Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Щелкунова Александра Николаевна

Календарно тематическое плаирование в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nedeli_traditsii_naroda_4_nedelya.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народная культура и традиции».

Цельприобщение детей к истокам и ценностям народной культуры.

Задачи: Создать условия для расширения кругозора у детей о народной игрушке (глиняной, деревянной, тряпичной, соломенной, берестяной...), о традициях и обрядовых праздниках.                                                                                                                                                                                                                                               Развивать познавательный интерес к её истории, культуре, быту. Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям.

Кластер: Народная культура и традиции

Проект: Дидактическая игра: «Скажи, какая стая»

Число,

день    недели

Режим

Образоват. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с участием интеграции образовательных областей,

осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Групповая(подгрупповая)

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

 

Понедельник 20.02. 2023 г

Утро

ПР

СКР

ХЭР

ФР

РР

Утро: Гимнастика.

Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).

Беседа: «Чем славилась русская изба?»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Хороводная игра «Я по рыночку ходила»

Цель: расширить представление о играх, уметь различать между собой.

Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок.

Чтение сказки «Золотое веретено».

Цель: Познакомить детей с предметами обиходаверетеном и прялкой.

Индивидуальная работа

    Д/И «Геометрическая мозаика»: формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия, развитие мелкой моторики.

Маша ,Макс, Дима

Ситуативный разговор о том, что при кашле и чихании закрывать рот платком.

.

 Рисование: «Моя любимая игрушка»: дети рисуют любимую игрушку по замыслу.

 КГН: Формировать у детей осознанное отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть опрятно.

Поддерживать детей в стремлении самостоятельно рассматривать иллюстрации народных игрушек  - развивать любознательность, воспитывать умение бережно относиться к народным игрушкам.».

 

Образовательная

ситуация

 

Мир природы.

Музыкальная деятельность по плану муз. Руководителя.

Прогулка

ПР

СКР

ФР

Наблюдение за сезонными изменени-ями - формировать представления об изменениях в природе в конце осени (день короткий, а ночь длинная)

П/и «Затейники» - развивать внимание.

П/И«Снег кружится»- формировать у детей умение соотносить свои действия с текстом.. «Добеги до меня» - учить слышать сигнал и выполнять задание.

Игра малой подвижности: «Кого не стало». Способствовать развитию внимания, памяти.

Спортивное упражнение «Пройди – не задень».

Трудовая деятельность -подмести веранду - формировать умение оказывать посильную помощь взрослым.

Самостоятельная  деятельность: игры с выносным материалом.

Перед обедом

РР

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Вечер

ПР

СКР

ФР

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливание.

Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали), чем отличается от современной. – Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.

Дидактическая игра: «Повтори скороговорку»;

Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок.

Чтение сказки «Золотое веретено».

Цель: Познакомить детей с предметами обиходаверетеном и прялкой.

   Продолжаем учить  детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Ситуативный разговор о том,  где дома можно упасть и получить травму.

Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.

Иллюстрации, изображающие русский народный быт.

Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.

 

Вечерняя прогулка

ПР

СКР

ФР

 

 Игры-ситуации: «У бабушки в деревне».

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации.

Дидактическая игра: «Скажи, какая стая» -  образование притяжательных прилагательных.    

( Клин лебедей - лебединый клин, караван журавлей…: стая уток-…, стая грачей)

П./и по выбору детей.

 

Число,

день    недели

Режим

Образоват. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с участием интеграции образовательных областей,

осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Групповая(подгрупповая)

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

 

Вторник

21.02. 2023 г

Утро

ПР

СКР

ХЭР

ФР

РР

Утро: Гимнастика

Беседа «Русский фольклор»

Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки).

Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении.

Загадки об орудиях труда крестьянина.

Д/и «Накрой русский стол»

Цель: упражнять в умении сервировать стол.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

ОБЖ

Ситуативный разговор «Что делать, если…ты потерялся?» -формиро-вание представления о правилах поведения на улице; учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Игры детей в пазлы,лото, игры – ходилки с целью развития логического мышления и формирования навыков игры по правилам.                                                            

Образовательная ситуация

 

Мир природы.

Музыкальная деятельность по плану муз. Работника.

Прогулка

ПР

СКР

ФР

Наблюдение  за сугробами на участке. Познакомить детей с поговорками: «Сугроб да вьюга – два друга», «Снег глубок – хлеб хорош»

Подвижная игра «Бездомный заяц» - учить детей играть в соответствии с правилами.

П/игра «Попади в цель»-упражнять детей в метании на дальность.

Речевая игра «Слушаем музыку» Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Самостоятельная  деятельность: игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки на одной ноге

Самостоятельные игры с выносным материалом

Перед обедом

РР

Чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"

Цель: дать представление о былинах.

Вечер

ПР

СКР

ФР

Босоножие-закаливание.

Разучивание хороводной игры «Кто с нами, кто с нами пашенку пахати»

Продолжить чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"

Дидактическая игра: «Кто где работает?» (Город, село) Цель: формировать умение отличать город от села, деревни.

Д/и «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» Развивать умения показывать действия, имитируя их. Побуждать к проявлению доброжелательности в игровом общении с партнёрами-сверстниками.

ЗКР Артикуляционная гимнастика (повторяйка, трубочка)

ИКТ

Показ презентации

«Традиции родного края»

.

   Игры на развитие мелкой моторики:

«Заплети Матрене косу», «Собери бусы для Аленки»

Цель: развитие мелкой моторики, пробуем плести косичку.

Дидактическая игра: «Придумай загадку»

Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета.

ПДД

ДИ “Дорожные знаки”

Беседа о правилах поведения на проезжей части дороги

 

Выносной материал: ведерки и лопатки, флажки.

Султанчики, вертушки для опыта

Внести папку с картинками орудия труда крестьян.

Книгу с былинами «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

 

Вечерняя прогулка

ПР

СКР

ФР

 

Наблюдение за деревьями на участке: развивать умение различать и называть их (берёза, тополь). Воспитывать любовь к природе. Закрепить строение дерева (ствол, ветки, листья, корень).

Хоровая игра с пением: «Чики, чики – чикалочки», «На горе-то калина»,

Цель: воспитывать интерес к народным играм.

Трудовая деятельность. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

 

Число,

день    недели

Режим

Образоват. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с участием интеграции образовательных областей,

осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Групповая(подгрупповая)

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

среда

22

.02. 2023г

Утро

ПР

СКР

ХЭР

ФР

РР

Утро: Гимнастика

Беседа «Русский фольклор»

Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки).

Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении.

Загадки об орудиях труда крестьянина.

Д/и «Накрой русский стол»

Цель: упражнять в умении сервировать стол.

Воспитание культуры поведения. «Учимся общаться со сверстниками»      Цель: Обогащать опыт общения детей, знакомить с различными моделями поведения.

 

   Д/и «Когда это бывает» - учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

(Арина Дима ,Ваня, Алена).

Д/И «Игрушки играют в прятки»: развивать у детей устойчивость внимания

Ситуативный разговор о поведении за столом.

   Дежурство по столовой.

ТРИЗ Что с начало что потом 

ДИ Палочки Кьюзинера

Раскраски новогодней тематики, цветные карандаши, фломастеры.

ИКТ

В свободной деятельности

Речевые игры

Образовательная ситуация

 

Развитие речи.

Аппликация.

Физкультура по плану физ. Руководителя.

Прогулка

ПР

СКР

ФР

Наблюдение  за растениями зимой. Познакомить с народными  приметами : «Если зимой шумят деревья – ожидай оттепели», «Если деревья зимой покрываются инеем – следует ожидать хорошего урожая». П/игра: «На дворе мороз и ветер» - учить действовать в соответствии с текстом.

П/игра: «Цепи кованые».

Труд: собрать игрушки после прогулки.

Спортивное упражнение: «Стоп!» Все играющие идут  по кругу. По сигналу воспитателя «Стоп!» все должны остановиться там, где их застала команда. Задание на внимание проводится как в ходьбе, так и в беге или в их чередовании.

Эксперимент «Мыльные пузыри на морозе»: развивать у детей любознательность.

.

Перед обедом

РР

Продолжить чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"

Вечер

ПР

СКР

ФР

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

ечер:

Босоножие-закаливание.

Разучивание хороводной игры «Кто с нами, кто с нами пашенку пахати»

Дидактическая игра: «Кто где работает?» (Город, село) Цель: формировать умение отличать город от села, деревни.

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

ОБЖ

Ситуативный разговор «Раз, два, три, что может быть опасно – найди» - закреплять представление об источниках опасности дома, на улице, о правилах пользования бытовыми приборами..

  Хоровая игра с пением: «Чики, чики – чикалочки», «На горе-то калина»,

Цель: воспитывать интерес к народным играм.

Дидактическая игра: «Придумай загадку»

Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета.

Поддерживать детей в стремлении самостоятельно выбирать игру, рассказывать о том, как в нее играть, воспроизводить правила игры, следить за их соблюдением.

 

Вечерняя прогулка

ПР

СКР

ФР

 

Игры на развитие мелкой моторики:

«Заплети Матрене косу», «Собери бусы для Аленки»

Цель: развитие мелкой моторики, пробуем плести косичку.

  П/и «Кто улетает, кто остается?» -упражнять в беге в различных направлениях, лазании; уточнить представления о подготовке животных (птиц) к зиме (отлет в теплые края), о зимующих и перелетных птицах.

Продолжить наблюдение за небом, облаками – закрепить полученные знания

Число,

день    недели

Режим

Образоват. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с участием интеграции образовательных областей,

осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Групповая(подгрупповая)

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

 

Четверг

23. 02. 2023г

Утро

ПР

СКР

ХЭР

ФР

РР

Утро: Гимнастика

Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.

Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство».

Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.

Цель: расширить знания о прикладном искусстве. Составление русских узоров из мозаики.

Чтение сказки «Серебряное копытце» Бажов. Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: Развитие внимания, быстроты, ловкости.

Д/и «Назови одним словом» - учить детей обобщать предметы в группы. 

ПДД

ДИ “Шофер”

Ситуативный разговор «Вежливая просьба»-продолжать знакомить с формами выражения просьбы, адресованной разным людям (старшему, незнакомому или близкому,

ОБЖ

Беседа «Окно – не место для игр!» - формировать основы безопасного поведения дома и в общественных местах.

Способствовать художественно эстетическому развитию детей, через расположение в группе картин.

Образовательная ситуация

 

Математика.

Лепка.

Физкультура на воздухе по плану физ. Руководителя.

Прогулка

ПР

СКР

ФР

Наблюдение  за поведением птиц в разную погоду. Познакомить с народными  приметамиˆ «Снегирь под окном чирикает – к оттепели», «Ворона купается в снегу – к ненастью»

П/игра «Воробышки и автомобиль» - напомнить детям правила игры..

Труд: почистить кормушку от снега и насыпать в них корм.

.    П/и «Трамвай» - закрепить умение двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других детей

Наблюдение за ветром - закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра                                                 

   Познавательно-исследовательская деятельность«В час по чайной ложке»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, помочь освоить понятия, пустой, полный.

Самостоятельная  деятельность: сюжетно-ролевые игры.

.

Перед обедом

РР

Ознакомление с художественной литературой.

Цель: Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее веселое настроение. 

ИКТ

Прослушивание аудиосказок

Вечер

ПР

СКР

ФР

  Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. 

 Д/ игра: «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);  

Русские народные музыкальные инструменты (Знакомство с р. н. инструментом – гуслями, дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.)

 Ситуативный разговор «Береги игрушки» -поощрение желания детей жить дружно, вместе пользоваться игрушками.

.

Подвижная игра «Ловишки»

 Цель: развивать двигательную активность

Самостоятельная игровая деятельность.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку для катания на велосипедах, самокатах.

 

Вечерняя прогулка

ПР

СКР

ФР

 

Наблюдение: как идет снег, какой формы снежинки, можно ли их поймать, тают ли они от прикосновения руки и тд

Труд: элементарные поручения – собрать игрушки после прогулки.

П/И«Снег кружится»- формировать у детей умение соотносить свои действия с текстом.. 

«Добеги до меня» - учить слышать сигнал и выполнять задание.

 

 

Число,

день    недели

Режим

Образоват. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с участием интеграции образовательных областей,

осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Групповая(подгрупповая)

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

 

Пятница 24.02. 2023 г

Утро

ПР

СКР

ХЭР

ФР

РР

Утро: Гимнастика

Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).

Беседа о бытовых предметах прошлого.

  • Цель: развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок…)  

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: расширить знания детей об истории мебели.

 

Упражнение «Хлопни, если услышишь заданный звук» - учить детей находить слова с заданным звуком

Богдан ,Семен,Арина

ЗКР

Пальчиковая гимнастика «капуста», «гриб»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить выполнять упражнение правильно

ОБЖ

 Беседа «Открытое окно» Цель: расширить представления о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых открывать окна и выглядывать из них.

Поддерживать детей в стремлении самостоятельно рассматривать книги в книжном уголке - создавать у детей бодрое, радостное настроение

КЛАСТЕР:

Творчество и культура народа

Образовательная ситуация

 

СЮТ

Физкультура по плану физ. Руководителя

Прогулка

ПР

СКР

ФР

Наблюдение за сезонными изменениями -учить опреде-лять время года по характерным признакам.

Работа по календарю природы, закреплять знания осенних месяцев.

П/игра: «Ловишки»

П/и «Кот и мыши» - упражнять в выполнении движений; воспитывать интерес к игре.

Продолжить наблюдение за ветром – закрепить полученные знания.

Модуль «Ранняя профориентация». Д/и «Кто, где работает?» - закрепить знания о профессиях.

Подвижные игры «Коршун и наседка», «Дождь и солнце»

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?

 

Перед обедом

РР

Чтение С. Маршак «Откуда стол пришёл?». Загадки о предметах мебели

Вечер

ПР

СКР

ФР

 

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение рассказа. В.Драгунского «Друг детства» - развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения осмысливать идею ,значение образных выражений.

Игра «Повтори за мной» (движения) -  развивать двигательную активность с

Дидактическая игра: «Придумай колыбельную для куклы»

Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло».

Цель: воспитывать у детей желание сохранять порядок в группе.

Инструктаж: Осторожно гололед

Инструктаж: Безопасность в выходные  дни с родителями

Обеспечить необходимое оборудование для игр детей со сборно-разборными игруш-ками. Развивать мелкую моторику рук.

 

Вечерняя прогулка

ПР

СКР

ФР

 

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливающие процедуры.

Индивидуальная работа по развитию речи «Сочиним сказку по сюжетным картинкам»

Строительные игры: Из строительного и подручного материала изготовление «Русской избы».

Коллективная постройка «Деревенька», используя фигурки животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематический план занятий по физической культуре для детей 5 - 6 лет

Календарно - тематический план физкультурных  занятий  для детей 5 - 6 лет в спортивном зале.  Занятия  проводимые по плану способствуют привитию интереса к физической культуре, ра...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции.

Март, 1-я неделя: «8 марта – Международный женский день»Цели:  способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами; ...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Праздник «Пасха»

Цели: знакомить  с культурой празднования ПасхиПланируемые результаты: сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового ...

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"...