Конспект НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тема:«В мире доброты» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Возрастная категория: подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_kommunikatsii_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе                                        

Тема:«В мире доброты»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Возрастная категория: подготовительная группа

Цель занятия: закрепление коммуникативных  навыков и умение без насилия разрешать конфликты, учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные и отрицательные качества других и выражать это словами, делать комплименты через игры, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.

 Задачи:

Образовательные :

Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте. Учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения.

Учить раскрывать смысл пословиц,

Побуждать детей интересоваться смыслом слов, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Развивающие:

Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Воспитательные:

Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.

Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка»В.Осеева, «Гадкий утёнок» Г.Х..Андерсен, чтение стихотворения С.Михалкова «Бараны» с иллюстрацией «Два барана»,рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный

Материалы и оборудование: шкатулка с пословицами, мяч, машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер, круги голубой,  зелёный, оранжевый, зеленая ткань, лепестки цветов из цветной бумаги.

Планируемый результат: научились проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других, выражать это словами, делать комплименты

Ход занятия:

Воспитатель: Какое сегодня у нас хорошее настроение. Давайте поздороваемся. Ребята, а давайте сегодня поздороваемся друг с другом необычным способом. Приготовьте свои ладошки, сейчас вы по очереди будете подходить к каждому из ваших товарищей и прикладывать свои ладошки. Так вы поделитесь друг с другом своим теплом и добротой.

Дети здороваются.

Воспитатель: Ребята, вы почувствовали, какие у вас ладошки? Да, они нежные, мягкие и теплые.

И теперь мы можем начинать наше занятие.

Сегодня я предлагаю вам коммуникативные игры, с помощью которых мы закрепим ваши знания о том, как надо общаться друг с другом.

Игра «Ласковый дождик».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ласковый дождик». Для начала встаньте в две шеренги лицом друг к другу, вытяните руки вперед. Каждый из вас по очереди будет проходить между рядами, а вы в это время нежно гладя его по плечам, рукам, спине, будете произносить ласковые, добрые слова (комплименты).

Дети выполняют упражнение. Воспитатель помогает, подбадривает.

Воспитатель: Скажите, ребята: приятно было «попасть» под ласковый дождик? А говорить добрые слова было трудно или легко?

Сейчас у вас будет возможность продемонстрировать, как вы умеете общаться, ладить с людьми. Но сначала я хочу вам рассказать одну историю. 

Чтение стихотворения С.Михалкова «Бараны» с иллюстрацией «Два барана».

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом. 

Говорит барашек белый: 
«Братец, вот какое дело - 
Здесь вдвоем нельзя пройти:

Ты стоишь мне на пути!» 
Черный брат ответил: «Ме-е-е! 
Ты в своем, баран, уме! Ме-е-е! 
Пусть мои отсохнут ноги -

Не сойду с твоей дороги!» 
Уперся один ногами,

Замотал другой рогами.

Как рогами не крути -

Здесь вдвоем нельзя пройти. 
Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано 
Утонули два барана.

Обсуждение и разыгрывание проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему случилось несчастье с баранами?

А теперь давайте разыграем эту ситуацию. Посмотрим, как вы справитесь с этой проблемой. Ты …..белый барашек, а ты ….черный. А вот у нас мостик. И пошли наши барашки навстречу друг другу.

Дети выполняют упражнение, подсказывают друг другу, поддерживают. Воспитатель должен подвести детей к разным вариантам решения проблемы: можно уступить дорогу, а можно поддерживая и помогая друг другу вместе разойтись на узенькой дорожке. Предложить выбрать лучший вариант.

Воспитатель: Молодцы! Вы приняли правильное решение – пропустили друг друга, договорились.

Прежде, чем мы перейдем к следующей игре,ребята,давайте вспомним рассказ В.Осеевой « Просто старушка», о ком он,кто мне скажет? (Дети вспоминают рассказ и пересказывают его воспитателю)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Воспитатель: Молодцы.Ребята, мне очень приятно,что вы так хорошо помните этот рассказ. И все же, что такое «доброта»? (Ответы детей)

-Конечно, вы все правы. Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта-это солнце. Добрый человек любит людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.

В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко , добро. Добро-тебе , добро- от тебя. Как это верно. Подумайте и скажите , о ком или о чём можно сказать «добрый»?

Дети: вечер, путь, человек, поступок

- «Добрый человек» , а «добрый», значит он ещё какой?

Дети: внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый

-Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус?

Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?

Дети: В поступках, в делах, в действиях человека

-Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки?(ответы детей)

2. А сейчас посмотрите на стол, как много здесь разных предметов : зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы и скажите Какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?

(зёрнышками накормить птиц, цветок- полить, подарить, книгу- подклеить, чашку-вымыть, игрушку наладить)

3. Знаете ли вы добрые слова?

Предлагаю вам игру. Я начну, а вы закончите.

     Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …  (спасибо)

     Зазеленеет старый пень , когда услышит…… (добрый день)

     Если тебя ругают за шалости , надо сказать…(простите, пожалуйста)

     Если друг попал в беду….. (помоги ему)

     Решай споры словами, а не…(кулаками)

4.Поиграем в игру : «Скажи ласково имя своего соседа». Выходите, вставайте в круг , передавайте мяч и ласково называйте имя своего соседа. Молодцы.

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

Руки в боки , улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

5.Хоть разминка коротка, отдохнули мы слегка.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Я буду называть хорошие и плохие поступки детей.

Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой- топаете ногами и хмуритесь

 -Мальчик угостил девочку конфетой          ( Дети хлопают в ладоши)

 -Мальчик перевёл бабушку через дорогу.  ( Дети хлопают в ладоши)

 -Ваня забрал игрушку у малыша.      ( Дети топают ногами и хмурятся)

 -Саша дал свои варежки погреться Кате.    ( Дети хлопают в ладоши)

  -Маша помыла посуду.                                  ( Дети хлопают в ладоши)

  -Костя обозвал девочку плохим словом. ( Дети топают ногами и хмурятся)

6.Молодцы, вы правильно справились с заданием . Садитесь.

В руках шкатулка у меня

Пословиц в ней полно

Но мудрость спрятана одна

Как делать нам добро.

Вы сейчас достанете пословицу и расскажете о чём она.

           -Добрый человек добру учит

           -Добро всегда побеждает зло

           -Добро век не забудется.

           -Жизнь дана на добрые дела.

          -Мир не без добрых людей.

          -Доброе слово лечит, а худое калечит.

7.Ребята, вы знаете много добрых и волшебных слов, а чтобы они сопутствовали вам всегда,поиграем в игру «Вежливость». У меня в руках три кружка : голубой, оранжевый, зелёный. Голубой означает слово- спасибо, зелёный- пожалуйста, оранжевый- извините, простите. Какой кружок я подниму, такое слово вы произнесёте и составите предложение.

( Дети выполняют указание воспитателя)

Воспитатель: Вы все большие молодцы! Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Без хороших и добрых друзей нам не прожить. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый,какой воспитанный,какой добрый…»

 Игра: Волшебный букет цветов

. Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Ответы детей: (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Рефлексия:

Ребята, давайте вспомним  о чём сегодня мы говорили на занятии?

          Кто из ребят лучше всех старался?

          Какие вежливые слова вы запомнили?

А в заключении я хочу подарить вам солнышки, чтобы, глядя на них вам становилось тепло и вы вспоминали наше занятие.

                                                 Задания

Обоснуйте формы общения со взрослым и со сверстниками в данной возрастной группе

Формы общения со взрослыми

Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.

 «Ничто не приносит столько вреда при воспитании детей, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность.

Формы общения со сверстниками

 Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками. В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба. Главное средство общения - речь.

                  Обоснуйте выбор игр в соответствии с возрастом

Часто дети данного возраста стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Я думаю,что игры,которые я выбрала для своего занятия , помогут  мне обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Объясните содержание  использованных игр и роль взрослого в их организации и проведении

а)На развитие внимания,интереса к партнеру, умение оказывать положительные знаки внимания партнеру.

 Игра «Ласковый дождик».

 Дети встают в две шеренги лицом друг к другу, вытягивают руки вперед. Каждый из них по очереди  проходит между рядами, а остальные  в это время нежно гладят его по плечам, рукам, спине и  произносят ласковые, добрые слова (комплименты).

Игра «Комплименты»

На полу лежит кусок ткани зеленого цвет (полянка).Воспитатель заранее приготавливает лепестки цветов,вырезанные из цветной бумаги,Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Игра «Скажи ласково имя своего соседа». Дети выходят, встают в круг , передают мяч и ласково называют имя своего соседа.

б)На способность проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные и отрицательные  качества других, выражать это словами

Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Воспитатель называет хорошие и плохие поступки детей.

Когда он  называет хороший поступок, дети хлопают в ладоши и улыбаются, а когда плохой- топают ногами и хмурятся.

Игра «Вежливость»У воспитателя в руках три кружка : голубой, оранжевый, зелёный. Голубой означает слово- спасибо, зелёный- пожалуйста, оранжевый- извините, простите. Какой кружок он  поднимет, такое слово должны дети произнести и составить предложение.

 Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него.

Роль взрослого (педагога) заключалась в том, чтобы создать  хороший климат в группе потому что хороший климат в группе  возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. В данном случае воспитатель выступает как направляющее звено, которое  помогает  ребенку  научиться проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты,потому что воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Пройдя обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, у детей вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Взрослый может быть: "источником ресурсов", обеспечивающим игровымиматериалами; организатором игровой среды; наблюдателем, помощником, партнером по общению и игре, посредником, инициатором игры. Для детей важна не только сама игра, но и то, как именно ее предлагают, ведут и оценивают значимые для них взрослые – педагоги и родители. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ОО «Коммуникация»

Тема:  «По   следам   весны!»Программное  содержание:1)Расширить и систематизировать представления детей о весне и труде в весенний период;2)Добиваться  разнообразны...

Конспект НОД «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Тема «Дары осени»

развитие речевых навыков, закрепление знаний об овощах и других дарах природы...

Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "коммуникация" в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок "Неожиданный финал"

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Конспект ООД по коммуникации в подготовительной к школе группе на тему: «Сад Доброты»

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....