Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkimi_traditsiyami.docx | 567.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Конспект НОД
«Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба»
«Знакомство с русскими традициями»
(средняя группа)
Воспитатели:
Болдина Елена Сергеевна
г.о. Электрогорск
18.10.2016г.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие» (развитие речи), «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры;
Задачи:
- знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
- приобщение к народным традициям и обычаям;
- уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра);
- развивать внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба;
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка).
(Вместе с детьми идём по коридору . На пути встречаем лежащий «камень»).
Читаю надпись на нём:
Направо пойдёшь – заблудишься,
Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,
Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.
- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация старинной русской одежды.
Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.
(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите. Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Ответы детей.
Воспитатель: Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Ответы детей.
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Ответы детей.
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.
Подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились. Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Воспитатель: Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, что нового мы с вами узнали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».
Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....
Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1
Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе....
Конспект по ознакомлению с народной культурой "Русская народная игрушка - матрёшка" Средняя группа №1
Закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке....
Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"
Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью
Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....