Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-7 лет кружка по развитию мелкой моторики "Готовим пальчики к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2.docx | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-7 лет
кружка по развитию мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
«Готовим пальчики к письму»
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Сидорчук Екатерина Петровна
воспитатель
г.Белово
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………4
Учебный план……………………………………………………………7
Учебно-тематический план…………………………………………….8
Содержание программы………………………………………………..10
Ожидаемые результаты…………………………………………………11
Материально техническое обеспечение………………………………..12
Информационно-методическое обеспечение……………………….…13
1.1. Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013. примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цели и задачи программы.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей владеть графическими навыками письма;
- формировать навыки исполнительского мастерства;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна:
- обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика;
- речевое развитие.
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Готовим пальчики к письму» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Характерные особенности развития детей 5-6 лет.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени. Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 25 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры (приложение 1) и физкультминутки (приложение 2). Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Учебно – тематический план работы кружка
Виды деятельности | Количество занятий | |
старшая | Подгот | |
| 3 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 3 | |
| 3 | |
| 2 | |
Итого | 18 |
Календарно – тематический план работы кружка старшей группы
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
| – коллективная аппликация из листьев – рисуночные задания | |
| – выкладывание фигурок из счетных палочек(геом. фигуры) – рисование пальчиками на подносе с манкой | |
| – опознавание на ощупь различных предметов – рисуночные задания | |
| – работа с бисером и тонкой проволокой – рисование с элементами аппликации(гуашь, салфетки) | |
| – рисование цифр и раскрашивание – аппликация из резаных ниток | |
| - оригами – мозаика из журнальных вырезок с использованием изоленты | |
| – рисуночные задания – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки) | |
| – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги – роспись картонной коробки | |
| – объемная аппликация – плетение косичек, завязывание узелков, бантиков |
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
- некоторые виды бумаги;
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски;
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор»; «мозаика»;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Результатом работы данного кружка должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами;
- умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
- овладение нормами этики поведения.
Материально техническое обеспечение
Столы, шнурки, прищепки, природный материал, семена, крупы, пластилин, соленое тесто, счетные палочки, бисер, бусы, пуговицы, проволока, трафареты, спички, перья, бумага, семечки, банты, рамки-вкладыши, пластилиновые основы, соль, набор геометрических фигур, ножницы, клей, разрезные картинки, штаммы, щетки.
Дидактический материал:
«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игры с прищепками, сухой бассейн, геометрический поезд, театр на липучках, пальчиковый театр, показываем руками стих-я, массаж, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, д/игры, п/игры.
Литература
1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...