Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"
проект
Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Досуговая деятельность дошкольников, как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини-музеи «Русская изба»
Автор проекта: Ким Светлана Владимировна
Воспитатель, высшей квалификационной категории
Новосибирск
2017
Содержание
- Название проекта 3 стр.
- Краткая аннотация проекта 4 стр.
- Описание учреждения 5 стр.
- Актуальность проекта 6 стр.
- Цель и задачи проекта 8 стр.
- Методы реализации проекта 9 стр.
- Промежуточные результаты 13 стр.
- Ожидаемые результаты 14 стр.
- Оценка качества реализации проекта 14 стр.
- Практическая значимость проекта 15 стр.
- Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях) 16 стр.
- Список литературы 17 стр.
- Приложения
Музей – какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках.
В 2013 году мы создали музей «Русская изба», часть предметов которого являются подлинниками – собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а другая часть имитационная, приближена к настоящим.
«Русская изба» - действующий музей, здесь проходят занятия, на которых дети знакомятся с русским бытом, кухней, праздниками. Дети своими руками могут прикоснуться к древним предметам таким как: прялка, чугун, ухват и т.п.; познакомится с русским народным костюмом. А также принять участие в посиделках, на которых знакомятся с разными видами рукоделия.
Данный проект является дополнением к авторской программе «Пою тебя, моя Россия!» (авторы: заведующая детским садом Войтенко М.К., музыкальный руководитель Палкина О.А. В качестве научного консультанта была приглашена заведующая кафедры ТиМДО к.п.н., доцент Самолдина К.А.).
В реализации проекта принимают участие: педагоги, специалисты, дети и их родители.
Длительность проекта – 2 года, проходит в три этапа.
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение методов, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана.
2этап – основной. На этом этапе будут проведены ряд занятий: теоретических и практических, организация экскурсий, создание условий для прикладного искусства.
3 этап – заключительный. Закрепление полученных знаний. Создание творческих работ, изготовление кукол-оберегов, разучивание и показ сказок, создание макетов и панно, приготовление блюд из русской кухни. А так же организация развлечений, заучивание потешек, поговорок, русских народных игр и т.п. Презентация опыта работы, проведение мастер-классов.
Актуальность проекта
Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информаций. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, принять русский язык, историю и культуру как свою собственную. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все эти изобилия несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с традициями утрачен. В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Поэтому среди родителей было проведено анкетирование на тему «Нужно ли знакомить дошкольников с русской культурой». Анализ анкетных данных показал: родители считают важным воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, но нуждаются в помощи ДОО.
В результате наблюдений, бесед с детьми было выявлено: дети имеют представления о русской культуре в области устного творчества, но знания традиций, обычаев – неглубокий, поверхностный.
Анализируя выше сказанное, можно сказать, что с дошкольного детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям народного искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, заложить основы патриотических чувств, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Задача современного педагога не навязать, а пробудить в ребенке чувство любви к Родине, ее традициям.
Возможность получить ребенку необходимые знания и эмоции, зародить интерес к прошлому дает использование в работе такой технологии, как музейная педагогика.
Самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций.
Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Цель и задачи проекта
Основная цель работы – патриотическое воспитание маленького гражданина, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном творчестве и искусстве, расширение кругозора, овладение общественным историческим опытом предыдущего поколения, знакомство с историей вещей, предметами быта, традициями, предметами декоративно - прикладного искусства, через изобразительное искусство, музыку, труд, непосредственное участие в народных играх и праздниках.
Задачи
- Пополнить мини-музей «Русская изба» новыми экспонатами.
- Для ознакомления детей с народными праздниками дополнить
фотоматериалы, видеоматериалы.
Создать фотоэкспозиции русских художников в соответствии с темами.
- Организовать посещение детей краеведческого музея.
- Провести цикл занятий об истории русского народа (история возникновения Руси, традиции, история: русского костюма, народной игрушки, русской кухни; фольклор).
- Научить детей делать: куклы-обереги, куклы-игрушки, панно с элементами в русской традиции.
- Познакомить с рукоделием – вышивка (основные цвета и символы). Обучить приемам вышивания. Создание русского народного костюма.
- Создание книги рецептов «Русская кухня»
- Провести выставку детского творчества.
Методы реализации проекта
Проект рассчитан на два года, будет проходить в три этапа.
Участники проекта: педагоги, специалисты, дети и родители.
Форма проведения | Виды деятельности | Сроки испол. | Ответ-ствен-ный | |
1этап – подготовител. | ||||
1. | Совещание при заведующей | Изучение нормативно-правовых документов, анализ современных программ, составление плана работы | Август 1-2 Нед. | Восп. Ст. Восп. |
2. | Анализ условий воспитательно-образовательного процесса | Изучение условий воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (дополнение методического сопровождения и дидактического материала) | Сент. 1-2 Нед. | Восп. |
3. | Мониторинг состояния работы с детьми | Организация и проведение диагностики | Сент. 1-2 Нед. | Восп. |
4. | Анкетирование педагогов | Проведение диагностических мероприятий с педагогами | Сент. 1-2 Нед. | Восп.. |
5. | Анкетирование родителей | Проведение диагностических мероприятий среди родителей с целью определить степень заинтересованности по данной проблеме | Сент. 3-4 Нед. | Восп. |
6. | Совещание творческой группы | Алгоритм действий по созданию условий для реализации проекта: - пополнить методический комплект; - внести корректировку в перспективный план по ознакомлению с окружающим миром, план совместной деятельности с детьми и конспекты занятий; - создать систему взаимодействия между родителями и педагогами | Сент. 4 нед. | Ст. Восп., Восп. |
7. | Совещание при заведующей | Анализ мониторинга знаний детей, профессиональной компетентности педагогов, заинтересованности родителей, условий в ДОУ для работы над проектом | Октяб. 1 нед. | Ст. Восп., Вос-ли |
8. | Совещание Совета Учреждения | Актуальность проблемы, корректировка путей ее решения, корректировка модели взаимодействий всех участников педагогического проекта, решение вопроса финансовой части проекта | Октяб. 2 нед. | Завед., Дирек-тор НП ПСОУ «Рос- Ток», Родит. |
| 2 этап - основной | |||
1. | Консультация для педагогов | «Театрализованная деятельность, как средство знакомства детей с русской народной сказкой» | В теч. Года | Восп. |
2. | Семинар для педагогов | «Организация проведения русской народной игры» | В теч. года | Восп. |
3. | Семинар-практикум для педагогов | «Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов» | В теч. года | Восп. |
4. | Тематический пед. совет | «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (интеллектуально-творческая игра) | В теч. года | |
5. | Консультация для родителей | «Русские народные праздники», «Бабушкины наряды» | В теч. Про-екта | Восп. |
6. | МО для руководителей ДОУ | «Система работы по духовно-патриотическому воспитанию» | февраль | Зав. д/с, ст. восп., восп. |
7. | Воспитательно-образовательная работа с детьми | По годовому перспективному плану | В теч. года | Восп. |
8. | Детские проекты | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | В теч. Про- екта | Восп. |
9. | Открытые занятия и досуги | «История русской народной игрушки» «История русского костюма» «Пришла коляда накануне Рождества» «Масленица» «Вербное воскресенье. Пасха» «Жаворонки» «История русской кухни» «Праздник березки» «Праздник Иван - Купало» «Покров» «Синичкин день» «Народная вышивка» | В теч. Про-екта | Спе-циали-сты, Восп. |
10. | Информация для родителей | Папки-передвижки, информационные листы памятки, разработка методических рекомендаций, памятки для воспитателей и родителей по вопросам приобщения детей к народному творчеству | В теч. Про-екта | Восп., Ст. Восп. |
11. | «Школа дошкольных наук» | Нравственное патриотическое воспитание | В теч. Про-екта | Ст. Восп. |
12. | «День открытых дверей» | «Воспитываем патриотов» | В теч. Про-екта | Вос-ли, Специ-алисты |
3 этап - заключительный | ||||
1. | Совещание при заведующей | Анализ промежуточных результатов работы и дальнейшая реализация проекта | май | Ст. Восп. |
2. | Распространение педагогического опыта работы | - Систематизация материалов проекта и методического сопровождения; - разработка методических рекомендаций для воспитателей по приобщению дошкольников к народному творчеству; - совещание Совета Учреждения; - проведение районного семинара для воспитателей | ||
3. | Публикация опыта работы | Подготовка статей по данной проблеме в журнале | Август | Восп., Ст. Восп. |
4. | Совещание Совета Учреждения | Итоги работы по реализации проекта | Сент. | Ст. Восп., Вос-ли, Спец-ты |
Промежуточные результаты
На данном этапе нами получены следующие результаты работы.
Работа с детьми.
1. У детей в период с сентября 2017 по декабрь 2018 года отмечена положительная динамика.
2.Создана предметно-пространственная среда в ДОУ:
- подобран и систематизирован дидактический и наглядный материал к проекту;
- разработан методический комплект, состоящий из перспективного плана работы с детьми, разработаны конспекты занятий, составлена картотека дидактических и подвижных игр.
Специалисты и воспитатели проводят: открытые занятия, консультации, обучают приемам и методам при ознакомлении с окружающим миром .
Работа с родителями.
Родители привлечены к участию в проекте: изготовление пособий, русских народных костюмов. Участие в совместных мероприятиях в ДОУ:
досуги, праздники, выставки детского творчества.
Работа с педагогами.
Проводятся намеченные мероприятия по плану: консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые занятия по темам согласно этапам проекта.
Ожидаемые результаты
При правильной организации работы в результате реализации должны произойти следующие изменения: у детей будет отмечена положительная динамика, повысится уровень знаний по ознакомлению с окружающим миром, стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; сформируются представления о своей стране, ее истории, чувство любви к Родине. Дети научатся анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; повысится результативность воспитательно-образовательного процесса, патриотических чувств.
Педагоги внедрят в свою практику народные игры, народные промыслы.
Повысится активность родителей при участии в жизни ДОУ, заинтересованность родителей в пополнении мини-музея новыми экспонатами. Будут созданы условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Будем продолжать пополнять и обновлять экспонаты в музей «Русская изба».
По обобщению и распространению положительного опыта работы будет проведен обучающий семинар для воспитателей района, опыт работы по данной теме будет представлен в газете «Дошкольник».
В целом будет сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.
Оценка качества реализации проекта
Оценкой качества послужит: качественная и количественная оценка контроля (диагностика, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики).
Качественная оценка реализации проекта будет отслеживаться при помощи собеседования, опросов, тестов, анкетирования у педагогов и родителей.
Анализ результатов проведения работы будет заслушан на Педагогическом Совете для получения дальнейших рекомендаций. В конце проекта полученные результаты будут анализироваться Советом Учреждения, решение которого будет основанием для рекомендации в использовании представленного опыта работы для всего учреждения.
Практическая значимость
Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность педагогов в работе с детьми и родителями, окажет консультативную и практическую помощь родителям воспитанников, но и повлияет на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях)
Стоимость проекта 174056 рублей, запрашиваемая сумма 108500 рублей.
Наименование (статья расходов) | Всего | Требуемые средства | Имеющиеся средства |
Методическое обеспечение (литература, подписные издания) | 3000 | 2000 | 1000 |
Канц. Товары (тех. Средства для копирования) | 9000 | 6000 | 3000 |
Брошюрованная машина, пленка для брошюрования | 3556 2000 | - 2000 | 3556 - |
Пленка для ламинирования, Копировальный аппарат, сканер | 1500 5000 | 1500 - | - 5000 |
Проектор ноутбук | 8000 35000 | - - | 8000 35000 |
Экран Столик под проектор | 5000 14000 | - 14000 | 5000 - |
Фотоаппарат | 5000 | - | 5000 |
Ткани и фурнитура | 5000 | 5000 | - |
Лавки, стол | 30000 | 30000 | - |
Пополнение экспонатов в музей | 30000 | 30000 | - |
Техническое оснощение: Телевизор | 15000 3000 | 15000 3000 | - - |
Всего | 174056 | 108500 | 6555 |
Список литературы
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
- Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». – М.,2007.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». – М., 2005.
- Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир»
- Жариков А.Д. «Растите детей патриотами». – М., 1980.
- Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».- СПб, 1998.
- Ботякова О.А., Голякова Л.Ф., Прокофьева С.А., «Российский этнографический музей – детям». – СПб, 2001.
- Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». – СПб, 2010.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., «Знакомство детей с русским народным творчеством». – СПб, 2010.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников». - М., 1999.
- Бахметьева Т.Т., Соколова Г.Т., «Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль, 2000.
- Лунина Г.В., «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М., 2005.
- Науменко Г.М. «Фольклорный праздник». – М., 2000.структу
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». – М., 1961.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
(старшая группа)
Ноябрь. «Русская народная игрушка».
Цель. Познакомить с историей возникновения игрушки, ее культового значения, особенностями изготовления. Развивать и воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своему народу, Родине. Формировать у детей обобщенные знания и умения при изготовлении кукол.
Декабрь. «История русского народного костюма».
Цель. Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностью их изготовления и использования, историей русской одежды. Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения (освоение детьми характерных элементов, колорита узоров), воспитывать при этом чувства формы, ритма и симметрии.
Январь. «Пришла коляда накануне Рождества».
Цель. Познакомить детей с рождественскими колядками и новогодними традициями, играми и песнями русского народа.
Разучивание рождественских колядок.
Приготовление традиционного рождественского блюда «Сочиво».
Февраль. «Масленица».
Цель. Познакомить с русским народным праздником в дни проводов зимы.
Разучивание русских народных игр: «Гори, гори ясно», «Горелки».
«Вербное воскресенье. Пасха».
Цель. Познакомить: с праздником, с обычаем на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия; с приметами, связанными с этим праздником.
Украшение яиц. Р.Н.И. «Верба-вербочка», «Солнышко», с яйцами.
22 Марта. «Жаворонки».
Цель. Познакомить с р.н. праздником весны. Продолжаем приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки. Учим мастерить птичку из ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити. Знакомство с обрядовой куклой «Женщина-птица».
Разучивание закличек. Изготовление птиц. Проведение р.н.и. «Ручеек».
Май. «История русской кухни»,
Цель. Познакомить детей с русской кухней: что предпочитали кушать, как питались богатые и бедные люди, горожане и деревенские. Приобщать детей к здоровому образу жизни, уважать традиции и обычаи своего народа.
Пополнение книги рецептов «Русская кухня» .
Июнь. «Праздник березки».
Цель. Познакомить детей с праздником, воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, ценностное отношение к природе родного края, к символу России – березе.
Приобщение к р.н.и. «Венок», «В кресты», разучивание хороводов.
Июль. «Ивана Купала».
Цель. Знакомство с праздником. Приобщение к русской народной культуре, к р.н.и. Вызвать эмоциональный отклик, поднять веселое настроение. Обогащение игрового опыта. Развитие ловкости, быстроты движений. Воспитание дружеских отношений.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
(подготовительная группа)
23 Сентября. «Именины у Рябины».
Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с русскими народными праздниками. Воспитывать бережное отношение к природе. Создание радостного настроения.
Разучивание стихов, хороводов, р.н.и. Изготовление украшений из рябины.
14 Октября. «Покров».
Цель. Познакомить детей с праздником, народными приметами и обычаями. Учить толковать и отгадывать загадки, проведение р.н.и. Приготовление блюд из капусты. Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к русскому народу.
Разучивание р.н.и. «В углы», «Карусель».
Пополнение книги рецептов «Русская кухня».
Изготовление куклы-оберег «Зерновушка».
Ноябрь. «Синичкин день»
Цель. Продолжаем знакомить детей с зимующими птицами. Рассказать, почему на Руси праздновали этот день. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.
Изготовление кормушек с использованием народных приемов.
Декабрь. «Народная вышивка».
Цель. Познакомить с рукоделием – вышивка (основные цвета и символы). Обучить приемам вышивания. Продолжаем учить детей пользоваться иголкой: вдевать нитку, делать стежки.
Вышивка салфеток.
Организация выставки «Прикладное искусство руками родителей и детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"
Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...
Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре
Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить истори...
Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....
Семинар - практикум на тему: " Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности"
Краткий план мероприятия с участием педагогов....
«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»
Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....
Проект "Приобщение детей к народной культуре"
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинае...
«Приобщение детей к народной культуре (Семикаракорский промысел) в процессе изобразительной деятельности»
Цель исследования: поиск педагогических условий введения детей в художественную культуру на основе обогащения их представлений и развития творчества.Объект исследования: процесс развития представлений...