Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью
методическая разработка по теме
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Дети с нарушением интеллекта, испытывают трудности в эмоциональном общении и в формировании речи, поэтому развитие навыков общения является первостепенным в воспитании таких детей. Исследованием речи у умственно отсталых детей занимались В. Петрова Шлезингер, М. Зееман, М. Певзнер, и другие
Активизация коммуникативной деятельности дошкольников предполагает процесс побуждения к энергичному, целенаправленному общению.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Особенности общения умственно отсталых дошкольников со сверстниками
У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.
Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности приводят к появлению предпосылок общения между детьми. Однако эти предпосылки не будут реализованы, если взрослые не будут специально руководить этим процессом. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения.
Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения: для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения; остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме.
Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.
Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.
План индивидуальной работы на месяц для ребенка с умственной отсталостью в коммуникативной сфере
1 неделя
Понедельник Игра «Давайте познакомимся!»
Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
Игра “До свидания – здравствуй”
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.
Вторник Игра «Давайте познакомимся!»
Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
Игра «АУ!»
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Среда Игра «Слева друг и справа друг»
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».
Воспитатель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:
«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут. (называет имя, а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут.» Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы. Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Четверг Игра “До свидания – здравствуй”
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных умений.
Ход:
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Пятница Игра «Доброе животное»
Цель - способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать
Ход:
Ученики встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом
говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно
дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его
большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их.
2 неделя
Понедельник Игра «АУ!»
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. Дотронься
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Вторник Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
Слушай команду
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Среда Игра «Давайте поздороваемся»
Цель – снять мышечное напряжение, способствовать сплочению группы
Ход:
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок: здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. «Вопрос-ответ»
Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.
Материал: мяч
Ход: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ». Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос).Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку!
Четверг Игра «Ласково позови»
Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы.
Ход:
Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных умений.
Ход:
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Пятница Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы. Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется. Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
3 неделя
Понедельник «Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Ход: Ребята, когда вы сегодня пришли в группу, что вы первым делом сделали? Правильно, поздоровались. Как вы поздоровались? Все вы сказали какое-либо слово. А давай представим, что наш ротик заклеился и не открывается, а вам надо поздороваться. Как это можно сделать? Давайте разделимся на пары, каждая пара придумывает свой способ как поздороваться, затем все покажут свой способ приветствия. Какая пара хочет первой поздороваться с нами? Маша и Петя показывают первыми свое приветствие (каждая пара по очереди показывает свое приветствие). Ребята, сложно вам было? Что именно показалось сложным? Давайте теперь по цепочке поздороваемся друг с другом тем способом, который больше всех понравился! Игра «Доброе животное»
Цель - способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать
Ход:
Ученики встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом
говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно
дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его
большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Вторник Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Раздувайся, пузырь
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Среда Игра «Смелый заяц»
Цель – обучение преодолению страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях.
Играть можно с 3-х лет.
Ход:
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле, громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т. д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Четверг «Вопрос-ответ»
Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.
Материал: мяч
Ход: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ». Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос).Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку!
Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Пятница Слушай команду
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра «Смелый заяц»
Цель – обучение преодолению страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях.
Играть можно с 3-х лет.
Ход:
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле, громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
4 неделя
Понедельник Игра «Давайте поздороваемся»
Цель – снять мышечное напряжение, способствовать сплочению группы
Ход:
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок: здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. Игра «Ласково позови»
Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы.
Ход:
Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена.
Вторник Игра «Живая картина»
Цель - преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.
Ход:
Создав сюжетную сценку, участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.
Игра «Старенькая бабушка»
Цель - развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу
Ход:
Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет роль бабушки (дедушки, а другой – внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей, купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.
Среда «Дотронься»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных умений.
Ход:
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Четверг Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной? Слушай команду
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Пятница Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т. д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Игра «Живая картина»
Цель - преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.
Ход:
Создав сюжетную сценку, участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Дети с нарушением интеллекта, испытывают трудности в эмоциональном общении и в формировании речи, поэтому развитие навыков общения является первостепенным в воспитании таких детей. Исследованием речи у умственно отсталых детей занимались В.Петрова Шлезингер, М.Зееман, М.Певзнер, и другие
Активизация коммуникативной деятельности дошкольников предполагает процесс побуждения к энергичному, целенаправленному общению.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Особенности общения умственно отсталых дошкольников со сверстниками
У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.
Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности приводят к появлению предпосылок общения между детьми. Однако эти предпосылки не будут реализованы, если взрослые не будут специально руководить этим процессом. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения.
Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения: для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения; остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме.
Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.
Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.
План индивидуальной работы на месяц для ребенка с умственной отсталостью в коммуникативной сфере
1 неделя
День недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Игра «Давайте познакомимся!» Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей. | Игра “До свидания – здравствуй” Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым. |
Вторник | Игра «Давайте познакомимся!» Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей. | Игра «АУ!» |
Среда | Игра «Слева друг и справа друг» Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева». Воспитатель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию: «А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...» | Что в сундучке? Оснащение: сундучок, различные предметы. Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется. |
Четверг | Игра “До свидания – здравствуй” Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым. | Игра «Клубочек» Цель: развитие коммуникативных умений. Ход: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. |
Пятница | Игра «Доброе животное» Цель - способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать Ход: Ученики встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом | «Зеркала» |
2 неделя
День недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Игра «АУ!» | Дотронься |
Вторник | Тропинка | Слушай команду |
Среда | Игра «Давайте поздороваемся» Цель – снять мышечное напряжение, способствовать сплочению группы Ход: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок: здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. | «Вопрос-ответ» Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера. Материал: мяч Ход: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ». Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос).Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку! |
Четверг | Игра «Ласково позови» Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы. Ход: Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена. | Игра «Клубочек» Цель: развитие коммуникативных умений. Ход: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. |
Пятница | Что в сундучке? Оснащение: сундучок, различные предметы. Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется. | Тропинка |
3 неделя
День недели | Утро | Вечер |
Понедельник | «Здороваемся без слов» Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении. Ход: Ребята, когда вы сегодня пришли в группу, что вы первым делом сделали? Правильно, поздоровались. Как вы поздоровались? Все вы сказали какое-либо слово. А давай представим, что наш ротик заклеился и не открывается, а вам надо поздороваться. Как это можно сделать? Давайте разделимся на пары, каждая пара придумывает свой способ как поздороваться, затем все покажут свой способ приветствия. Какая пара хочет первой поздороваться с нами? Маша и Петя показывают первыми свое приветствие (каждая пара по очереди показывает свое приветствие). Ребята, сложно вам было? Что именно показалось сложным? Давайте теперь по цепочке поздороваемся друг с другом тем способом, который больше всех понравился! | Игра «Доброе животное» Цель - способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать Ход: Ученики встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом |
Вторник | Зеркала | Раздувайся, пузырь Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). |
Среда | Игра «Смелый заяц» Цель – обучение преодолению страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях. Играть можно с 3-х лет. Ход: | Кто к нам в гости пришел? Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Возраст: от 3 лет Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом. |
Четверг | «Вопрос-ответ» Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера. Материал: мяч Ход: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ». Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос).Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку! | Назови себя Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Возраст: 3-5 лет. Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе. |
Пятница | Слушай команду | Игра «Смелый заяц» Цель – обучение преодолению страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях. Играть можно с 3-х лет. Ход: |
4 неделя
День недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Игра «Давайте поздороваемся» Цель – снять мышечное напряжение, способствовать сплочению группы Ход: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок: здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. | Игра «Ласково позови» Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы. Ход: Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена. |
Вторник | Игра «Живая картина» Цель - преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. Ход: Создав сюжетную сценку, участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины. | Игра «Старенькая бабушка» Цель - развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу Ход: Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет роль бабушки (дедушки), а другой – внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой. |
Среда | «Дотронься» | Игра «Клубочек» Цель: развитие коммуникативных умений. Ход: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. |
Четверг | Тропинка | Слушай команду |
Пятница | Кто к нам в гости пришел? Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Возраст: от 3 лет Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом. | Игра «Живая картина» Цель - преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. Ход: Создав сюжетную сценку, участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."
Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...
ПРОГРАММА профессионального саморазвития Тема: «Формирование навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире» с 2017 по 2018г.
Самообразование воспитателя по коммуникативному общению, через социализацию....
Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).
позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ТНР.
Практические рекомендации ....
«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»
в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, ...