Проект педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей в условиях ДОУ.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Омельченко Ульяна Андреевна

Под педагогическим сопровождением мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей мы понимаем комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи ребенку и его семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), создающего оптимальные условия развития и воспитания.

Цель проекта состоит в разработке условий педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста, из неполных материнских семей учитывая особенности их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Исходя из цели, были определены задачи:

  1. Определить поэтапно особенности педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
  2. Определить содержание работы с мальчиками из неполных материнских семей на каждом этапе.
  3. Определить методы и формы работы с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей на каждом этапе работы.
  4. Разработать методики итоговой диагностики, позволяющие оценить эффективность реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_2.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей в условиях ДОУ.

Цель проекта состоит в разработке условий педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста, из неполных материнских семей учитывая особенности их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Исходя из цели, были определены задачи:

  1. Определить поэтапно особенности педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
  2. Определить содержание работы с мальчиками из неполных материнских семей на каждом этапе.
  3. Определить методы и формы работы с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей на каждом этапе работы.
  4. Разработать методики итоговой диагностики, позволяющие оценить эффективность реализации проекта.

Проект индивидуального педагогического сопровождения базируется следующих теоретических положениях:

Педагогическое сопровождение как поддержка ребёнка и развитие его субъектности (Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков). Педагогическое сопровождение представляется как особый способ  организации педагогического процесса, направленный на становление субъектной позиции  ребёнка в осваиваемых им видах деятельности и основанный на использовании специально разработанного педагогического обеспечения.

Сопровождение как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого (Л.М. Шипицына).  Результатом является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.  При этом сопровождение отличается от других видов помощи тем, что оно ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала человека, на активизацию его внутренних ресурсов.

Метод сопровождения как необходимая составляющая образования (Тарита Л.Г.). Метод сопровождения выступает в качестве необходимой составляющей поддержки всех инновационных процессов, поскольку он и возник как метод помощи субъекту-носителю той или иной проблемы. Именно с возникновением функции сопровождения на практике реализуется гуманистическая ориентация образовательных процессов.

Принципы проектирования.

  1. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности. Индивидуализаия и дифференциация содержания карты педагогического сопровождения в зависимости от индивидуальных и подгрупповых достижений и проблем.
  2. Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта. Ребенок должен ощущать успех, уверенность в себе, должен испытывать эмоциональное благополучие.
  3. Принцип интегративности. Данный принцип реализуется в педагогическом сопровождении следующим образом: все полученные знания и умения могут быть использованы мальчиками из неполных материнских семей в других видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).
  4. Принцип систематичности и последовательности. Предполагается преподавание и усвоение знаний мальчиками из неполных семей в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Педагогическое сопровождение состоит из двух основных этапов, которые заключаются в следующем:

  1. Консультирование матерей;
  2. Коррекционно-развивающая работа по проблемам общения и взаимодействия мальчиков из неполных материнских семей со сверстниками.

Задачи первого этапа  педагогического сопровождения:

  1. Познакомить матерей с проблемами неполных семей;
  2. Раскрыть особенности воспитания мальчиков из неполных материнских семей;
  3. Раскрыть проблемы развития мальчиков в неполных материнских семьях и заинтересовать матерей в поиске путей решения этих проблем.

Для решения задач первого этапа, предполагается провести консультацию с матерями об особенностях воспитания мальчиков в неполных семьях и проблемах общения и взаимодействия мальчиков со сверстниками.

В последующих индивидуальных встречах темы бесед должны быть индивидуально подобраны в соответствии с личностными особенностями детей (агрессивность, замкнутость, эгоистические черты характера, заниженная самооценка, неуверенность в себе и пр.). На этом этапе предполагается познакомить родителей с проблемами неполных семей, личностными особенностями мальчиков из таких семей и путями их решения. Воспитатель предлагает матерям рекомендации по оказанию помощи мальчикам во взаимодействии и общении со сверстниками. 

Внимание матерей будет обращено на взаимодействие мальчиков со сверстниками в игровой деятельности и общении.


Тематический план консультирования матерей

Цель: информирование матери о возможных трудностях в воспитании мальчика в неполной семье.

Содержание

время

Общее время

Встреча №1.

Консультация с матерью ребенка об особенностях и основных проблемах в воспитании мальчика в неполной семье.   Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

1 час

2 часа

Встреча №2.

Консультация с матерью об индивидуальных проблемах общения и взаимодействия мальчика со сверстниками.

Рекомендации по устранению нежелательных особенностей во взаимодействии и общении ребенка со сверстниками.

1 час

В итоге мы предполагаем повышение компетентности матерей в вопросе воспитания ребенка в неполной семье, и сотрудничество матерей и воспитателей  в работе по оказанию помощи мальчикам из неполных материнских семей в общении и взаимодействии со сверстниками.

Задачи второго этапа педагогического сопровождения:

  1. Способствовать преодолению таких поведенческих проблем как агрессивность, замкнутость, эгоистические черты характера, заниженная самооценка, неуверенность в себе посредством организации индивидуальных занятий и коррекционных упражнений, направленных на нормализацию взаимоотношений и общения мальчиков со сверстниками;
  2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений мальчиков со сверстниками.

Для решения первой задачи второго этапа педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, необходимо организовать индивидуальные (в малых подгруппах) занятия и упражнения. Для этого должны быть проведены игры и упражнения на снятие негативных эмоций, повышение самооценки, коррекции личностных особенностей мальчика.

Для реализации второй задачи предполагается создание педагогом проблемных ситуаций и  ситуаций успеха, сопровождение в различных видах деятельности (игре, труде и др.), где мальчик из неполной семьи  сможет ощутить свою значимость и достойное положение в среде сверстников.

Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполной материнской семьи.

Задачи педагогического сопровождения

Характеристики педагогического сопровождения

Формы организации педагогического сопровождения

Нормализация общения мальчика из неполной семьи со сверстниками

Общение со сверстниками

Беседы с ребенком

Ознакомление с мужскими профессиями, формирование представлений о труде мужчины дома

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «построй свой дом», «рыцари», «супергерои»;

Проведение бесед о мужской профессии, о характере мужчины

Регулирование межличностных отношений

Проблемные ситуации

Условная проблемная ситуация «мяч»;

п/с: «всеми любимая роль», «а я хочу играть по-другому!», «как договориться?», «строитель», «мозаика».

Коррекция нежелательных личностных особенностей мальчика.

(Подбираются в соответствии с личностными особенностями ребенка).

Коррекционные игры и упражнения

Агрессивность:

- акцентирование внимания на поступках, обсуждение их с ребенком.

- Игры и упражнения: «ящик с обидами», «два барана», «доброе животное», «прогулка с компасом».

Замкнутость:

- совместные настольные игры;

- Игры и упражнения: «паровозик», «закончи предложение», «маленький скульптор»;

Повышение самооценки:

«За что меня любит мама», «Я - лев!»,  «клеевой дождик», «комплименты».

Стимулирование мальчика к общению и взаимодействию со сверстниками

Продуктивная деятельность ребенка

Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»;

Налаживание позитивных отношений между воспитателем и ребенком.

Совместная деятельность ребенка с педагогом

Совместные игры, конструирование,

Таким образом, организация педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, обеспечит наиболее благоприятное пребывание детей в группе ДОУ, поможет мальчикам наладить представление о  формах мужского поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.

Педагогическое сопровождение мальчиков из неполных материнских семей предполагает повышение компетентности матерей в вопросе воспитания ребенка в неполной семье, и сотрудничество матерей и воспитателе...

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода...

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами...