Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
рабочая программа по теме
В основу программы «Родник» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей дом детского творчества №1 им.В.Волошиной
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социально-творческому направлению
«Родник»
Педагог дополнительного образования
Елена Петровна Алымова
г. Наро - Фоминск 2012
Пояснительная записка.
В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания сверстников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для выявления и поддержки отверженных детей в детском коллективе.
Педагогическая целесообразность программы «Родник» обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, педагогами и другими взрослыми.
В основу программы «Родник» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Новизна программы заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания. В уже существующих программах не всегда учитываются все эти особенности.
Актуальность программы: в последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.
Программа «Родник» формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.
Поэтому целью данной программы является создать условия для вовлечения детей группы «риска» в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки.
Задачами программы являются:
1.Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. 2. Выявить индивидуальные запросы учащихся, помочь им определиться, привлечь детей входящих в группу риска.
3.Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии.
4.Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
5. Сформировать позитивное отношение к процессу взаимодействия с одноклассниками и значимыми взрослыми.
Программа «Родник» рассчитана на один год обучения для детей 6-11лет – 72 занятия в год, 6 занятий в месяц продолжительностью 30 мин. Специфика организации занятий по данному виду деятельности предполагает в течение занятия совмещать практические и теоретические задания. Основной формой организации учебного процесса является комплексное занятие, включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность детей. Занятие начинается с диагностики, эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную. Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых умений и навыков произвольного поведения. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
1. Наблюдения.
2. Рассматривание рисунков и фотографий.
3. Свободное и тематическое рисование.
4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
5. Этюды.
6. Импровизация.
7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
10. Чтение художественных произведений.
11. Рассказ педагога и рассказы детей.
12. Сочинение историй.
13. Беседы. 14. Мини-конкурсы.
15.Релаксационные техники (музыкотерапия).
16.Сказкотерапия.
17.Лепка.
18. Мелкое мастерство (создание кукол, масок чувств и т.д.).
19.Изобразительное искусство.
В результате работы по данной программе предполагаются следующие результаты:
1.Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей. 2. Расширение возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов.
3.Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.
4.Вовлечение малоактивных детей и детей группы риска во внеурочную деятельность.
5.Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка.
6.Выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Подведение итогов по результатам будет осуществляться в форме диагностического среза (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера) в группах обучающихся.
Учебно – тематический план реализации программы:
№ | Тема | Форма | Кол-во часов |
1 | Мы знакомимся | Упражнение «Знакомство». Чайная пауза. Упражнение «Аплодисменты по кругу». | 1 |
2 | Вот мы какие. | Наблюдение: определение статуса каждого обучающегося в группе; выявление особенностей межличностных отношений в группе. Беседа Диагностика: выявление уровня тревожности; выявление уровня самооценки; выявление уровня агрессивности; диагностика эмоционального состояния. | 12 |
3 | Давайте познакомимся поближе. | Упражнение «Сочиним историю». Упражнение «Цветок общения». Этюд «Подари подарок». Сюжетно-ролевая игра «Праздник именинников». | 2 |
4 | Волшебные средства понимания. | Упражнение «Клубок», цель - представление – краткий рассказ о себе и своём увлечении. Обсуждение неречевых средств языка (поза, мимика, жесты и т.д.). Интонация и её связь с чувствами и настроением, упражнение «Кто тебя позвал?». Поза и настроение, упражнение «Повтори позу». Упражнение «доброе животное». | 4 |
5 | Ассоциации | Сравнение предметов по внешним характеристикам и по внутренним, обсуждение их характера. Знакомство детей с понятием «ассоциации», его определение. Практическое занятие «Подбери ассоциацию к предмету». Релаксация «Путешествие». Рисунок на тему «Что похоже на меня в этом путешествии». | 4 |
6 | Я знаю, как тебя зовут. | Упражнение «Передай движение по кругу». Упражнение «Имя и движение». Игра- драматизация « Оно» | 1 |
7 | Тайны наших имён. | Рассказ педагога « Происхождение имен». Упражнение «Изобрази свое имя движением». Аппликация «Ромашка». Мини-конкурсы Упражнение «Круг имен». | 3 |
8 | Мои увлечения (изучение способностей). | Диагностика: определение способностей. Игра «Мечта» Беседа « Я умею». | 2 |
9 | Учимся строить отношения (формирование потребности общения со сверстниками). | Психогимнастика « Я желаю тебе…» Дидактическая игра «Мы- разные». Упражнение «Что не так». Упражнение «Спиной друг к другу». Игра-беседа «Кто мы». Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Инсцинорование стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». | 5 |
10 | «Мои правила дружбы» | Игра «Да и Нет». Беседа «как правильно дружить». В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Обсуждение правил игры. Упражнение «Спина к спине» с последующим обсуждением. Упражнение «Цветик – семицветик». Завершающее упражнение «Спасибо за приятный день!» | 4 |
11 | Мы команда | Игра «Всё делаем быстро». Упражнение «Камень», свойства камня и качества человека. Упражнение «Верёвка» - расслабление. Игра «Скала». Развитие навыков взаимодействия; снятие напряжения, тревожности; развитие интереса к себе. | 3 |
12 | Мой портрет» (формирование своего «Я»). | Творческая игра «Кто это?». Беседа «Мой реальный рост». Дидактическая игра «Мой портрет». | 3 |
13 | Я и другие | Упражнение «Комплимент». Упражнение «встаньте все те, кто…». Развитие внимания. Сплоченность группы. Рассказ – презентация друг о друге. Упражнение «Волшебный дождь» на развитие навыка сотрудничества. Релаксация. Упражнение «Доброе животное». | 3 |
14 | «Пойми меня» (взаимоотношения с окружающими людьми) | Модификация тренинга И.В. Вачкова Беседа «Путь по запутанной тропинке», игра «Слепой и поводырь».Упражнения: – «Заколдованный лес», «Топкое болото», «Скала». | 2 |
15 | Дружная семья (взаимоотношения с родными). | Конкурсная программа «Ты и я, мы одна семья». | 1 |
16 | Мои проблемы (навыки общения с внешним миром). | Моделирование и анализ заданных ситуаций. Диагностика. | 2 |
17 | Будь уверен в себе. | Игра- драматизация «Покажи и угадай». Упражнение «На берегу». Упражнение «Отдыхаем». | 2 |
18 | Мой характер | Игра «запомни и повтори» (проводится по принципу снежного кома). Дыхательная гимнастика с целью расслабления, снятия напряжения. Чтение сказки о деревьях – характерах. Обсуждение своего дерева – характера. Рисунок на тему «Моё дерево – характер». Представление рисунков. Игра «Тополь – ива». Обращение к рисункам прошлого занятия. Какие существа могут жить рядом с деревом? Обсуждение, рисунок «сказочные существа», знакомство с жителями острова характеров (каждый ребёнок представляет свой рисунок сказочного существа. Совместное сочинение сказки про остров Характеров. | 4 |
19 | Язык чувств (наши эмоции). | Беседа «От чего зависит наше настроение? « Басня? Басня « Птичий двор» (инсценировка) Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. Упражнение «Разбуди эмоцию». «Узнай эмоцию по фотографии» Упражнение «Назови эмоцию». Психогимнастика. Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление « Дерево моих эмоций». Диагностика. Беседа «Настроение и его связь с эмоциями». Дифференциация видов эмоций, обучение способности различать эмоции по выражению лица и мимике. Угадывается настроение на лицах, изображённых на картинках. Применение «волшебных средств понимания» в различных ситуациях. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Волшебный танец». | 3 |
20 | Внешность (внешний облик). | Этюд «Зеркло». Упражнение в парах «Интервью». Упражнение «Разговор в горах». Упражнение «На берегу». | 3 |
21 | Как поступить? (умение контролировать свои поступки). | Лекция о понятии «ссора» и «конфликт». Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай». Беседа «Способы выхода из конфликтов». | 3 |
22 | Контрольная диагностика | определение уровня социальной адаптации; выявление особенностей межличностных отношений в группе; выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность); определение особенностей учебной мотивации. | 2 |
Всего | 72 |
Техническое оснащение.
1.Ноутбук.
2.Магнитная доска.
3.Экран.
Дидактический материал.
- Краски.
- Пластилин.
- Цветные карандаши.
- Цветная бумага.
- Картон.
- Ватманы.
- Бумага.
- Клей.
- Мелкие детали (пуговицы, крупа, макаронные изделия и пр.);
- Релаксационная музыка;
- Пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике.
- пластмассовые стаканчики.
- Салфетки;
- Тёмная ткань.
- Зеркало.
- Ножницы.
- Фломастеры.
- Кукла.
- Свеча.
- Мелкие фигурки.
- Вырезанные из различных журналов и книг картинки.
- Песочный поднос.
Список литературы, использованный при написании программы
- Агафонова И.Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей 6-10 лет). – С-Пб., 2003.
- Агафонова И.Н. Психология делового общения, С-Пб., 2004.
- Андреева Р.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. – М., 1981.
- Бобер М.М.,Тильма Ф. Психология индивида и группы, - М., 1991.
- Большаков В.Ю. Психотренинг (социодинамика упражнения игры). - С-Пб,. 1996\5 .
- Выготский Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./по редакцией Левановой Е.А., М., 2006.
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. /под ред. Лебедева О.Е. - М., 2000.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, - М., 2001
- Ладыженская Т.А. Детская риторика /Программы общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.
- 12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1998
- Программа педагога дополнительного образования. /составитель Беспяттова Н.К. - М., 2003
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения, Минск, 1998
- Скороумова Е.А. Уроки общения в начальной школе,– С-Пб., 1994
- Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия, - С-Пб., 2002.
- Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006.
- Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений / Сост. Башинова С.Н., Захарова О. К. – Казань: РНЦ «Школа», 2005.
Список литературы для педагога
- Борисов А. Роскошь человеческого общения, - М., 1998.
- Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, - М., 2003.
- Грецов А. Тренинг уверенного поведения, - М., 2008.
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология, - Ростов-на-Дону, 2009.
- Заваденко Н.Н. Гиперавтивность и дефицит внимания в детском возрасте, - М., 2005
- Леонтьев А.А. Психология общения, - М., 1999.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы, М., 1986.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг, - С-Пб., 2007.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - М., 2000.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общении,Минск, 1998.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум, - Ростов-на Дону, 2009.
- Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике, - М., 2009.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, - М., 2006.
- Фопель К.Энергия паузы, - М., 2005.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – Спб, 2008.
- Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя. М., 1997.
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через пси
хологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. - Дмитриева Е.Е. проблемные дети: развитие через общение. – М. – 2005.
- Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы.
СПб.: Речь, 2002. - Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2002.
- Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. Спб. – 2005.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста
юсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000. - Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
- Психодиагностика в школе / под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб.: Речь, 2004.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Спб – 2005.
- Тренинг по сказкотерапии/ под ред. Т.Д. Зикевич – Евстигнеевой. Спб.: Речь, 2000.
- Фопель К. психологические группы. М.: генезис, 2000.
Список литературы для родителей и детей.
1 . Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1986.
2 . Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1989.
3 . Антология мировой детской литературы. /под ред. Володина В.А. – М., 2003.
4 . Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психической саморегуляции. – М., 1983.
5 . Винокурова Н.К. Магия интеллекта. – М., !994.
6 . Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Ленинград, 1988.
7 . Данилина Т.А., Зегенидзе Н.М., степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
8 . Крушельницкая И.О., Третьякова А.Н. Все вместе /учебная программа младших школьников по взаимодействию и сотрудничеству. М., 2004.
9 . Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1989.
10. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М., 2005.
11. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Волгоград, 2004.
12. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе /коррекционно-развивающие занятия. – М., 2005.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Минск, 1982. .
14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
15 Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей лет. – Ярославль, 2000.
16. . Хрестоматия для школьников от 4 до 5 лет./составитель Борисова Н. – Минск, 2002.
17. Хрестоматия для детей 6-10 лет. /составитель Стремок И.М. – Минск 2004.
18. Шрагина Л.И. Логика воображения. – Одесса, 1995.
19.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков/ методическое пособие. – М. – 2006.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...
Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"
Программа предназначена для старших дошкольников...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»
Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в дошкольном образовании по предмету Английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности в дошкольном образовании по предмету Английский язык....