Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"
проект

Ким Светлана Владимировна

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проект

«Досуговая деятельность дошкольников, как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини-музеи «Русская изба»

Автор проекта: Ким Светлана Владимировна

Воспитатель, высшей квалификационной категории

Новосибирск

2017

Содержание

  1. Название проекта                                                                                 3 стр.
  2. Краткая аннотация проекта                                                               4 стр.
  3. Описание учреждения                                                                        5 стр.
  4. Актуальность проекта                                                                          6 стр.
  5. Цель и задачи проекта                                                                        8 стр.
  6. Методы реализации проекта                                                            9 стр.
  7. Промежуточные результаты                                                            13 стр.
  8. Ожидаемые результаты                                                                    14 стр.
  9. Оценка качества реализации проекта                                           14 стр.
  10. Практическая значимость проекта                                                 15 стр.
  11. Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях)                                            16 стр.
  12. Список литературы                                                                              17 стр.
  13. Приложения

  Музей – какое слово емкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

Краткая аннотация проекта

     Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках.

     В 2013 году мы создали музей «Русская изба», часть предметов которого являются подлинниками – собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а другая часть имитационная, приближена к настоящим.

     «Русская изба» - действующий музей, здесь проходят занятия, на которых дети знакомятся с русским бытом, кухней, праздниками. Дети своими руками могут  прикоснуться к древним предметам таким как: прялка, чугун, ухват и т.п.; познакомится с русским народным костюмом. А также принять участие в посиделках, на которых знакомятся с разными видами рукоделия.

     Данный проект является дополнением к авторской программе «Пою тебя, моя Россия!» (авторы: заведующая детским садом Войтенко М.К., музыкальный руководитель Палкина О.А. В качестве научного консультанта была приглашена заведующая кафедры ТиМДО к.п.н., доцент Самолдина К.А.).

     В реализации проекта принимают участие: педагоги, специалисты, дети и их родители.

     Длительность проекта – 2 года, проходит в три этапа.

     1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение методов, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана.

     2этап – основной. На этом этапе будут проведены ряд занятий: теоретических и практических, организация экскурсий, создание условий для прикладного искусства.

     3 этап – заключительный. Закрепление полученных знаний. Создание творческих работ, изготовление кукол-оберегов, разучивание и показ сказок, создание макетов и панно, приготовление блюд  из русской кухни. А так же организация развлечений, заучивание потешек, поговорок, русских народных игр и т.п. Презентация опыта работы, проведение мастер-классов.

Актуальность проекта

     Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих  представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информаций. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.

     Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, принять русский язык, историю и культуру как свою собственную. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

     С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все эти изобилия несут в себе народное творчество и быт русского народа.  Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.        Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с традициями утрачен. В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Поэтому среди родителей было проведено анкетирование на тему «Нужно ли знакомить дошкольников с русской культурой». Анализ анкетных данных показал: родители считают важным воспитание у детей нравственно-патриотических  чувств, но нуждаются в помощи ДОО.

     В результате наблюдений, бесед с детьми было выявлено: дети имеют представления о русской культуре в области устного творчества, но знания традиций, обычаев – неглубокий, поверхностный.

     Анализируя  выше сказанное, можно сказать,  что с дошкольного детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям народного  искусства.   Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном  формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, заложить основы патриотических чувств, создать  нравственные основы его отношения к окружающему миру. Задача современного педагога не навязать, а пробудить в ребенке чувство любви к Родине, ее традициям.

Возможность получить ребенку необходимые знания и  эмоции, зародить интерес к прошлому  дает использование в работе такой технологии, как  музейная педагогика.

       Самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций.

       Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

        

Цель и задачи проекта

      Основная цель работы – патриотическое воспитание маленького гражданина, формирование у  детей старшего дошкольного возраста представлений о народном творчестве и искусстве, расширение кругозора, овладение общественным историческим опытом предыдущего поколения, знакомство с историей вещей, предметами быта, традициями, предметами декоративно - прикладного искусства, через изобразительное искусство, музыку, труд, непосредственное участие в народных играх и праздниках.

     Задачи        

  1. Пополнить  мини-музей «Русская изба» новыми экспонатами.        
  2. Для ознакомления детей с народными праздниками дополнить

 фотоматериалы,  видеоматериалы.

Создать фотоэкспозиции русских художников в соответствии с темами.

  1. Организовать посещение детей краеведческого музея.
  2. Провести цикл занятий об истории русского народа (история возникновения Руси, традиции, история: русского костюма, народной игрушки, русской кухни; фольклор).
  3. Научить детей делать: куклы-обереги, куклы-игрушки,  панно с элементами в русской традиции.
  4. Познакомить с рукоделием – вышивка (основные цвета и символы). Обучить приемам вышивания. Создание русского народного костюма.
  5. Создание книги рецептов «Русская кухня»
  6. Провести выставку детского творчества.

                                    Методы реализации проекта

Проект рассчитан на два года, будет проходить в три этапа.

Участники проекта: педагоги, специалисты, дети и родители.

Форма проведения

Виды деятельности

Сроки испол.

Ответ-ствен-ный

1этап – подготовител.

1.

Совещание при заведующей

Изучение нормативно-правовых документов, анализ современных программ, составление плана работы

Август 1-2

Нед.

Восп.

Ст.

Восп.

2.

Анализ условий воспитательно-образовательного процесса

Изучение условий воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (дополнение  методического сопровождения и дидактического материала)

Сент.

1-2

Нед.

Восп.

3.

Мониторинг состояния работы с детьми

Организация и проведение диагностики

Сент.

1-2

Нед.

Восп.

4.

Анкетирование педагогов

Проведение диагностических  мероприятий с педагогами

Сент.

1-2

Нед.

Восп..

5.

Анкетирование родителей

Проведение диагностических мероприятий среди родителей с целью определить степень заинтересованности по данной проблеме

Сент.

3-4

Нед.

Восп.

6.

Совещание творческой группы

Алгоритм действий по созданию условий для реализации проекта:

- пополнить  методический комплект;

- внести корректировку в перспективный план по ознакомлению с окружающим миром, план совместной деятельности с детьми и конспекты занятий;

- создать систему взаимодействия между родителями и педагогами

Сент.

4 нед.

Ст.

Восп.,

Восп.

7.

Совещание при заведующей

Анализ мониторинга знаний детей, профессиональной компетентности педагогов, заинтересованности родителей, условий в ДОУ для работы над проектом  

Октяб.

1 нед.

Ст.

Восп.,

Вос-ли

8.

Совещание Совета Учреждения

Актуальность проблемы, корректировка  путей ее решения, корректировка модели взаимодействий всех участников педагогического проекта, решение вопроса финансовой части проекта

Октяб.

2 нед.

Завед.,

Дирек-тор

НП ПСОУ

«Рос-

Ток»,

Родит.

 

2 этап - основной

1.

Консультация для педагогов

«Театрализованная деятельность, как средство знакомства детей с русской народной сказкой»

В теч.

Года

Восп.

2.

Семинар для педагогов

«Организация проведения русской народной игры»

В теч.

года

Восп.

3.

Семинар-практикум для педагогов

«Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов»

В теч.

года

Восп.

4.

Тематический пед. совет

«О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (интеллектуально-творческая игра)

В теч.

года

5.

Консультация для родителей

«Русские народные праздники», «Бабушкины наряды»

В теч.

Про-екта

Восп.

6.

МО для руководителей ДОУ

«Система работы по духовно-патриотическому воспитанию»

февраль

Зав. д/с, ст. восп., восп.

 7.

Воспитательно-образовательная работа с детьми

По годовому перспективному плану

В теч. года

Восп.

8.

Детские проекты

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

В теч.

Про-

екта

Восп.

9.

Открытые занятия и досуги

«История русской народной игрушки»

«История русского костюма»

«Пришла коляда накануне Рождества»

 «Масленица»

«Вербное воскресенье. Пасха»

«Жаворонки»

«История русской кухни»

«Праздник березки»

«Праздник Иван - Купало»

«Покров»

«Синичкин день»

«Народная вышивка»

В теч.

Про-екта

Спе-циали-сты,

Восп.

10.

Информация для родителей

Папки-передвижки, информационные листы памятки, разработка методических рекомендаций, памятки для воспитателей и родителей по вопросам приобщения детей к народному творчеству

В теч. Про-екта

Восп.,

Ст.

Восп.

11.

«Школа дошкольных наук»

Нравственное патриотическое воспитание

В теч. Про-екта

Ст.

Восп.

12.

«День открытых дверей»

«Воспитываем патриотов»

В теч. Про-екта

Вос-ли,

Специ-алисты

3 этап - заключительный

1.

Совещание при заведующей

Анализ промежуточных результатов работы и дальнейшая реализация проекта

май

Ст.

Восп.

2.

Распространение педагогического опыта работы

- Систематизация материалов проекта и методического сопровождения;

- разработка методических рекомендаций для воспитателей по приобщению дошкольников к народному творчеству;

- совещание Совета  Учреждения;

- проведение районного семинара для воспитателей

3.

Публикация опыта работы

Подготовка статей по данной проблеме в журнале

Август

Восп.,

Ст.

Восп.

4.

Совещание Совета Учреждения

Итоги работы по реализации проекта

Сент.

Ст.

Восп.,

Вос-ли,

Спец-ты

                               

                                        Промежуточные результаты

    На данном этапе нами получены следующие результаты работы.

Работа с детьми.

1.   У детей в период с сентября 2017 по декабрь 2018 года отмечена       положительная динамика.

2.Создана предметно-пространственная среда в ДОУ:

- подобран и систематизирован дидактический и наглядный материал к проекту;

- разработан методический комплект, состоящий из перспективного плана работы с детьми, разработаны конспекты занятий, составлена картотека дидактических и подвижных игр.

Специалисты и воспитатели проводят: открытые занятия, консультации, обучают приемам и методам при ознакомлении с окружающим миром .      

 Работа с родителями.

Родители привлечены к участию в проекте: изготовление пособий, русских народных костюмов. Участие в совместных мероприятиях в ДОУ:

досуги, праздники, выставки детского творчества.

Работа с педагогами.

Проводятся намеченные мероприятия по плану: консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые занятия по темам согласно этапам проекта.

                                           Ожидаемые результаты

     При правильной организации работы в результате реализации   должны произойти следующие изменения: у детей будет отмечена положительная динамика, повысится уровень знаний по ознакомлению с окружающим миром, стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; сформируются представления о своей стране, ее истории, чувство любви к Родине. Дети научатся анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; повысится результативность воспитательно-образовательного процесса, патриотических чувств.

   Педагоги внедрят в свою практику народные игры, народные промыслы.      

   Повысится активность родителей при участии в жизни ДОУ, заинтересованность родителей в пополнении мини-музея новыми экспонатами. Будут  созданы условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

     Будем продолжать пополнять и обновлять экспонаты в музей «Русская изба».

     По обобщению и распространению положительного опыта работы будет проведен обучающий семинар для воспитателей района, опыт работы по данной теме будет представлен в газете «Дошкольник».

     В целом будет сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.

Оценка качества реализации проекта

     Оценкой качества послужит: качественная и количественная оценка  контроля (диагностика, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики).

     Качественная оценка реализации проекта будет отслеживаться при   помощи собеседования, опросов, тестов, анкетирования у педагогов и родителей.

     Анализ результатов проведения работы будет заслушан на Педагогическом  Совете для получения дальнейших рекомендаций. В конце проекта полученные результаты будут анализироваться Советом Учреждения, решение которого будет основанием для рекомендации в использовании представленного опыта работы для всего учреждения.

Практическая значимость

     Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность педагогов в работе  с детьми и родителями, окажет консультативную и практическую помощь родителям воспитанников, но и повлияет на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях)

Стоимость проекта 174056 рублей, запрашиваемая сумма 108500 рублей.

Наименование (статья расходов)

Всего

Требуемые средства

Имеющиеся средства

Методическое обеспечение (литература, подписные издания)

3000

2000

1000

Канц. Товары (тех. Средства для копирования)

9000

6000

3000

Брошюрованная машина,    пленка для брошюрования

3556

2000

       -

2000

3556

      -

Пленка для ламинирования,

Копировальный аппарат, сканер

1500

5000

1500

      -

         -

5000

Проектор

ноутбук

8000

35000

        -

        -

8000

35000

Экран

Столик под проектор

5000

14000

         -

14000

5000

        -

Фотоаппарат

5000

        -        

5000

Ткани и фурнитура

5000

5000

        -

Лавки, стол

30000

30000

        -

Пополнение экспонатов в музей

30000

30000

        -

Техническое оснощение:

Телевизор

15000

3000

15000

3000

        -

        -

Всего

174056

108500

6555

 

 

 

                     

                                Список литературы

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
  2. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». – М.,2007.
  3. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». – М., 2005.
  4. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир»
  5. Жариков А.Д. «Растите детей патриотами». – М., 1980.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».- СПб, 1998.
  7. Ботякова О.А., Голякова Л.Ф., Прокофьева С.А., «Российский этнографический музей – детям». – СПб, 2001.
  8. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». – СПб, 2010.
  9. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., «Знакомство детей с русским народным творчеством». – СПб, 2010.
  10. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников». -  М., 1999.
  11. Бахметьева Т.Т., Соколова Г.Т., «Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль, 2000.
  12. Лунина Г.В., «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М., 2005.
  13. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник». – М., 2000.структу
  14. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». – М., 1961.
  15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(старшая группа)

     Ноябрь. «Русская народная игрушка».

     Цель. Познакомить с историей возникновения игрушки, ее культового   значения, особенностями изготовления. Развивать и воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своему народу, Родине. Формировать у детей обобщенные знания и умения при изготовлении кукол.

     Декабрь. «История русского народного костюма».

     Цель. Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностью их изготовления и использования, историей русской одежды. Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения (освоение детьми характерных элементов, колорита узоров), воспитывать при этом чувства формы, ритма и симметрии.

     Январь. «Пришла коляда накануне Рождества».

     Цель. Познакомить детей с рождественскими колядками и новогодними традициями, играми и песнями русского народа.

Разучивание рождественских колядок.

Приготовление традиционного рождественского блюда «Сочиво».

     Февраль. «Масленица».

     Цель. Познакомить с русским народным праздником в дни проводов зимы.

Разучивание русских народных игр: «Гори, гори ясно», «Горелки».

                       «Вербное воскресенье. Пасха».

     Цель. Познакомить: с праздником, с обычаем на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия; с приметами, связанными с этим праздником.

Украшение яиц. Р.Н.И. «Верба-вербочка», «Солнышко», с яйцами.

     22 Марта. «Жаворонки».

     Цель. Познакомить с р.н. праздником весны. Продолжаем приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки. Учим мастерить птичку из ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити. Знакомство с обрядовой куклой «Женщина-птица».

Разучивание закличек. Изготовление птиц. Проведение р.н.и. «Ручеек».

     Май. «История русской кухни»,

     Цель. Познакомить детей с русской кухней: что предпочитали кушать, как питались богатые и бедные люди, горожане и деревенские. Приобщать детей к здоровому образу жизни, уважать традиции и обычаи своего народа.

Пополнение книги рецептов «Русская кухня» .

     Июнь. «Праздник березки».

     Цель. Познакомить детей с праздником, воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, ценностное отношение к природе родного края, к символу России – березе.  

 Приобщение к р.н.и. «Венок», «В кресты», разучивание хороводов.

     Июль. «Ивана Купала».

     Цель. Знакомство с праздником. Приобщение к русской народной культуре, к р.н.и. Вызвать эмоциональный отклик, поднять веселое настроение. Обогащение игрового опыта. Развитие ловкости, быстроты движений. Воспитание дружеских отношений.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(подготовительная группа)

     23 Сентября. «Именины у Рябины».

     Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с русскими народными праздниками. Воспитывать бережное отношение к природе. Создание радостного настроения.

Разучивание стихов, хороводов, р.н.и. Изготовление украшений из рябины.

    14 Октября. «Покров».

    Цель. Познакомить детей с праздником, народными приметами и обычаями. Учить толковать и отгадывать загадки, проведение р.н.и. Приготовление блюд из капусты. Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к русскому народу.

Разучивание р.н.и. «В углы», «Карусель».

Пополнение книги рецептов «Русская кухня».

Изготовление куклы-оберег «Зерновушка».

     Ноябрь. «Синичкин день»

     Цель. Продолжаем знакомить детей с зимующими птицами. Рассказать, почему на Руси праздновали этот день. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.

Изготовление кормушек с использованием народных приемов.

     Декабрь. «Народная вышивка».

     Цель. Познакомить с рукоделием – вышивка (основные цвета и символы). Обучить приемам вышивания. Продолжаем учить детей пользоваться иголкой: вдевать нитку, делать стежки.

Вышивка салфеток.

Организация выставки «Прикладное искусство руками родителей и детей».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре

Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить истори...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

Проект "Приобщение детей к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинае...

«Приобщение детей к народной культуре (Семикаракорский промысел) в процессе изобразительной деятельности»

Цель исследования: поиск педагогических условий введения детей в художественную культуру на основе обогащения их представлений и развития творчества.Объект исследования: процесс развития представлений...