Статья по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа)
Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены этапы работы над развитием пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которое закладывает успешное дальнейшее обучение в школе. Пересказ является организованным видом речи, поэтому требует специального воспитания.
Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, типы текстов, средство связи, языковые представления, общее недоразвитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_razvitiyu_pereska_u_detey_5-6_let_s_onr_iii_urovenya.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
Г. С. Бойназарова
(студентка 4 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены этапы работы над развитием пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которое закладывает успешное дальнейшее обучение в школе. Пересказ является организованным видом речи, поэтому требует специального воспитания.
Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, типы текстов, средство связи, языковые представления, общее недоразвитие речи.
Важнейшим условием успешности обучения ребенка с общим недоразвитием речи в школе является развитие пересказа. Ведь на сложные вопросы школьной программы необходимо давать развернутые ответы, воспроизводить содержание текстов из учебников, только обладая хорошо развитым пересказом ребенок с общим недоразвитием речи сможет справляться с данными задачами.
Формирование пересказа у детей 5-6 лет - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (В. В. Воробьёва, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, И. Тихеева, Т. А. Ткаченко и др.).
Под пересказом подразумевается вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в изложении ребенком содержания прочитанного текста как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
**
Традиционные виды пересказа для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи: подробный, или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Цель развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи - обогатить и разнообразить речь, приучить к последовательности и точности изложения.
Требования к пересказам детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи таковы:
- Осмысленность, то есть, полное понимание текста, является главным в обучении.
- Полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
- Последовательность и связность пересказа.
- Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
- Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
- Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции пересказа. При рассказывании они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Творческий пересказ детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.
Основные направления логопедической работы по формированию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
1этап - подготовительный. Цель: формирование и развитие лексико-грамматических строя речи, построение развернутой фразы и простых предложений. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как, совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание. Речь у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап - основной. Цель второго этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, то есть развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
3 этап - заключительный. Цель третьего этапа работы состоит непосредственно из проведения игр и упражнений, которые помогут закрепить полученные знания и навыки у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи.
Очень важно то, как взрослый слушает рассказы ребёнка. Каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался этот рассказ, всегда необходимо с большим вниманием и заинтересованностью прослушать его до конца.
Научный руководитель - к. п. н., проф.
кафедры логопедии и детской речи
Л. В. Ковригина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...
Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня
Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...
Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам познавательно - игрового сеанса.
Тема по самообразованию....
Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.
Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...
"Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации."
Пухлякова Олеся Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизац...
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "
Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....