Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_hozyayushke_russkoy_izby.docx | 498.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА».
Конспект по
ознакомлению с народной культурой
" В гости к хозяюшке русской избы"
Младшая группа №1
Воспитатель:
Кузьмина Диля Хакимовна
г.о. Электрогорск
декабрь, 2018г.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие» (развитие общения); «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением); «Речевое развитие» (связная речь); «Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни); «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). .
Виды детской деятельности:
коммуникативная, двигательная.
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.
2.Учить выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.
3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать ответы товарищей.
4. Учить работать с соленым тестом, лепить бублики.
5. Учить играть в русские народные игры, хороводы.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук, художественно-творческие способности детей.
2. Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: обладает знаниями жизнью людей в русской избе и предметами старинного русского быта.
Предшествующая работа:
Рассматривание фото - альбома на тему: «Русская изба», беседа о старинных предметах. Разучивание колыбельных, застольных песен, отгадывание загадок, чтение сказок.
Раздаточный материал: доска для лепки, соленое тесто.
Содержание образовательной деятельности
Хозяйка:
Здравствуйте! Гости званные и желанные.
Красивые и молодые, застенчивые и боевые.
Гости на пороге - хозяйке радость!
Для вас у меня место готово.
Хорошему гостю почетное место!
Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, что в гости позвала. Мы пришли к тебе в гости в избу твою.
Хозяйка: Проходите, гости дорогие. А сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы.
- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (чтобы жить в нем).
Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно
было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у
огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.
- А кто из вас знает, ребята, из чего люди строили дома? (дерева). Правильно, дома, которые построены из дерева, будут стоять долго. В таком доме хорошо зимой, когда на улице мороз да вьюга.
-А что в избе, самое главное, у нас в деревне? (печь). (Хозяйка показывает на печь и продолжает) – Печь - это сердце дома, она кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, сушили одежду. Поутру, хозяева первым делом начинают растапливать печь. Печь - деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. (показывает детям печь)
Хозяйка: Ребята, а я вас ждала, в избе порядок навела, пол подмела, дров
наносила, печку затопила, да и как говорили в старину, «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». Поэтому я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне? Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем.
Ходим, ходим хороводом (идут по кругу)
Перед всем честным народом. Сели, (присаживаются)
Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны)
Попрыгали(прыгают), потопали(топают),
В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам. (На столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста) Напоминаю детям, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить.
Спрашиваю, какой формы бублик? Прошу детей показать в воздухе, как они будут раскатывать колбаску. Молодцы! А сейчас, давайте разомнем ваши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в
кулачки).
Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки).
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. По окончанию работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь, хвалит их. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись.Уходит к печи, ставит печься, затем присаживается на скамеечку рядом с детьми.
Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного отдохнем.
Послушайте, ребята, раньше люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах (показываю и спрашиваю, какие они знают: балалайка, гармошка), пели песни, танцевали, играли, водили хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем
в русскую народную игру «Воробышки и собачка»:
1 Вот летали птички, птички-невелички. (бегают, и машут ручками)
Все летали, все летали, крыльями махали.
2 На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и
стучат пальчиками по полу.)
Клю-клю, клю-клю, как я зернышки люблю.
3 Перышки почистим, чтобы были чище,
Вот так и вот так, чтобы были чище. (обеими руками справа и слева
отряхиваются)
4 Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам. (прыгают)
Воспитатель говорит: А собачка прибежала и всех пташек распугала
(разбегаются, а собачка догоняет, воспитатель хвалит детей, что убежали от
собачки)
Воспитатель: Послушайте ребята, я хочу вам еще что-то рассказать. Давным
давно, когда люди собирались вечерами на посиделки, то они пели песни, давайте и мы исполним для нашей Хозяюшки русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»
Хозяюшка: Ребята! А мы с вами про угощение чуть не забыли. (Подходит к печи и достает бублики, хвалит детей, какие получились красивые, вкусные да румяные бублики) Хочу угостить вас и наших гостей. (Угощает).
Воспитатель: Ребята, расскажите к кому вы сегодня приходили в гости? Кому помогали? В какие русские народные игры играли? Что вы лепили и из чего? Вот пришла пора прощаться, в детский садик возвращаться.
Хозяйка: Спасибо ребята за вашу помощь, за ваши старания и умения. Приходите в гости еще, я буду рада вас видеть.
Воспитатель: А сейчас попрощаемся с Хозяйкой и скажем: До свидания!
Используемая литература:
1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.
2. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Тематический годовой план для первой младшей группы
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...
В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие.
В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)
Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...
Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе
Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...
Знакомим с русской народной культурой "В гостях у хозяюшки", конспект по развитию речи в старшей группе
Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продлжать знакомить с устным народным творчеством-пословицами, поговорками, прибаутками, обогаща...
НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «В гостях у «Хозяюшки» в средней группе
Создавая условия для приобщения к истокам русской народной культуры, дети знакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа....
"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "В гостях у бабушки-Забавушки".
Рабочая программа в средней группе...