Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу» для детей 5-7 лет
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу» для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Ярцево Смоленской области
Программа принята на педагогическом совете протокол № от «» февраля 2016 года | Утверждена приказом № от 2016г. по МБУДО ЦДТ Директор ___________Е. А. Корчагина |
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Новикова Валентина Павловна,
педагог дополнительного образования
г. Ярцево - 2016
Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу»
Пояснительная записка
Введение
Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.
Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.
Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.
В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Психическое здоровье - фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.
Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Существуют и более сложные причины - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Цель программы:
Создание условий для развития социальных умений, коммуникативной гибкости,
положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и формирование "позитивного отношения к своему "Я".
Задачи программы:
- Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
- Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
- Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
- Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Принципы реализации программы
В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации редполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Сроки реализации и возраст детей
Занятия рассчитаны на 3 года и проводятся с сентября по май.
Ведущей формой работы являются тренинги.
Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 33 занятий Продолжительность занятий 25-30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Рекомендации по проведению занятий
В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться.
В начале и в конце тренинга мною используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.
Стиль ведения занятий: эмоциональный и непринуждённый. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. На занятиях используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
Дидактический материал:
- альбомы для рисования;
- фломастеры не менее 12 штук;
- фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
- схемы-эмоции.
Техническое оснащение занятий:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр;
- цифровой фотоаппарат;
Структура программы
Программа " Мир, в котором Я живу " состоит из трёх разделов:
"Я и эмоции"
Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.
Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
"Я+Я"
Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
"Я и моё окружение"
Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи 1-го раздела:
- углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
- учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
- учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
- развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Задачи 2-го раздела:
- способствовать осознанию ребёнком своего имени;
- учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
- формировать адекватную самооценку;
- способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
- помогать ребёнку поверить в свои силы;
- гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
- гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Задачи 3-го раздела:
- расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
- сформировать позитивное отношение к сверстникам;
- учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
- учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
- дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
- сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Структура тренинга состоит из четырёх этапов:
1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
- развивающие игры-драматизации;
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие навыков общения;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- этюды;
- сочинение историй;
- беседы и рассказы;
- мини-конкурсы.
Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.
Прогнозируемые результаты:
-готовность обучающегося к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
-готовность к дальнейшему образованию;
-сформированность естественно-научного и социально- философского мировоззрения;
-сформированность общей культуры,
- сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
- сформированность педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
-сохранение здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция воспитанника на основе положительного отношения к образовательному учреждению;
- принятие образа «хорошего обучающегося»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Показатели, по которым отслеживается эффективность реализации программы внеурочной деятельности:
- активность;
- высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах обучающихся творческого объединения;
- самостоятельность и инициативность в деятельности;
- гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);
динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Авторская программа комбинаторного вида "Город, в котором я живу"
Авторская программа комбинаторнрго вида "Город, в котором я живу!" предназначена для реализации национально - культурного компонента в ДОУ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760029","...
Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....
Программа внеурочной деятельности "Оркестр"
Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, ...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Город, в котором я живу» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-6 лет. образовательные области «Познавательное развитие»/ «Речевое развитие» / «Художе
Обобщать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города....