"Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации."
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Пухлякова Олеся Николаевна.
Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.
Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.
Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.
Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также
Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.
Игра-драматизация для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Перспективный план работы воспитателя по развитию коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.
Сроки | Задачи | Работа с детьми | Работа с родителями |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
Сентябрь, октябрь | 1. Выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.
2.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников. 3.Подбор игр-драматизаций, материалов и оборудования для реализации проекта | 1. Педагогическая диагностика с логопедом Власовой Ириной Евгеньевной. (Приложения 1, 2). | Родительское собрание «Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации» (ZOOM) (Приложение 3) |
ОСНОВНОЙ ЭТАП | |||
Ноябрь |
| Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» (Приложение 7) Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» (Приложение 7)
| Консультация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОНР III уровня речевого развития»
|
Декабрь |
| Драматизация сказки «Зимовье зверей» (Приложение 7) Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» (Приложение 7) | Памятка «Игры-драматизации как средство развития речи детей» (Приложение 4), Буклет «Развиваем общение ребёнка со сверстниками» (Приложение 5) |
В процессе организации игры-драматизации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные способности. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре-драматизации присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре-драматизации, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Игра-драматизация способствует развитию речи (монолог, диалог). Это важно для детей в ОНР.
В работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских играх-драматизациях и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры-драматизации. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Применение игры-драматизации как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение). Овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.
Ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для старших дошкольников с ОНР, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков.
Таким, образом, можно сделать вывод, эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей 5-6 лет с ОНР являются игры-драматизации. Они способствуют активизации разных сторон речи ребенка – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. В играх-драматизациях дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией.
Условиями успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игре-драматизации являются отбор сюжетов, которые отражают сложные коммуникативные ситуации, применение активных методов, включающих детей в ситуации сотрудничества, и постепенное снижение руководящей роли педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2021.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пухлякова Олеся Николаевна.
Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.
Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.
Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.
Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также
Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.
Игра-драматизация для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Перспективный план работы воспитателя по развитию коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.
Сроки | Задачи | Работа с детьми | Работа с родителями |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
Сентябрь, октябрь | 1. Выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации. 2.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников. 3.Подбор игр-драматизаций, материалов и оборудования для реализации проекта | 1. Педагогическая диагностика с логопедом Власовой Ириной Евгеньевной. (Приложения 1, 2). | Родительское собрание «Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации» (ZOOM) (Приложение 3) |
ОСНОВНОЙ ЭТАП | |||
Ноябрь |
| Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» (Приложение 7) Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» (Приложение 7) | Консультация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОНР III уровня речевого развития» |
Декабрь |
| Драматизация сказки «Зимовье зверей» (Приложение 7) Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» (Приложение 7) | Памятка «Игры-драматизации как средство развития речи детей» (Приложение 4), Буклет «Развиваем общение ребёнка со сверстниками» (Приложение 5) |
В процессе организации игры-драматизации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные способности. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре-драматизации присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре-драматизации, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Игра-драматизация способствует развитию речи (монолог, диалог). Это важно для детей в ОНР.
В работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских играх-драматизациях и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры-драматизации. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Применение игры-драматизации как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение). Овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.
Ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для старших дошкольников с ОНР, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков.
Таким, образом, можно сделать вывод, эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей 5-6 лет с ОНР являются игры-драматизации. Они способствуют активизации разных сторон речи ребенка – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. В играх-драматизациях дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией.
Условиями успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игре-драматизации являются отбор сюжетов, которые отражают сложные коммуникативные ситуации, применение активных методов, включающих детей в ситуации сотрудничества, и постепенное снижение руководящей роли педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...
Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня
Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...
Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам познавательно - игрового сеанса.
Тема по самообразованию....
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор представляет опыт работы познавательного раз...