Авторская программа комбинаторного вида "Город, в котором я живу"
методическая разработка на тему
Авторская программа комбинаторнрго вида
"Город, в котором я живу!" предназначена для реализации национально - культурного компонента в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gorod.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Последнее время все более актуальным становится лозунг прошлых лет: «Растим детей патриотами». Это связано с тем, что информационное поле, окружающее детей, наполнено символами, чуждыми русской национальной культуре, традициями, устоям. Дети смотрят иностранные мультфильмы и кинофильмы, персонажи из которых заполнили полки магазинов игрушек, поселились в детских книгах на детской одежде и, что самое печальное в детских душах. Поэтому возникла насущная необходимость возвращения к вечным истинам. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.
На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Это и побудило нас к созданию авторской программы «Город, в котором я живу». Программа разработана с учетом современных психолого – педагогических исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города и основанных на убеждении, что краеведческий, подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью программы является воспитание личности с активной жизненной позицией через формирование целостной картины мира посредством ознакомления дошкольников с родным городом. Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных. Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.
В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране, миру. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Все содержание программы условно объединено в 5 больших блоков: «География города», «История города», «Братск – город – труженик», «Достопримечательности города», «Природа в городе» и интегрировано в тематические недели в соответствии с комплексно – тематическим планом дошкольного учреждения, на основе актуальных для ребенка событий, происходящих в социальном и природном окружении. Выбранный нами подход обеспечивает многообразие форм их проживания:
Проекты, как способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, всегда направлены на разрешение конкретной значимой для ребенка проблемы – исследовательской, информационной, практической, что делает краеведческое содержание близким и значимым для детей. В рамках программы нами разработаны педагогические проекты «Советы дяди Степы для маленьких братчан», «С днем рождения, Братск», «Байкал – сокровищница Сибири».
Игровые образовательные модули - это сюжет, который разворачивается на протяжении длительного времени. Все, что делается детьми в рамках модуля, имеет для них конкретную практическую значимость. Так в процессе знакомства с историей родного города, у детей возникла необходимость в машине времени, которая помогла им отправится в прошлое и познакомиться с бытом коренных жителей Приангарья, первопроходцами, жившими в Братском остроге, первыми строителями нового Братска. Это была целая серия путешествий во времени. Дети усваивали новые знания не потому, что это запланировал педагог, а потому что это было необходимо им для игры и создания творческих работ.
Праздник – событие в жизни человека посвященное различным сторонам человеческого бытия - еще одна форма проживания тематических недель. Подготовка к празднику: будь то день рождения города, новый год или день защитников Отечества - предполагает вовлечение в процесс всех участников образовательного процесса и интеграция всех видов детской деятельности, дает детям возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий, значимых для всех горожан.
Особая форма проживания тематических недель – акции, как ряд действий, предпринимаемых для достижения социально – значимой цели, направленной на привлечение внимания окружающих к какой либо – проблеме и активное участие в её решении.
Выбор формы проживания тематической недели зависит от возраста детей, задумки воспитателя и обеспечивает увлекательность образовательного процесса, полноту жизни всех его участников.
При этом мы твердо убеждены, что любые знания приобретаются детьми в активной деятельности и прежде всего в игре, что способствует развитию психических функций, возникновению психических новообразований и свойств личности.
Этим обусловлен подход к выбору форм и методов работы с детьми, обеспечивающих реализацию краеведческого содержания, реализуемых в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - городские музеи. Музей истории города, Ангарская деревня, мини - музеи в детском саду № 15, школах поселка – это места, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела. Когда нет реальной возможности посетить какой - либо городской объект из – его удаленности или потенциальной опасности, мы заменяем его видеоэкскурсиями и видеозарисовками.
Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами из ближайшей школы, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подобираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Но наибольшую ценность имеют мобильные мини – музеи: «Защитники отечества», «Байкал – жемчужина Сибири», «Музей игрушки» , «Мой Братск». В их создании принимает участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Дети сами выбирают тот вид деятельности, в котором они хотели бы отразить свои чувства, представления о том, что они увидели и услышали.
Для этого нами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом, оформлена картотека сюжетно-ролевых игр: краеведческого содержания:
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией Падунского округа праздничных концертах для ветеранов, торжественных митингах посвященных Дню победы и Дню города. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой имени Михасенко, проводим совместные литературные гостиные, развлечения, участвуем в выставках детских рисунков по мотивам произведений Братских писателей и поэтов.
В конце каждой темы предусмотрено итоговое мероприятие: праздник, развлечение, презентация творческих продуктов, творческая игра. В них аккумулируется и демонстрируется окружающим все, что дети накопили в течении недели, предоставляется возможность еще раз пережить наиболее значимые моменты, оставившие в умах и сердцах детей неизгладимый след.
Это не только способствует актуализации имеющихся у детей знаний, но и повышает их личную заинтересованность в изучении родного города.
Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, родительские мастер – классы, кокурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, книг, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по разделу программы «Истоки» «Мир, в котором мы живем»
Основная цель.Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего ...
Авторская программа комбинаторного вида "Радуга красок"
Авторская программа комбинаторного вида "Радуга красок" .Данное пособие направлено на коррекцию поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии ...
Перспективный план по проектному направлению Программы развития «Край, в котором я живу».
Перспективное планирование по патриотическому направлению с 2мл.группы по подготовительную...
Программа кружка "Дом, в котором мы живем"
в программе представленны этапы работы, по проведению кружка краеведения с детьми старшего дошкольного возраста, а так же премерный перечень тем и список литературы....
Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу"(старшая группа)
Программа кружка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлена на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование...
Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу"(подготовительная к школе группа)
Цель программыРазвитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей...
Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу" (средняя группа)
Программа кружка направлена на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастност...