Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявление и развитие интеллектуального потенциала личности каждого ребенка и помощь детям, имеющих интеллектуальные способности.
Данная программа предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие: логического мышления детей старшего дошкольного возраста, визуально-пространственных и кинестетических навыков у детей; формирование способности анализировать, комбинировать и преобразовывать, рассуждать и делать выводы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Медвежонок» г.Тамбов
Развивающая психолого-педагогическая программа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Милованова Светлана Владимировна педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок»
Содержание
Актуальность | ||
Вид программы и описание участников программы | ||
Цели и задачи программы | ||
Научные, методологические и методические основания программы | ||
Обоснование необходимости реализации программы | ||
Программные мероприятия | ||
Календарно-тематический план | ||
Используемые методики и технологии, диагностический инструментарий (со ссылкой на источники ) | ||
Список литературы | ||
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы | ||
Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы | ||
Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы | ||
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы | ||
Сроки и этапы реализации программы | ||
Ожидаемые результаты реализации программы | ||
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы | ||
Критерии оценки достижения планируемых результатов: | ||
Сведения о практической апробации |
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявление и развитие интеллектуального потенциала личности каждого ребенка и помощь детям, имеющих интеллектуальные способности.
Данная программа предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие: логического мышления детей старшего дошкольного возраста, визуально-пространственных и кинестетических навыков у детей; формирование способности анализировать, комбинировать и преобразовывать, рассуждать и делать выводы
Актуальность темы
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Инициатива обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых детей и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен большим потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Важными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития интеллектуальных способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с детьми, имеющими интеллектуальные способности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Вид программы: развивающая психолого-педагогическая, направленная на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала воспитанников.
Участники реализации программы
Руководители:
- заведующий ДОУ
- заместитель заведующего
А так же:
- воспитанники детского сада 6-7 лет
- родители детей
- педагоги ДОУ
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 35 минут.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по интеллектуальному развитию детей 6-7 лет. Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, памяти, восприятия, воспитание нравственно-волевых качеств.
На каждом занятии проводится ритуал приветствия. Он создает положительный настрой на предстоящую деятельность, учит детей слушать педагога, радоваться своим успехам, адекватно реагировать на ошибки.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях», работа с «Волшебными квадратами» Воскобовича, игра «Танаграм», игры-задания на трансфигурацию. Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: приветствие, проблемная ситуация, игры и упражнения по теме, работа в тетради, рефлексия.
Для детей в первой части занятия представлены более сложные упражнения и задачи в виде чертежа, рисунка, схемы.
Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
Вторая часть занятия - компьютерные задания. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 6 - 7 лет - 15 минут, что отвечает правилам и нормам СанПиН.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития детей, имеющих интеллектуальные способности, их самореализации.
Задачи программы.
- Создать систему раннего выявления и отбора детей, имеющих интеллектуальные способности, поиск и систематизация методов диагностики.
2. Развивать интеллектуальные способностей и познавательную активности: любознательность, интерес к учебной деятельности, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение и фантазию.
3. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных возможностей.
5. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
6. Обмен опытом педагогов по работе с детьми, имеющих интеллектуальные способности на муниципальном и региональном уровне.
Научные, методологические и методические основания программы
Первые упоминания о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречаются у Аристотеля, но предметом серьёзных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Френсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области исследования в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе «План исследования детской души» (1906) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим учёным была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и други [2].
Выделяют несколько видов одаренности, но преимущественно в публикациях речь идет об исследовании интеллектуальной.
Интеллектуально одаренный ребенок – ребенок, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.
Обоснование необходимости реализации программы
Реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, имеющего интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста» необходима для выявления детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Перечень и описание программных мероприятий
Реализация программы осуществлялась в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей.
Участники | Мероприятия |
Воспитанники |
|
Педагоги |
Знакомство педагогов с индивидуальными особенностями детей, имеющими интеллектуальные способности. |
Родители |
детей.
|
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 6-7 лет
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Сентябрь | 1неделя | Занятие №1 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи Развивать логическое и пространственное мышление, память, восприятие формы, величины. | 11.Упражнение « Веселое путешествие мышонка» 2.Упражнение «Ребус» 3.Упражнение «Секретная паутина» (Игры «Мерсибо») СД- 001 часть1 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. |
Занятие №2 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.. Упражнение «Логическая цепочка» 2.Упражнение «Случайная фигура» (Игры «Мерсибо»)
СД- 002 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
2неделя | Занятие №3 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Загадочный шкаф» 2.Упражнение « Загадки и отгадки» 3.Упражнение «Близкие родственники» (Игры «Мерсибо») СД- 003 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №4 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение « Рассеянный художник» 2.Упражнение «Загадки-заплатки» (Игры «Мерсибо») СД- 004 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. | ||
3 неделя | Занятие №5 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. .Логические задачи «Мальчики и девочки» 2.Упражнение «Недостающее звено» СД- 005 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | |
Занятие №6 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Общее название» 2.Упражнение «Подходящие слова» СД- 006 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | ||
4 неделя | Занятие №7 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Подходящая пара» 2.Упражнение «Страшное животное» СД- 007 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №8 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. |
3.Танграм «Квадрат» СД- 008 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Октябрь | 1неделя | Занятие №9 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Подходящий транспорт» 2.Упражнение «Лишний предмет» 3.«Ребусы» СД- 009 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления |
Занятие №10 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение « Загадочная дверь» 2.Логические задачи 3.Читай,думай,скажи СД- 010 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
2неделя | Занятие №11 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Ребусы» 2. Логические задачи «Перепутаница» 3.Упражнение «Одинаковые буквы» СД- 011 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №12 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Ребусы» 2.Упражнение «Качества человека» 3.Танграм «Волк» СД- 012 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
3 неделя | Занятие №13 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. . «Ребусы» 2.Логические задачи «Сказочные герои» 3.Упражнение «Необычный кросс» ( игры «Мерсибо») СД- 013 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №14 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. 1.Упражнение «Четыре фотографии» 2.«Упражнение «Удивительные узоры» 3. Танграм «Животные - заяц» СД- 014 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
4 неделя | Занятие №15 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Ветерок-озорник» ( игры «Мерсибо») 2.Упражнение « Спрятанные слова» 3.Задание на трансфигурацию «Корабль» СД- 015 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №16 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Модный удав» ( игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Развертка» СД- 016 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Ноябрь | 1неделя | Занятие №17 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Найди недостающую фигуру» 2.Упражнение «Переменка» (игры «Мерсибо») 3. Танграм «Птицы - лебедь» СД- 017 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления |
Занятие №18 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Пингвины-невидимки» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Найди ошибку» СД- 018 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
2 неделя | Занятие №19 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Разбиралка-собиралка» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение « Найди ошибку в каждом ряду» СД- 019 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №20 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Найди закономерность» 2.Упражнение «Прятки под шапкой» (игры «Мерсибо») СД- 020 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
3 неделя | Занятие №21 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Найди ошибку» 2.Задание на трансфигурацию «Воздушный змей» СД- 021 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №22 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение « Пуговицы» 2.Упражнение «Угадай мальчика» СД- 022 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
4 неделя | Занятие №23 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Букет» 2.Задание на трансфигурацию «5 квадратов» СД- 023 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №24 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение « Повара» 2.Упражнение «Дорисуй недостающий» СД- 024 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Декабрь | 1неделя | Занятие №25 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Новосел» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Найди закономерность» СД- 001 часть2 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. |
Занятие №26 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.. Упражнение « Маскарад» 2.Упражнение «Найди дерево» 3. «Волшебный квадрат» (Воскобович) СД- 002 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||
2неделя | Занятие №27 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. 1.Упражнение «Покупка» 2.Упражнение « Собери фрукты» 3.«Волшебный квадрат» (Воскобович) СД- 003 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №28 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Трансфигурация «3 квадрата-1» 2. Упражнение « Выполни по образцу» 3.Упражнение «Выяви закономерность» СД- 004 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. | ||
3 неделя | Занятие №29 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Помоги бабушке» 2.Упражнение «Узнай ширину » СД- 005 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | |
Занятие №30 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Покупки» 2.Упражнение «Выполни по образцу» СД- 006 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | ||
4 неделя | Занятие №31 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Трансфигурация «5 квадратов -2» 2.Логические задачи 3.СД- 007 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №32 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «СУДОКУ» 2.Танграм «Квадрат» СД- 008 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Январь | 1неделя | Каникулы | ||
2неделя | ||||
3 неделя | Занятие №33 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. |
«Тир-выбивалка» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Дорисуй» (круги) СД- 025 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. Задание 5. Развитие логического мышления | |
Занятие №34 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Выбери картинку» 2.Задание на трансфигурацию «Письмо» СД- 001(2) Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
4 неделя | Занятие №35 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение « Закономерность» 2.Упражнение «Дорисуй фигуру» (квадрат) СД- 002(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №36 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Логика и внимание» 2.Игра « Танграмм» (дома) СД- 003(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Февраль | 1неделя | Занятие №37 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Трансфигурация 2.Упражнение « Дорисуй фигуру» (треугольник) СД- 004(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей. |
Занятие №38 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение « Пересечение множеств» 2.Упражнение « Определи сказку» СД- 005(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
2неделя | Занятие №39 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Классификация предметов» 2.Задание на трансфигурацию «Ракета» СД- 006(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №40 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение « Где чей дом?» 2.Упражнение «Дорожные работы» (игры «Мерсибо») СД- 007(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
3 неделя | Занятие №41 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Логические задачи «Ареал обитания» 2.Упражнение «Развиваем сообразительность» СД- 008(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей. | |
Занятие №42 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Гончарная логика» 2.Логические блоки Дьенеша СД- 009(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
4 неделя | Занятие №43 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Танграм « Здания- дом с трубой» 2.Упражнение « В посудной лавке» «Волшебный квадрат» (Воскобович) СД- 010(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №44 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Веселые задачки» 2.Задание на трансфигурацию «Палатка» СД- 011(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей |
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
Март | 1неделя | Занятие №45 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Раскрась фонарики» 2.Упражнение « Внимание и сообразительность» СД- 012(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности Задание 6. Работа с логической таблицей |
Занятие №46 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Логические задачи «Пасхальные задачи» 2.«Пространственное мышление» СД- 013(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы | ||
2 неделя | Занятие №47 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Запутанные истории» 2.Упражнение «Приметы времени» СД- 014(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №48 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи «Логика цвета» 2.Упражнение « Найди закономерность» СД- 015(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
3 неделя | Занятие №49 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Логические задачи «Осторожно, пчелы» 2.Упражнение «Школьные задачки» СД- 016(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №50 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. 1.Логические задачи «Куда пойти в выходной» 2.Упражнение « Дорисуй фигуры» (ромб) СД- 017(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
4 неделя | Занятие №51 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 1 2.Логические блоки Дьенеша 2.Упражнение « Сравни картинки» СД- 018(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |
Занятие №52 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 2 2.Упражнение «Измени фигуру» 3.Задание на трансфигурацию «Квадраты» СД- 019(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей |
еализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||||
Апрель | 1неделя | Занятие №53 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 3 2.Упражнение «Продолжи ряд» СД- 020(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||
Занятие №54 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 4 2.Упражнение «Измени фигуру» 3. Танграм «Человек» СД- 021(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||||
2неделя | Занятие №55 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 5 2.Упражнение « Сравни картинки» 3.Упражнение «Продолжи ряд» СД- 022(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |||
Занятие №56 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Разминка – отвечайка 6 2.Упражнение «Измени фигуру» 3.Задание на трансфигурацию «Квадраты» СД- 023(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||||
3 неделя | Занятие №57 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Невнимательный художник» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Продолжи ряд» СД- 024(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |||
Занятие №58 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Измени фигуру» 2.Упражнение «Сравни предметы по 3 признакам» СД- 024(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||||
4 неделя | Занятие №59 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Дружные гусеницы» (игры «Мерсибо») 2.Упражнение «Продолжи ряд» СД- 025(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | |||
Занятие №60 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Сравни предметы по 3 признакам» 2. Упражнение «Разбитая чашка» СД- 025(2) Задание 2. Изучаем множества Задание 4. Поиск последовательности Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы Задание 6. Работа с логической таблицей | ||||
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||||
Меяц | Неделя | № занятия п/п | ||||
Май | 1неделя | Занятие №61 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Секретная паутина» 2.Упражнение «Футболка» СД- 001 часть3 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. | ||
Занятие №62 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Прятки под шапкой» 2.Упражнение «Пассажиры» СД- 002 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | ||||
2неделя | Занятие №63 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Упражнение «Яблоко» 2.Упражнение « Сравни картинки» СД- 003 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |||
Занятие №64 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Ребусы» 2. Упражнение « Сравни картинки» ( 3.Упражнение «Пассажиры» СД- 004 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие пространственного мышления. | ||||
3 неделя | Занятие №65 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи 2.Упражнение «Модный удав» СД- 005 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. | |||
Занятие №66 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи 2.Упражнение «Пассажиры» СД- 006 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | ||||
4 неделя | Занятие №67 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Логические задачи 2.Упражнение «Свеча» СД- 007 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие логического мышления | |||
Занятие №68 | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Птицы в клетке» 2.Танграм «Квадрат» СД- 008 Задание 2. Последовательности и множества. Задание 3. Развитие памяти. Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления. Задание 5. Развитие внимания. |
Используемые методики и технологии, психологический и психолого-педагогический инструментарий
Здоровье сберегающие технологии:
- тренинговые упражнения;
- игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения;
- дыхательная гимнастика;
Информационно-коммуникативные технологии:
- создание компьютерных презентаций
- оформление консультаций;
- оформление результатов первичной и итоговой диагностики;
- использование компьютерных игр Психологического центра «Адалин», компьютерные игры на электронных носителях «Мерсибо»;
- знакомство с психологическими новинками в Интернет;
- использование мультимедийного проектора на занятиях и во время демонстрации презентаций.
Личностно-ориентированные технологии:
- по результатам первичной и итоговой диагностики (выявление особенностей развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, уровня интеллектуального развития ребенка, усидчивости, произвольной концентрации внимания, исследование внутренней позиции школьника) даются рекомендации педагогам данных возрастных групп по работе с каждым воспитанником;
- при планировании своей деятельности ориентироваться на запросы родителей и педагогов детского сада;
- с целью повышения эффективности работы на занятиях используются тренинговые упражнения, элементы релаксации, проективные методики, игровые технологии, разработка проектов и презентаций.
Диагностический инструментарий:
Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, педагогом-психологом заполняются следующие опросники:
1.Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева) (gnpbu.ru - Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО)
2.Опросник «Креативности Дж.Рензулли» (в адаптации Е.Е.Туник). Туник Е. (Журнал «Школьный психолог» № 4/2004)
Анкетирование родителей:
1.«Методика диагностики детской одаренности для родителей» (Сайт дошкольное развитие-doshvozrast.ru) разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».
2.Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (Методическое пособие «Диагностика детской одаренности» Составитель: Майданенко С.В). Эта методика позволяет сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Она адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5до 10 лет.
3.Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника», включающая 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Автор В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой. Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.
Для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики:
1. «Методики для проведения экспресс-диагностики развития познавательных процессов детей 6 - 7 лет» А. Л. Венгер (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста).
2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006). Индивидуальный тест, направленный на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ
3.Индивидуальный тест Д.Векслера («Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера - детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998) Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:
Субтест общей осведомленности - исследует запас относительно простых сведений и знаний.
Субтест общей понятливости - оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.
Арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.
Субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.
Словарный субтест - направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).
Субтест повторения цифровых рядов - направлен на исследование оперативной памяти и внимания.
4.Прогрессивные матрицы Равенна (Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы — «Когито-Центр». — М., 2012 Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно - образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.
Список литературы
1.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.Д. Гурович: Спб: Детство-Пресс, 2012.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4.В мире логики. Развиваем мышление. Ростов - на-Дону ООО «Феникс +»
5.Дмитриева В.Г.Развиваем логику.- М.:Издательство АСТ,2016
6.Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт-сост. Е.Н. Носова, Р.Л. Непомнящая /(Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 2013.
7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. – М.: Мозаика – Синтез,2007.85
8.Попомаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта в 2-х частьях. Издатель-Пономеренко А.С., 2009
9.Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы — «Когито-Центр». — М., 2012
10.Развиваем мышление и логику. Автор- составитель В.Полушкина.-М.: Астрель;СПб.,2009
11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста
12.Смолярчук И.В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тамбов, ИПКРО, 1995
13. Ткаченко Т.А. Мышонок в царстве логики: тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет.-М.:ВАКО,2016
14. Ушинская Т.В. Развиваем логику и сообразительность-СПб.: Издательский дом «Литера».2017
15.Черенкова ЕФ. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. –М.: «Дом 21 век».
15. http://grigo-school.ucoz.ru/dir/psikhologicheskij_centr_adalin
Ограничения и противопоказания
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, имеющего интеллектуальные способности» не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:
1) дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью;
2)дети с психопатоподобным поведением, дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения);
3) дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе;
Способы, которыми обеспечивается гарантия прав
участников программы
Одним из главных условий реализации психолого-педагогической программы является соблюдение права ее участников, основанными на принципах: взаимоуважения, конфиденциальности высказываний, свободы участия. Психолог, реализующий программу, действует, руководствуясь «Этическим кодексом психолога».
Сферы ответственности участников программы
Участники несут ответственность за:
– соблюдение правил взаимодействия друг с другом;
– свое поведение.
Психолог несет персональную ответственность за:
– жизнь и здоровье воспитанников во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;
Психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, развивающей работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
В ходе реализации программы психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:
1. Требования к специалистам, реализующим программу
Для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.
2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.)
Занятия проводились в кабинете психолога, с использованием компьютера, мультимедийного проектора для вывода информации на экран.
Необходимое оборудование: развивающие игры, настольно-печатные игры, краски, тетради, набор цветных карандашей по количеству участников, записи с музыкой для релаксации, записи мультфильмов, диск "Комплексная программа развития интеллекта» (Психологический центр «Адалин»), компьютерные игры на электронных носителях «Мерсибо».
3.Требования к организации занятий с использованием цифрового оборудования(согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным 22.07.2010)
Занятия с использованием компьютера с детьми 7 лет следует проводить не чаще одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
Продолжительность занятия для детей 7 лет-15 минут.
Занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) желательно проводить в первой половине дня. Рекомендуется включать в занятия физкультминутку и гимнастику для глаз.
Монитор компьютера должен быть на уровне глаз ребенка или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы, окна следует закрывать легкими светлыми шторами. В вечернее время работа с компьютером проводится при освещении комнаты верхним светом или местным источником света, расположенном вне поля зрения детей. Недопустимо использование компьютера для одновременного занятия двух и более детей.
4. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы
Для реализации программы в учреждении необходим Интернет.
Сроки и этапы реализации программы
Реализация психолого-педагогической программы осуществлялась поэтапно с 2019 по 2021 год.
Программа состоит из 4-х этапов:
1 этап – диагностический;
2 этап – коррекционно-развивающие занятия с целью развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в эмоционально-волевой и познавательной сферах воспитанников;
4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение. Представление опыта работы в форме выступления на педагогическом совете в МБДОУ «Детский сад «Машенька» г.Тамбова
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы работы с педагогами для целенаправленной работы с детьми, склонными к интеллектуальной деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Повышение ответственности педагогов детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
10. Повышению профессиональной компетентности родителей, педагогов.
Система организации контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществлялся администрацией образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа утверждена на педагогическом совете. По завершению занятий педагогом-психологом была проведена итоговая диагностика и составлен итоговый отчет, в котором отразились качественные и количественные результаты реализации программы. Педагог-психолог выступила с отчетом на заседании педагогического совета.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Система тем и заданий, разработанных в программе, дала воспитанникам детского сада возможность хорошо подготовиться к Всероссийскому интеллектуальному конкурсу для выпускников детских садов «Классики - скоро в школу».
Участники конкурса выполняли задания на развитие логических операций, умственных способностей, на проверку умений ребенка сравнивать предметы, находить сходство и различие между ними, классифицировать предметы по различным признакам, называть группы предметов обобщающим понятием, устанавливать простые закономерности, ориентироваться в пространстве, делать несложные умозаключения. Двое воспитанников детского сада заняли 2 место по РФ
Сведения о практической апробации
Программа «Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» была апробирована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Медвежонок» г.Тамбов в период с 01.09.2019г по настоящее время. Доказала свою эффективность. Дети владеют основными логическими операциями. Умеют мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Могут объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеют мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Дети находят закономерности в явлениях, умеют их описывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость вним...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...