календарно-тематическое планирование по теме периода "Народные культуры и традиции"
календарно-тематическое планирование на тему

Кабаева Мария Леонидовна

Подробное календарно - тематическое планирование по теме в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная культура и традиции44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели:  «Народная культура и традиции» в старшей группе.

Содержание работы: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках(матрешки – городецкая, богородская; бирюльки . Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством). Рассказывать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах жизни, одежде.

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО

«Утро радостных встреч» - беседа с воспитанниками о прошедших выходных, услышать их впечатления, настроить ребенка на положительный климат в группе.

Разучивание закличек: «Приходи весна», «Жаворонки» - развивать выразительное пение, расширять словарь детей.

Просмотр ИК презентации  по теме: «Русская матрешка» .Цель: знакомство  детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.

Трудовые поручения: «Накрой на стол к завтраку». Цель: закрепление умений и навыков накрывания на стол дежурных к завтраку; учить детей правильно располагать ложку и вилку

Индивидуальная работа

Дидактическая игра: «Подбери слово». Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словарного запаса, развитие речи детей с Варей и Максимом.

«Попади снежным комом в цель». Цель: развитие глазомера и силу броска с Ваней Ч иДимой Л.

Д\У «Назови одним словом» Цель: развивать словарный запас, мышление и память; активизация и обогащение словаря детей с Дашей и Димой М.

НОД

  1. Развитие речи

Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика

  1. Музыкальное развитие – музыка

ПРОГУЛКА

Наблюдение за неживой природой. Цель: формировать представление о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе

Знакомство с р.н.и. «Гори, гори ясно» -  развитие двигательной активности детей, соблюдать действия согласно речевке.

П/И «Дети и волк». развитие двигательной активности детей, умение быстро и ловко передвигаться.

П/У «Самым ловким окажись!» Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость

Труд «Очищаем оборудование от снега» Формировать соответствующие трудовые навыки.»

Воспитание культурно – гигиенических навыков. Цель: закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу

ВЕЧЕР

 

Просмотр русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей с новым произведением, обратить внимание на одежду детей, дома.

Музыкальная народная игра  с которой познакомились на муз. занятие.

Рассматривание р. народной игрушки «Свистульки» - познакомить с видами народных игрушек, обогатить знания о русских народных игрушках.

Вечер прогулка

Познакомить с народными весенними приметами в природе – пополнять знания детей о русских народных традициях и обычаях.

Р.Н.И. «Гори, гори ясно» - закрепить правила игры.

СД Д

Оформление ширмы с предметными картинками: «Народная игрушка» для наглядного видения образов народной игрушки.

Подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки

Внести куклы в народных костюмах.

Взаимодействие с родителями

Попросить принести в группу для создания мини – музея народные игрушки, поделки, музыкальные инструменты.

ВТОРНИК

УТРО

Просмотр народных игрушек, которые принесли в мини-музей – познакомить с названием игрушек, их особенностями внешнего вида и видом росписи

Городец, Полхов-Майдан, Гжель. Отметить их отличительные особенности.

Просмотр выставки Расписных игрушек городецкой росписью и гжель сделать сравнительный анализ – развивать мыслительные познавательные процессы, обогащать словарь детей, обогащать знания.

Д/И «отгадай загадки» Цель: развитие мышления, памяти и воображения

Трудовые поручения: «протирание пыли с листочков комнатных растений» Цель: развивать трудовые навыки, желание заботиться о комнатных растениях

Индивидуальная работа

Заучивание слов к песни «Мамочка любимая» с Ритой М и Кирилом А.

Индивидуальная работа по развитию движений; отработка подскоков и приставного шага у Лены и  Златы.

Д/И «Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы»

Цель: развитие мелкой моторики

НОД

  1. Познавательное развитие – ФЭМП

Тема: «Раздели круг на части»

Цель: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимой части числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках;

  •                2. Физкультурное – по плану физ.руководителя.

3.Художественное развитие – Рисование

Тема: «Роспись матрешки элементами гжельской росписи»

               Цель: Развивать умение выделять специфику гжельской росписи. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызвать положительный отклик на прекрасное.

ПРОГУЛКА

 Наблюдение за снегом

Цель: формирование умения самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойством снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям

Д/И «Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком с Соней и Андреем Р

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Опыт по определению плотности снега»

Цель: развитее наблюдательности и любознательности

Р.н. и «Бирюльки» - познакомить с правилами русской народной игры.

Ситуативный разговор в группе  на тему: «Как жили люди на Руси и принимали пищу»

Цель:, развитие памяти, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи

ВЕЧЕР

Игровая ситуация «Мы встречаем гостей – угощаем их блинами»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края с празднованием праздника масленицы.

Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстрации о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушках

Мастерская «Укрась Даше сарафан»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение самостоятельно придумывать узор на сарафане

Чтение: Русский фольклор:

«Николенька – гусачок…»

«Как у бабушки козел…»

«Ранним – рано по утру…»

«грачи – кричи», Ласточка – ласточка…», «Дождик, дождик веселей…» «По дубочку по стучишь…»

Вечер прогулка

Ситуативный разговор на тему: «Как жили люди на Руси»

Цель:  развитие памяти, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи

Заучивание .Русский фольклор:

«Ранним – рано по утру…»

 «Дождик, дождик веселей…»,  «По дубочку по стучишь…»

СД Д

Игры с коллекцией народных игрушек,

Внести  «Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы»

Самостоятельные игры с новыми игрушками с коллекциями по желанию детей.

Взаимодействие с родителями

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, чтение художественной и познавательно- энциклопедической литературы по теме: «Народная культура»

Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок.

СРЕДА  - 22.03

УТРО

Знакомство с новыми атрибутами  мини - музея «Вознесенская и Семеновская матрешка» - познакомить с историей возникновения, особенностями расписывания и отличительными моментами.

Компьютерная игра «Что лишнее?»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа, активизировать словарь народных предметов, игрушек.

Поручение индивидуальные и коллективные «Мы сегодня соблюдаем порядок в группе»

Цель: уважение труда взрослых

 Посещение «Русской избы» в выставочном зале с целью знакомства с бытом русского народа в старину и традициями которые были заложены в далекие времена..

Индивидуальная работа

 Д/И «скажи по – другому»

Цель: развитие грамматического строя речи¸ обогащение словарного запаса с Ритой М. и Зариной

Дидактическая игра «Что это…» «Направо – налево…»- закреплять пространственные ощущения с Ваней В и Димой К.

НОД

  1. Художественное творчество – Рисование

Тема: «Дымковская игрушка»

                Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Помочь детям замечать и

                         выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

                         Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Учить детей

                        самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

  •                          развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию
  • 2.   Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Культура и традиция русского народа»

               Цель: Познакомить детей с понятием «традиция»; закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре,; воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

3.Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба –бах»»

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ринвза «Шумный Ба – бах» (перевод с англ. М. Боровицкой)

ПРОГУЛКА

Наблюдение за солнцем

Цель: уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека; развиваем наблюдательность, любознательность; рассказать детям о влиянии солнца на здоровье человека; развивать активный словарь детей

Подвижная игра «Самолеты» - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение

Знакомство с русской народной подвижной игрой «Карусель»

Подвижная игра «кот и мыши»

Цель: закрепить правила игры; упражнять детей в беге; развивать умение бегать и действовать по сигналу воспитателя. Воспитывать интерес к игре.

Трудовая деятельность: «Расчистка участка от снега»

Цель: продолжать учить детей пользоваться детской лопаткой; развивать физические способности; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям

ВЕЧЕР

Слушание: П.И. Чайковский «Русская песня»,

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».

Игра на русских народных муз. инструментах: Вызвать желание извлекать звук из разных предметов посуды. Осваивать элементарные приёмы игры на ложках, развивать чувство ритма

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Вечер прогулка

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель: знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки.

 «Литературная викторина по русским народным сказкам»

Цель: активизация пассивного и активного словаря, развитие памяти, воображения, быстроты мышления

СДД

Внести атрибуты для с.р.и. «Магазин»» сюжет «народные игрушки».

Внести алгоритмы изображения народных игрушек, узоров в зону хэр

Центр театрализованных игр. Набор игрушек кукольного плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек

Взаимодействие с родителями

Предложить семье Бариновых и Вырошниковых принять в участие в проекте «Народная игрушка», « Народная одежда».

ЧЕТВЕРГ  - 23.03

УТРО

Исследовательская деятельность : «Русские народные промыслы – деревянная, глиняная игрушки»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; культурой родного края, найди отличия в деревянной и глиняной игрушке

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (муз. инструмент)»

Цель: развитие музыкального слуха и памяти. , активизировать словарный запас детей

Разучивание Песенок – потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано по утру…»»Ласточка – ласточка»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа с Соней и Ульяной

Предложить детям рассмотреть выставку городецких кружевов, вышивок познакомить с особенностями их изготовления, их богатсве в мире.

Индивидуальная работа

Д/И «Повтори скороговорку»

Цель: развитие памяти, воображения, развитие артикуляционного аппарата с Дашей и Аней.

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг очерченного круга с Богданом и Димой П.

НОД

  1. Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Русская матрешка»

                        Цель: Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки. Учить детей различать разные техники росписи матрешек.

                        Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Продолжать воспитывать детей

                        на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

                       Формировать эстетическое отношение к миру.

2. Музыкальное развитие – музыка

ПРОГУЛКА

Предложить детям русские народные игры: «Гуси – лебеди», «карусель», «Гори – гори ясно»

Цель: развитие двигательной активности детей, приобщение к культуре русского народа

Наблюдение  на прогулке за голубями – уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц весной; установить связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц

Подвижная игра «Стоп!» - продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них

Подвижная игра «Свободное место»- развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге

Подвижная игра «День – ночь». «Прыг – скок»

Выносной материал

Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры со снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки.

Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега, прометание веранды от мусора

ВЕЧЕР

Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты»

Мастерская. Конструирование из бумаги.

«Скамейка, печка, стол, изба»

Цель: развитие умения детей в складывании бумаги по принципу оригами по образцу и схеме с Максимом и Ксюшей

Воспитывать культурно – гигиенические навыки – совершенствовать навыки умывания – намылить руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться разными видами застежек

Вечер прогулка

Разучивание Песенок – потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано по утру…»»Ласточка – ласточка»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

СДД

Внести в уголок ряженья русские народные костюмы для девочки и мальчика, для с. Р. И. и театральных постановок.

Д / и «Собери народную игрушку и назови».

Взаимодействие с родителями

 Раздать буклет «Потешки, прибаутки» «Воспитание сказкой». Предложить семье Агеевых сделать лепбук по теме «Народные традиции и игрушки».

ПЯТНИЦА  - 24.03

УТРО

 Рассказ воспитателя с применением компьютерной презентации о традициях и обычаях нижегородской обл – ти и Бутурлинского района. – расширять знания о  исторических праздниках и традициях поселка.

Русские народные прибаутки «Ворон», «Лиса»;

Цель: расширять представления о народном искусстве фольклоре, музыке

Мастерская. Рисование

«Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски – франтихи» или «Дымковский конь» с Ксюшей и Дашей и Андреем Р.

Цель: развитие мелкой моторики, умение изображать узор по дымковским мотивам

 Закрепление навыка сметание остатков крошек и пищи со стола специальными принадлежностями

Цель: развитие трудолюбия у детей и уважение труда взрослых

НОД

  1. Художественное развитии  - Аппликация

                       Тема: «Воздушные шары»

                        Цель: учить детей вырезать круг из квадрата, делать заготовки для работы, создавать композицию – воздушный шар с корзиной. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Учить создавать объемную работу.

  1. Физическое развитие – физкультура

ПРОГУЛКА

Предложить детям русские народные игры: «Гуси – лебеди», «карусель», «Гори – гори ясно»

Наблюдение за одеждой взрослых и детей – продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе

Дидактическая игра «Что из чего сделано» - учить детей определять материал из которого сделан предмет

«Найди предмет похожего цвета» - упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении признаку цвета

Игра «Волк во рву» Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу

Трудовые поручения: «Чистка снежных построек от снега. Цель: поддерживать стремление детей приносить пользу, следить за порядком.

Дидактическая игра «Какой ветер» - научить подбирать относительные прилагательные

Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности

Самостоятельные игры детей.        

Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия

ВЕЧЕР

Д/И «Собери матрешку», «Найди такую же», «Подбери картинки», «Матрешкины подружки»

Цель: развитие мышления, воображения, памяти

Слушание:

П.И. Чайковский, «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н.песня

Пляски и игры:

«Кострома» и «Казачок», обр, М. Иорданского;

Цель: расширять представления о народном искусстве фольклоре, музыке

Мастер класс «Сделай игрушку из цилиндра»

Цель: развитие творческого воображения, умение видеть образ

Мастерская. Лепка

«Тарелка с узором» «ваза»

Цель: развитие мелкой моторики, умение вылепить, примазывать, оттягивать, закреплять все способы лепки с Андреем П.

Вечер прогулка

Матрешки-затейницы». Цель:  повторить малые  фольклорные  формы:  загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки.

СДД

Украшение плоскостного изображения матрешек, посуды, игрушек

Центр театрализованных игр.

Набор игрушек кукольного плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек

Складывание пазлов по мотивам русских народных сказок.

Взаимодействие с родителями

Разместить на радужной страничке в социальной сети интернета подборку компьютерных игр направленных на закрепление полученных знаний по теме «Народная культура и традиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...

календарно-тематическое планирование по теме: "Народная культура и традиции Урала" по ФГОС

Тема недели: «Народная культура и традиции Урала» Региональный компонентЦель: Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Календарно тематическое плаирование в старшей группе...