки./
12. «Грабли»
Листья падают в саду,
Я их граблями смету./Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выправлены и тоже направлены на себя/.
13. «Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки. /Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням/.
14. «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка. /Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх/.
15. «Курочка»
Курочка прыг на крыльцо
И снесла себе яйцо. /Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении/.
16. «Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка. /Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые – крылья. Помахать ими/.
17. «Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. /Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается/.
18. «Осы»
Осы любят сладкое, к сладкому летят
И укусят осы, если захотят. /Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны/.
19. «Коза»
У козы торчат рога,
Может забодать она. /Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим/.
20. «Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат. /Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед/.
21. «Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становиться большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой. /Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение/.
22. «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет. /Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты во внутрь/.
23. «Корзинка»
В лес корзинку я беру.
И грибы в нее кладу. /Ладони на себя, пальцы переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку/.
23. «Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. /Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев/.
24. «Комарик»
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой. /Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).
25. «Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье. /Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз/.
26. «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. /Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение можно менять положение рук/.
27. «Кошка»
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке. /Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и согнуты/.
28. «Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам – там – там – там! /Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу/.
29. «Лошадка»
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво. /Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши/.
30. «Гусь»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть себя он хочет. /Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу/.
31. «Филин»
Сидит филин на суку
И кричит бу – бу – бу – бу. /Руки в кулачок прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
32. «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста. / Волк: делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные сгибаем во внутрь ладоней и образуем лоб, а остальные пальцы – верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса:выполняем тоже самое, но во внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее/.
33. «Краб»
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню. /Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую/.
34. «Птенчики»
Улетела птица – мать
Птенчикам жуков искать. /Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде/.
35. «Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь как тина,
От макушки до хвоста. /Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымянному/.
36. «Пальчик - мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел! /Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца/.
37. «Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок пион. /Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинут. По кругу и немного прогнуть/.
38. «Ладонь – кулак»
- Хочешь, тоже делай так:
То – ладонь, то кулак. /Руки положить на стол. Правая рука в кулаке, левая – ладонь. Чередовать движение рук «ладонь - кулак» одновременно двумя руками/.
Упражнения для развития фонематического слуха
Данные упражнения выбираются с учетом речевого дефекта ребенка.
При выполнении задания педагог сначала произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем все предложение.
Упражнения на автоматизацию звука Ш
1. НАШ МИШУТКА ЛЮБИТ ШУТКИ
2. ГОТОВИТ НАТАША ПШЁННУЮ КАШУ
3. У КАТЮШКИ НА ПОДУШКЕ ВЫШИТА КУКУШКА
4. НА КУХНЕ КОШКА ГОТОВИТ ЛЕПЕШКИ
5. ШАПКА ДА ШУБКА – ВОТ И НАШ МИШУТКА
6. В ШАЛАШЕ МНОГО ШАЛУНОВ
Упражнения на автоматизацию звука Ж
1. МЕДВЕЖОНОК НЕУКЛЮЖИЙ – ЖИВЕТ НЕ ТУЖИТ
2. У ЕЖИКА ЖИВОТ БОЛИТ. ЕМУ ПОМОЖЕТ АЙБОЛИТ.
3. ДВА ЖУКА ЛЕТЯТ, ЖУЖЖАТ: «НУЖЕН ДОЖДИК ДЛЯ УЖАТ»
4. ЕЖУ И ЕЖОНКУ УЖИН НУЖЕН.
ДАДИМ ЕЖЕВИКИ ЕЖАМ НА УЖИН.
5. ЖУК УПАЛ, И ВСТАТЬ НЕ МОЖЕТ. ЖДЕТ ОН, КТО ЕМУ ПОМОЖЕТ.
6. ЕЛЬ НА ЁЖИКА ПОХОЖА, ЁЖ В ИГОЛКАХ, ЁЛКА ТОЖЕ
Упражнения на автоматизацию звука Щ
1. МЫ КУПИЛИ ОВОЩЕЙ, И ДЛЯ СУПА И ДЛЯ ЩЕЙ.
2. ПЕТЯ ЛЕЩА ПОЙМАТЬ ОБЕЩАЛ.
3. ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ, ДА БОЮСЬ, ЧТО ВЫПУЩУ
Упражнение на автоматизацию звука Ч
1. ДАН КОТЕНКУ ЯЗЫЧОК, ЧТОБЫ ЧИСТИТЬ СВОЙ БОЧОК.
2. УДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ ЧАЕК, КОГДА ВОЛНЫ ИХ КАЧАЮТ
Упражнение на автоматизацию звука Ц
1. УТЕНОК НЕ БОИТЬСЯ ОКУНУТЬСЯ В ВОДИЦУ.
2. НЕ ПОЁТСЯ ПТИЦЕ, КОГДА ОНА В ТЕМНИЦЕ.
3. ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.
Упражнение на автоматизацию звука С
1. САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ.
2. МАЛЕНЬКУЮ ЛЮСЮ НАПУГАЛИ ГУСИ.
3. У МАЛЕНЬКОЙ САНИ, САНКИ ЕДУТ САМИ.
4. У САНИ КОСА ДО САМОГО ПОЯСА.
Упражнение на автоматизацию звука З
1. ДАЕТ ХОЗЯЙКА КАПУСТУ ЗАЙКЕ.
2. ДВЕ КОЗЫ И ДВА БИЗОНА, ПОТОПТАЛИ ВСЕ ГАЗОНЫ
3. ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА
Упражнение на дифференциацию звуков С-З
1. ВОЗДУХ ЛЕСНОЙ ПАХНЕТ СОСНОЙ
2.ДЕТИ НА СКАМЕЙКУ СЕЛИ. ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ЗАПЕЛИ.
3. СОСТАВЛЯЕТ ЗАЙКА ЗАБАВНУЮ МОЗАИКУ.
Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц
1. ВЕСНОЙ В ОКОНЦЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ,
2.ПОЗВАЛИ ЗАЙЦЕВ БЕЛКИ, ВЕСНОЙ НА ПОСИДЕЛКИ.
Упражнение на дифференциацию звуков С-Ш
1. НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ СТОИТ ИЗБУШКА.
2. ШАПКОЙ САША ШИШКИ СШИБ, ПОЛУЧИЛ НА ЛБУ УШИБ.
3. ШИШКИ НА СОСНЕ, ШАШКИ НА СТОЛЕ.
Упражнение на дифференциацию звуков З-Ж
1. ДОЖДИК, КАПЕЛЬ НЕ ЖАЛЕЙ, ЗЕМЛЮ - МАТУШКУ ПОЛЕЙ.
2. ОСА ЛЕТИТ, ОСА ЖУЖИТ САША ОТ НЕЕ БЕЖИТ
3. ИСПУГАЛИСЬ НЕ НА ШУТКУ ЗАЙКИ, ЕЖИКИ, МИШУТКИ.
Упражнение на дифференциацию звуков Ш-Ж
1. ИСПУГАЛИСЬ НЕ НА ШУТКУ ЗАЙЦЫ, ЁЖИКИ, МИШУТКИ.
Упражнение на дифференциацию звуков Ш-Ж-С-З
1. В ЖИВОМ УГОЛКЕ ЖИЛИ ЕЖИ ДА УЖИ
У ЕЖА – ЕЖАТА, У УЖА УЖАТА
Упражнение на дифференциацию звуков Ч-Т
1. ЧЕМ ТУЧИ ТЕМНЕЕ, ТЕМ ЛИВЕНЬ СИЛЬНЕЕ.
Упражнение на дифференциацию звуков Ч-С-З
1. СЕНЯ БУКВЫ ИЗУЧАЛ, СИМА АЗБУКУ ЧИТАЛ.
Упражнение на автоматизацию звука Л
1. ЭТИМ ЛЕТОМ Я В ЛЕСУ, ВИДЕЛ БЕЛКУ И ЛИСУ.
2. КЛОУН МИЛУ УДИВИЛ, ОН ЗА ХВОСТ СЛОНА ВОДИЛ.
3. ИСКАЛА БЕЛКА ДУБ С ДУПЛОМ.
ДУПЛО У БЕЛОК – ЭТО ДОМ.
4. ОКОЛО КОЛА - КОЛОКОЛА
Упражнение на дифференциацию звуков Л-Ль
1. ОЛЕНИ И ЛАНИ ГУЛЯЮТ НА ПОЛЯНЕ.
Упражнения на развитие речевого внимания и памяти.
Данный материал предлагается для заучивания всей группой детей, при этом можно использовать дидактический материал А.Н. Корнева. Стихи выбираются с учетом звука, который автоматизируется или дифференцируется на данном занятии.
ШАГАЮТ ПО ОПУШКЕ МЫШКИ,
ПОД МЫШКАМИ У МЫШЕК КНИЖКИ
ШУМИТ НА ОПУШКЕ
МИШКА ТОПТЫЖКА
ШИШКИ НА МАКУШКЕ
У БЕДНОГО МИШКИ
ШУБУ, ШАПКУ И КАЛОШИ
МЫ НАЙТИ НИКАК НЕ МОЖЕМ
ВОТ ТАКИЕ ШУТКИ
У НАШЕГО МИШУТКИ
НЕ ДЛЯ ШИТЬЯ НУЖНЫ ЕЖАМ
НАДЕЖНЫЕ ИГОЛКИ.
ЕЖИ ЖИВУТ – НЕ ТУЖАТ ТАМ,
ГДЕ ОБИТАЮТ ВОЛКИ
НЕУКЛЮЖИЙ МЕДВЕЖОНОК
ЕЖЕДНЕВНО УЖИН ЖДЕТ,
ВЕДЬ НА УЖИН МЕЖВЕЖОНОК
ПЬЁТ ОХОТНО ЖИДКИЙ МЁД
КАЖДЫЙ ЖУК ЖУЖЖИТ О ТОМ,
КАК ЖЕ ЖУТКО БЫТЬ ЖУКОМ –
КАЖДЫЙ МОЖЕТ ОБИЖАТЬ.
КАК ОБ ЭТОМ НЕ ЖУЖЖАТЬ?
ЖАДНАЯ ЖАБА НА СВЕТЕ ЖИВЕТ,
ЖАДНОСТЬ ТОЙ ЖАБЕ СПАТЬ НЕ ДАЕТ.
ДАЖЕ ЖУТКО – НЕ ОДНА
ТАКАЯ ЖАДИНА ОНА!
ЩЕТКА В ЯЩИКЕ ЛЕЖИТ,
ЩЕНОК К ЯЩИКУ БЕЖИТ.
ОН ИЩЕТ ЕЁ ТЩАТЕЛЬНО
И СТАЩИТ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПЕС ТАЩИТ ЩЁТКУ.
ЩЕНОК ТАЩИТ ЩЕПКУ.
ВЕДЬ ДЛЯ ЩЕНКА
ПОКА И ЩЕПКА ВЕЛИКА.
ТАНЕЧКА ЧЁТКО
ОТБИВАЕТ ЧЕЧЁТКУ,
НИ У КОГО ЧЕЧЁТКА
НЕ ЗВУЧИТ ТАК ЧЁТКО.
ВАНЕЧКА ВОДИЧКОЙ
МОЕТ ПЛЕЧИ, ЛИЧИКО,
МОЕТ ПАЛЬЧИКИ, БОЧОК,
- КАК БЫ ВЫМЫТЬ ЯЗЫЧОК?
У ЦАПЛИ ПТЕНЦЫ ТАКИЕ УДАЛЬЦЫ!
НА ОДНОЙ НОГЕ НЕ ЛЕНЬ
СТОЯТЬ ИМ С ЦАПЛЕЙ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ.
КОТЕНОК ЦАП КУСАЕТСЯ,
ЦЫЛЕНОК ЦЫП КЛЮЕТСЯ,
ОБОИМ ОТ ХОЗЯЙКИ
ЗА ЭТО ДОСТАЕТСЯ.
САМ СКАЗАТЬ СУМЕЙ – КА:
В САДУ СТОИТ СКАМЕЙКА,
НА СКАМЕЙКЕ СИДИТ КОТ,
ОН НАМ ПЕСЕНКИ ПОЕТ.
ДНЕМ СОННЫЕ СОВЫ
НА СОСНАХ СИДЯТ,
КОГДА ВСЕ УСНУТ -
НА ОХОТУ ЛЕТЯТ.
ЗНАЕТ ЗОЯ: ИНОГДА
ПАДАЕТ С НЕБЕС ЗВЕЗДА,
ЗВЕЗДОПАД ТЕХ УДИВИТ,
КТО, КОГДА ТЕМНО, НЕ СПИТ,
СОСУЛЬКЕ СЕГОДНЯ
СОВСЕМ НЕ ДО СНА
ЗНАЕТ ОНА: НАСТУПАЕТ ВЕСНА
ЗНАЕТ ЗАЙКА СОТНЮ СКАЗОК,
СТО ЗАГАДОК, СТО ЗАТЕЙ.
СОЗЫВАЕТ ВСЕХ ВЕСНОЙ
ОН В СВОЙ ДОМИК ПОД СОСНОЙ.
СОЛНЦЕ ЗАСИЯЛО,
ВЕСЕЛО ВСЕМ СТАЛО.
ВЕСЕЛЯТСЯ ПТИЦЫ –
ЗЯБЛИКИ, СИНИЦЫ.
ЗАБАВНОЙ ОБЕЗЬЯНЕ
НА МЕСТЕ НЕ СЕДИТСЯ.
ВЕСЬ ДЕНЬ ТА ОБЕЗЬЯНА
ПОЁТ И ВЕСЕЛИТСЯ.
СОНЯ И САНЯ
ВЕСЕЛО СМЕЯЛИСЬ:
ШЕСТЬ ПУШИСТЫХ КОШЕК
МЫШОНКА ИСПУГАЛИСЬ.
ЗЕЛЁНАЯ ЖАБА
С ЗАБАВНЫМ ЖУКОМ
ЗАБЫЛИ К ЗИМЕ
ПОДЫСКАТЬ СЕБЕ ДОМ
У КАТИ БЫЧОК -
ГЛУПЫЙ ЧУДАЧОК
ВЗДУМАЛ ОБУЧАТЬ
КАТЮ МЫЧАТЬ
ГУСЬ ГОГОЧЕТ И ГОГОЧЕТ
НЕ ПОЙМУ, ЧЕГО ОН СУЧЕТ?
- Я ХОЧУ ЧИСТОЙ ВОДИЧКИ
СЕМЕЧЕК И ЧЕЧЕВИЧКИ.
МИЛА ВЫМЫЛА ЛАДОНИ,
МИЛА СДЕЛАЛА САЛАТ.
МАМЕ ПОМОГАЛА МИЛА
МАМЕ МИЛУ ПОХВАЛИЛА.
ПЛЫЛА НА ЛОДКЕ ЛАЙКА.
У ЛАЙКИ - БАЛАЛАЙКА
ДОЛГО ПЕЛА ЛАЙКА МНЕ
О ПОГОДЕ, О ЛУНЕ.
БЕЛЫЙ СНЕГ, БЕЛЫЙ МЕЛ.
БЕЛЫЙ ЗАЯЦ ТОЖЕ БЕЛ
А ВОТ БЕЛКА НЕ БЕЛА
ДАЖЕ БЕЛОЙ НЕ БЫЛА
ЗАЯЦ БЕЛЫЙ, ЗАЯЦ БЕЛЫЙ,
ТЫ КУДА ЗА ЛЫКОМ БЕГАЛ?
ЗАЯЦ БЕЛЫЙ ОТВЕЧАЛ:
- Я НЕ БЕГАЛ, Я СКАКАЛ
У МЫШОНКА ТОТОШКИ
КАШКИ НЕМНОЖКО
ДУМАЕТ ТОТОШКА
ОТДАТЬ КАШКУ КОШКЕ.
И НЕ БУДЕТ КОШКА
ШИПЕТЬ НА ТОТОШКУ.
- ДОЖДИК, ДОЖДИК, ЛЕЙ, ЛЕЙ!
КАПЕЛЬ НЕ ЖАЛЕЙ! ЛЕЙ!
ДОЖДИК, ДОЖДИК, ТЫ НАМ НУЖЕН!
ПЕЛИ ЖАБЫ, ЛЕЖА В ЛУЖЕ.
ЗАЙКА ЗАБАВНЫЙ У ЖЕНИ ЖИВЕТ.
ЖЕНЯ НЕ ЗНАЕТ С ЗАЙКОЙ ЗАБОТ.
ЗАЙКЕ НЕ НУЖЕН НИ ОБЕД, НИ УЖИН.
ИЩУТ КАТЯ С ТАНЕЙ ВЕЩИ:
ИЩУТ ЩЕТКИ, ИЩУТ КЛЕЩИ,
ПЛАЩ, БОТИНКИ, ЯЩИК, ЛЕЙКУ,
ПАПА КУПИТ ИМ ИЩЕЙКУ
В ЦВЕТНИКЕ ДВЕ ОВЦЫ
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ПАСУТСЯ
У КРЫЛЬЦА БЕЗ КОНЦА
КИСКА ЕСТ ИЗ БЛЮДЦА
ЭТИМ ЛЕТОМ Я ЛЕСУ ВИДЕЛ БЕЛКУ И ЛИСУ
ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ. ДА НЕ ДОДОЛБИЛ
ИСКАЛА БЕЛКА ДУБ С ДУПЛОМ, ДОПЛО У БЕЛОК – ЭТО ДОМ
Заключение
Таким образом, целенаправленная работа по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста обеспечивает ребенку готовность к усвоению грамоты и способствует получению широких возможностей общения друг с другом. Хорошее владение речью играет весьма значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих всегда производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения.
Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От овладения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. – логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2000
- Дурова Н.В. – Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие – М.: Мозаика – Синтез, 2000
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Серия «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» М.: «ГНОМ и Д» 2006
- Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. – Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб. Издательство дом «МиМ», «Паритет», 1999
- Косинова Е.М. – Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО» 2004
- Лопухина И.С. – Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 1997
- Новоторцева Н.В. – Логопедическая тетрадь по развитию речи. Ярославль: Академия развития, 1996
- Савина Л.П. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель – АСТ, 2001
- Цвынтарный В.В. – Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: Лань, 1997.
Приложение 1
Автоматизация звука [Ш]
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей.
МАТЕРИАЛ: На каждого ребёнка по пушинке (перышки). Картинка с изображением медвежонка или игрушка. Из дидактического материала А.Н.Корнева серия картинок 1а, б, в.
Ход:
УПРАЖНЕНИЕ для речевого дыхания "Подуем на пушинку"
Дети встают в круг, логопед раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: "Фу -у - у", - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.
УПРАЖНЕНИЕ для артикуляционного аппарата: "Медвежата едят мёд"
Педагог говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мёд. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и "слизывать" мёд - дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладони, имитируют, что едят мёд. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий педагогом) Упражнение повторяется 3-4 раза.
УПРАЖНЕНИЕ для мелкой моторики - "Очки"
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела. /Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам/.
УПРАЖНЕНИЕ для развития фонематического слуха.
Педагог произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение.
НАШ МИШУТКА ЛЮБИТ ШУТКИ
УПРАЖНЕНИЕ на развитие речевого внимания и памяти.
Детям на короткое время (1-2 минуты) дают рассмотреть серию картинок 1а, б, в. Читается стихотворение - по описанию выбрать нужную картинку и педагог ведёт диалог с ребёнком по плану:
а) называются действующие лица
б) действия (события)
в) признаки и свойства персонажей и предметов (цвет, размер, расположение и взаиморасположение)
г) окружающая обстановка (ситуация).
После разбора одной картинки, дети находят различия на трёх картинках. По необходимости педагог задаёт вопросы. Ответы детей должны быть полными (2-3 слова в предложении).
Дифференциация звуков [С - Ш]
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей.
МАТЕРИАЛ: Карточки со схемами для дыхания. Картинки или фотографии с изображением положения языка для артикуляционной гимнастики. Картинки с изображением цепочки, избушки. Из дидактического материала А.Н.Корнева серия картинок 16 а, б, в.
Ход:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Вдох - выдох через нос 4 раза.
Вдох через нос - выдох через рот 4 раза.
Вдох через рот - выдох через нос 4 раза.
Вдох - выдох через рот 4 раза.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Порядок выполнения упражнений тот же. УПРАЖНЕНИЕ для мелкой моторики - "Цепочка"
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. /Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальцев/.
УПРАЖНЕНИЕ для развития фонематического слуха.
Логопед произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение.
НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ СТОИТ ИЗБУШКА. УПРАЖНЕНИЕ на развитие речевого внимания и памяти.
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 1. Дидактический материал А.Н.Корнева: серия картинок 16 а, б, в.
МАТЕРИАЛ для заучивания всей группой:
Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет
методическое пособие...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...