Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Махревич Юлия Александровна

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит у детей с общим недоразвитием речи. Речевое и коммуникативное развитие этих детей отличается от нормы. Дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в осуществлении коммуникации, что обусловлено недостаточной сформированностью языковых средств, неумением их использовать в общении. Неспособность ребенка к организации процесса общения затрудняет межличностное взаимодействие детей, создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

 Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит у детей с общим недоразвитием речи. Речевое и коммуникативное развитие этих детей отличается от нормы. Дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в осуществлении коммуникации, что обусловлено недостаточной сформированностью языковых средств, неумением их использовать в общении. Неспособность ребенка к организации процесса общения затрудняет межличностное взаимодействие детей, создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

 Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В качестве области коррекционной работы в социально-коммуникативной сфере нами был выбран театр теней, основная особенность которого заключается в том, что ребенок активно взаимодействует со сверстниками, реализует творческий потенциал, развивает монологическую и диалогическую речь.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативных навыков у детей в старшей группе с общим недоразвитием речи будет более эффективным при условии включения в дошкольное учреждение технологии театрализованной деятельности. Данная гипотеза определила цель и задачи нашего исследования.

Цель нашего исследования - Выявление педагогических условий использования теневого театра для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи нашего исследования: - Проанализировать понятия «коммуникативные навыки» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи;

- Проанализировать понятия «Теневой театр», особенности его осуществления в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- Провести опытно-экспериментальное исследование по развитию коммуникативных навыков путем реализации театра теней у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- В процессе исследования выявить и обосновать педагогические условия использования теневого театра у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- Разработать методические рекомендации по использованию теневого театра как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Объект и предмет исследования: Объект исследования - развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - теневой театр как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В своей работе мы оперировали понятиями, представленными на слайде.
Проведя научно-теоретический обзор, мы выясни что такое коммуникативные навыки, проанализировали их особенности развития у старших дошкольников с онр, определили, что такое театр теней и как его использовать можно в доу.

В экспериментальную группу входило 6 человек: 1 девочка и 5 мальчиков с общим недоразвитием речи

Для исследовательской работы были отобраны диагностические методики, с которыми вы можете познакомиться на слайде:

  1. Г.А. Цукерман «Рукавички» Суть методики заключается в том, что паре детей дается задание договориться и составить одинаковый узор на паре рукавиц. Цель: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. (Основные критерии оценивания были: инициативность и продуктивность, отношение к воздействиям сверстника) – краткое описание методики

Результаты полученные, в ходе исследования в экспериментальной группе позволили выявить 3 уровня сформированности коммуникативных навыков. Высокий (Ева) уровень связан с выполнением задания.

Средний уровень (Семен, Елисей) связан с тем, что есть различия между парой рукавиц, но отдельные признаки (цвет, форма некоторых деталей) совпадают; не стремятся выразить свое отношение к результату деятельности. Низкий уровень (Егор, Иван и Арсений), так как при взаимодействии со сверстниками придя все же к общему решению, они предпочитают, чтобы другой ребенок контролировал деятельность.

2. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Изучение навыков культуры общения» За ребенком (5-7 лет) наблюдают в естественных условиях. Цель: Изучить сформированность навыков культуры общения. (Критерии: общение со взрослыми - как обращается ко взрослому, умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, насколько внимателен ребенок ко взрослом; общении со сверстником - насколько приветлив со сверстниками, внимателен ли к сверстнику, как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками)

- Третья методика, которая была использована нами в ходе констатирующего эксперимента, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Методика Изучения навыков культуры общения». Были получены следующие результаты:

- Семен и Елисей набрали по 4 балла – дети называют воспитателя и помощника воспитателя по имени, со сверстниками всегда здороваются и прощаются, называют их по имени.

- Ева и Егор набрали 2,5 балла: дети могут перебивать взрослого и не дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать. Они доброжелательны ко всем детям, в различных ситуациях (конфликтах, в том числе) дети прислушиваются ко мнению сверстников

- Арсений и Иван набрали по 1,5 балла. Дети проявляют сочувствие по отношению ко взрослым, но не охотно выполняют их просьбы и поручения.

Со сверстниками дети приветливы, называют их по имени, всегда здороваются и прощаются.

3. И.А. Бизикова «Методика изучения умений вести диалог» взрослыми выбираются темы для беседы, которые они предлагали детям для обсуждения.

Цель: изучение умения детей вести диалог (Критерии диагностики:

- умение задавать вопросы;

- умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;

- умение сообщать собеседникам свое мнение;

- умение выражать просьбы, советы, предложения;

- умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;

- умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета)

Так же в ходе констатирующего эксперимента нами была использована методика Г И. А. Бизикова «Методика изучения умений вести диалог» где были получены следующие результаты:

Наиболее высокие результаты умения вести диалог в целом показали Елисей и Семен: они хорошо умеют задавать вопросы, могут ответить на поставленные вопросы и пользуются правилами речевого этикета

- Арсений и Егор показали средние результаты. Они могут задавать разносторонние вопросы, но могут оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников 2_3 экспериментальной группы получили низкий и средний уровень

- Наиболее низкие результаты показали Иван и Ева. Они задают однообразные вопросы, во время диалога чаще всего не высказывают свое мнение, но соблюдают правила этикета и нормы поведения.

Исходя из итогов первичной диагностики, мы можем сделать вывод, о том, что у большинства детей наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Это выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Учитывая план воспитателя и проанализировав результаты диагностик, была спроектирована и реализована система работы с детьми, обеспечивающих формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которую вы можете видеть на слайде. Тема театра теней была использована во время НОД, но чаще подготовка проходила в свободной деятельности.

В работе нами было выделено 3 этапа: подготовительный, содержательный и заключительный. Подготовительная работа с детьми заключалась в ознакомлении детей с видом театра, с которым в дальнейшем будут взаимодействовать. Мы познакомили детей с историей возникновения это вида театрального искусства, с его секретами организации и видами теневого театра. Знакомство с театральными терминами происходило в игровой форме. На этапе ознакомления детей с профессиями театра теней были использованы Информационно-коммуникационные технологии. Следующим этапом знакомства детей с теневым театром была постановка педагогами сказки «Кот, петух, лиса». После спектакля детям было предложено посмотреть, как сцена устроена, с другой стороны.

На содержательном этапе осуществлялась работа с текстом литературного произведения, которое подбиралось с учетом интересов детей, их возрастных и психологических особенностей. Мы намечали сценарий спектакля и разбирали мизансцены будущего спектакля, изготавливали декорации.

Заключительным этапом являлась постановка спектакля, Беседа и обсуждение по итогам показа.

– Мы хотим представить Ваше вниманию занятие по изготовлению героев и декораций.

Декорации мы делали совместно. Педагогами заранее была подготовлена белая ткань и корпус экран. Вместе с детьми формировали экран и недвижимые части декораций. Далее дети приступили к изготовлению героев. Мы заранее для детей распечатали героев, они сами их вырезали, приклеивали на черной картон и разукрашивали их. В завершение к силуэтам героев прикрепляли палочки, с помощью которых происходит управление персонажем. Затем проводились занятия по обучению детей кукловождению. Дети учились правильно располагать фигуру своего героя на сцене-экране, правильно располагать героев во время диалогов, соотносить слова и движения, уходить со сцены и т.п.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что совместная деятельность способствовала формированию следующих коммуникативных навыков детей: дети стараются договариваться с товарищами в процессе деятельности и понимать эмоций собеседника.

Большая часть детей справилась на всех этапах работы: они работали в парах и создавали творческие продукты, обсуждали процесс работы, аргументировали свою точку зрения. Итогом нашей совместной деятельности стал спектакль «Царевна – лягушка». Премьера сказки прошла вполне удачно – дети работали слаженным коллективом, каждый знал свою задачу и хорошо ее выполнял, Иван и Егор отвечали за экран и свет – выполнили свою работу до постановки, установив все и во время спектакля только что-то поправляли. Ева и Семен, Арсений и Елисей были парами актеров, сменяющих друг друга.

По итогам проведенной работы мы заметили некоторую динамику сформированности коммуникативных навыков. При сравнении первых занятий, последующих и, конечно, окончательного результата мы видим небольшую положительную динамику: дети адекватно формулируют свои мысли и выражают свои эмоции, они учатся договариваться на разных этапах работы, стараются понимать эмоции собеседника. В процессе постановки спектакля у детей развивались следующие коммуникативные навыки:

умение слышать товарища и педагога,

умение формулировать свои мысли и выражать свои эмоции,

умение договариваться.

После проведения работы по ознакомлению детей с театром теней было произведено повторное исследование экспериментальной группы на основе констатирующих диагностик.

При анализе результатов диагностики «Рукавички», было выявлено, что показатели сформированности навыков сотрудничества, по сравнению с ситуацией на начало эксперимента, немного улучшились.

Дети страются обсуждать возможный вариант узора, приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек и следили за реализацией принятого замысла. Положительную динамику показали Арсений и Егор: работа в паре/команде позволила им наладить отношения с некоторыми сверстниками. Однако некоторые проблемы все же остались. Один из детей не повысил свой уровень, так как у него отмечалась недостаточная устойчивость внимания и он по-прежнему менял цель по ходу деятельности.

В ходе контрольного анализа данной методики выяснилось, что все дети повысили уровень умение вести диалог в среднем на 1 балл. Дети проявляют коммуникативную активность: задают вопросы и отвечают на них, умеют пользоваться правилами речевого этикета, стараются объективно аргументировать свои ответы, пользуясь полученными знаниями.  Наилучшую динамику показали Арсений и Ева.

В ходе контрольного эксперимента данной использованной нами методики мы видим небольшую положительную динамику у детей. Ребята повысили свои навыки культуры общения также в среднем на 1 балл. Во время занятий стало заметно появление диалога между воспитанниками и взрослыми, а также друг с другом, которое сопровождалось вежливыми оборотами речи, внимательностью к собеседнику, и спокойными решениями конфликтов.

Сравнивая начальные показатель и конечные, можно наблюдать небольшой прогресс, особенно если учесть тот короткий промежуток времени, который отводился на проведение эксперимента.

По результатам опытно-эксперимент работы мы сформулировали ряд психолого-педагогических рекомендаций к постановке театра теней, которые вы можете увидеть на экране.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Театр теней действительно оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных навыков. После организации постановки театра теней у детей появился интерес к коммуникативным отношениям. Ребята начали внятно формулировать свои мысли и выражать эмоции. Дети постепенно начали договариваться, слушать и понимать друг друга. После окончания экспериментальной работы воспитанники очень заинтересовались театром теней и театрализацией в целом.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие педагогические условия использования театра теней для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

· Педагогу необходимо изучить тему досконально. В своей работе определить цель, задачи работы. Заранее необходимо продумать содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;

· в ходе работы над постановкой атмосфера творчества должна прослеживаться на всех этапах. Работа над спектаклем заключается не только в хорошо выученном тексте и последовательных действиях, но и в играх, упражнениях и дополнительных этюда

· Театрализация – это отличная площадка для работы с родителями и в целом взаимодействия с семьей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Цель исследования: выявить основные особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОбъект исследования: процесс развития памяти детей дошкольного возраста с общим нед...