Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Юный патриот»
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному саду, родной улице начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Важным аспектом патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование представлений о семье, родном городе, крае, стране. Ознакомление с животным и растительным миром страны, в которой ты проживаешь; с традициями русского народа; ознакомление с символикой государства и государственными праздниками – это и есть формирование первоначальных представлений о родной стране.
Актуальность внедрения программы внеурочной деятельности заключается в том, что у детей не хватает знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе. Также недостаточно сформирована работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа кружка – это возможность в воспитании у дошкольников простых чувств, которые в будущем должны достигнуть наивысшей цели – воспитание патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Программа основана на современных подходах к развитию и воспитания дошкольника. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;
Целью программы кружка является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
- чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- воспитание чувство гордости за свою страну, любви к ней
Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной деятельности в кружке «Юный патриот».
Методы работы:
- наглядный
- словесный
- игровой
- практический
В процессе работы кружка запланированы следующие формы работы: беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, целевые прогулки. Создание проектов, макет русской избы, аппликаций, проведение праздника день семьи, рисование.
Материально – техническое обеспечение:
- дидактические и наглядные пособия;
- компьютер;
- репродукции картин;
- художественная литература;
- Символика России, глобус.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 25 минут, проводится во второй половине дня еженедельно.
Ожидаемый результат:
- Дети имеют первоначальные знания о родном городе; знакомы с историей города, названиями улиц, имеют представления об известных людях. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожат своей семьей, домом.
- Имеют представление о месте работы родителей, значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
- Знакомы со своей нацией, языком, традициями (гордятся своим народом, его достижениями); знают столицу нашей Родины – Москву (ее историю, достопримечательности; знакомы с несколькими крупными городами страны и показывают их на карте России; имеют представления о флаге, гербе, гимне России).
- Знакомы с особенностями природы родных мест, флорой и фауной (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).
- Знакомы с предметы декоративно-прикладного искусства, с произведениями устного народного творчества.
План программа реализации внеурочной деятельности
«Юный патриот»
Дата | Тема | Задачи | Содержание | |
Сентябрь 1неделя 2 неделя 3,4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Март 1,2 неделя 3 неделя 4 неделя Апрель 1,2 неделя 3 неделя 4 неделя Май 1,2 неделя 3 неделя | Мониторинг «Моя семья» «История моего детского сада» «Моя улица, мой дом родной».
«Малая родина. «Знаменитые земляки» Тайны прошлого: «Мой Пермский край» «Водные объекты Пермского края» Путешествие с городовичком по столице Пермского края» «Конкурс знатоков малой Родины» «Мир вокруг нас» «Народы нашей страны» «Наша Родина - Россия» «Главный город нашей страны» «Голубые реки России» «Русский лес- чудесный лес!» «Государственные символы России» «Что значит быть гражданином России?» «Богатыри земли русской» «Знаменитые россияне» «Наши защитники в мирные дни» «Знаменитые спортсмены». «Мама – первое слово» «Труд взрослых в родном городе» «Масленица» «Русские народные промыслы». «Как жили славяне» «Народные игры» «День Победы». Мониторинг | Определить первоначальные знания детей. Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей. Познакомить детей с историей детского сада «Остров сокровищ»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад. Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением. Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками ВОВ; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Познакомить с историей возникновения пермского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории родного края. Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире Пермского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства. Познакомить с названием рек, обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Пермского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины Познакомить детей с историей возникновения города Перми; познакомить с символами родного края (герб, флаг). Воспитывать уважительное отношение к родному городу. Закрепить знания детей о Пермском крае, родном городе. Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России; Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире. Доказать сходство всех детей независимо от их национальности. Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине. Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. Познакомить детей с названиями крупных рек России. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Уточнить представления детей о России как о родной стране. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны. Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства. Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. Систематизировать знания детей о жизни людей, продолжать знакомить с предметами быта, русскими национальными костюмами. Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, познакомить с народными играми. Воспитывать уважение к традициям. Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла. Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому. Рассматривание видео слайдов строительство детского сада; составление фотоальбома: «История моего детского сада»; изготовление поделки «Остроша» - хранителя острова. Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной». Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу». Выставка «Город будущего» Экскурсия в библиотеку; Совместное посещение краеведческого музея. Составление рассказов: «Что я видел в краеведческом музеи». Выставка рисунков «Древний Урал» Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Пермского края. Беседа о водных ресурсах Пермского края, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей; Просмотр видеоролика «Город Пермь»; выставка рисунков «Пермяк – соленые уши» Разгадывание кроссворда и загадок по теме: «Мой Пермский край»; Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; Выставка коллекций магнитов.
Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Мы живем в одной стране»; чтение литературных произведений;
Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг». Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильма. Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки». Экскурсия в парк, составление рассказов «Мое любимое животное» Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах; Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Чтение былин. Выставка рисунков: «Богатыри земли русской» Рисование по пословицам и поговоркам. Просмотр мультфильма: «Щелкунчик»; Организация коллекции книг российских авторов: «Моя любимая книга». Праздник «День защитников Отечества» Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка «Мой любимый вид спорта».
Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек. Составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе». Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы. Беседы о русских народных промыслах; русские народные подвижные игры; Изготовление макета «Русская изба» Игротека «Во саду ли, в огороде» Экскурсия к монументу Славы», возложение цветов. |
Справка по результатам работы
Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод: планомерная и систематическая работа по воспитанию духовно-нравственной личности, значительно влияет на развитие дошкольника в целом. Происходит развитие мыслительных процессов, ребенок учится анализировать, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные способности. Отмечается положительная динамика в формировании доброжелательного отношения к родным людям, сверстникам. Обогатились представления детей о стране, городе. Расширился кругозор о народных традициях.
На основе использования различных методов и приемов у детей появился интерес к получению новых знаний. Вовлечение родителей в процесс воспитания, позволил активизировать их деятельность, принимать активное участие в проектах, выставках, организовывать экскурсии, пополнять коллекционный материал.
Я считаю, что воспитание патриотических чувств у детей необходимо начинать с раннего возраста. Увлечение детей историей страны позволит им в дальнейшем пополнять свои знания новым учебным материалом. А главное, зарождающие в детстве ростки патриотизма, помогут вырасти ребенку: уважающей себя личностью, умеющим ценить и уважать людей, историю страны, быть гражданином России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...