«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Палладина Елена Валерьевна

в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, рабочая деятельность человека, его судьба и место в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»

Палладина Елена Валерьевна

Дружинина Олеся Николаевна

Воспитатели МБДОУ

«Детский сад № 146»  г. Чебоксары

Современные изменения в обществе оказывают большое влияние как на взрослых людей, так и на подрастающее поколение. По мере происходящих изменений меняются и дети от поколения к поколению. Меняются отношения с ровесниками, становясь более опосредованными. Так, сейчас, когда компьютер играет в жизни детей большую роль, непосредственного общения стало меньше.

При этом именно в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, рабочая деятельность человека, его судьба и место в жизни.

Важность данной проблемы находит отражение в постановке целей образования, где согласно требованиям Государственного стандарта одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса. На первый план выступает задача формирования личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, что обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Значимость вопроса исследования нарушений общения у детей дошкольного возраста с признаками умственной отсталости обусловливается в первую очередь в целом тем, что в этом возрасте особенно велика роль общения. При этом, как показывают наблюдения, дети, у которых имеются интеллектуальные нарушения, не имеют необходимого уровня сформированности навыков общения.

Имеющиеся интеллектуальные дефекты у детей негативно влияют на развитие межличностной коммуникации, представление о других людях и на установление полноценных контактов с ними.

Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, образовался коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности. Все это подчеркивает актуальность выбранной темы.

Изучением данного вопроса занимались многие учёные, среди них: O.K. Агавелян, Д.И. Аугене, Л.С. Выготский, В.А. Вяренен, Н.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Ж.И. Намазбаева, В.Г. Петрова и др.

Однако, несмотря на то, что проблемам коммуникации посвящали свои труды многие исследователи, вопрос формирования навыков общения у детей дошкольного возраста, имеющих признаки недостаточности интеллекта, недостаточно освещён в педагогике. Не получили достаточного изучения вопросы возможности сформировать и развить коммуникационные навыки у таких детей, а также скорректировать указанные недостатки психики.

Существующие проблемы в общении детей с умственной отсталостью показали для нас необходимость проведения с ними дополнительной целенаправленной работы.

Чтобы иметь полное представление об уровне сформированности навыков общения у детей, нами были выбраны диагностические методики, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей данной категории.

После проведения исследования стала понятна необходимость проведения целенаправленной и организованной работы, способствующей формированию навыков общения дошкольников с умственной отсталостью. С этой целью нами была составлена специальная система работы.

На первом этапе необходимо создать определённые условия.

Нами были организованы и проведены интерактивные игры, которые помогали формировать у детей сплоченность, сотрудничество, притязание на социальное признание и снятие конфликтности у детей, а также помогающие обучать детей эффективным способам общения. Мы обыгрывали с детьми различные конфликтные ситуации и рассматривали варианты выхода из них, а также использовали психогимнастические этюды, позволяющие сформировать у детей мотивы позитивного поведения.

Часто педагогу приходится вмешиваться в конфликты детей, а делать это также надо правильно. Для этого педагогов учили технике активного слушания.

Работа с детьми проводится по подгруппам и индивидуально, чаще всего во вторую половину дня, чтобы не нарушать образовательный процесс и не перегружать детей.

Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с теми детьми, которые в этом нуждаются. Работа с педагогами проводится индивидуально, в свободное от работы время.

В самом начале, проводятся интерактивные игры, которые помогают предупредить конфликтное поведение у детей и сформировать у них поведение конструктивное.

При проведении игр решаются следующие задачи:

- показать детям непривлекательность отклоняющегося от норм поведения на примере персонажей литературных произведений, сказок и героев мультфильмов;

- учить детей применять в реальности ценные этические нормы взаимоотношений между людьми;

- учить разрешать конфликты приемлемыми в обществе способами;

- воспитывать стремление к миролюбивому взаимодействию с соперником;

- воспитывать умение даже в конфликтной ситуации понимать и уважать чувства другого человека, принимать их во внимание при разрешении конфликта.

Во время проведения подобных игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и учатся общаться друг с другом совершенно не так, как это происходит в повседневной жизни.

После проведения каждой игры дошкольникам предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале педагоги сами предлагают детям различные игры и сами активно в них участвуют, после чего дети сами проявляют желание поиграть в определенные, наиболее понравившиеся им игры.

Большое значение при организации интерактивных игр имеет время, точнее его организация. Детям необходимо время для того, чтобы понять свою личную ситуацию и найти способ преодоления трудностей.

Игровое время распределяется таким образом, что дети имеют возможность высказаться и послушать других детей.

Интерактивные игры распределены на определённые блоки:

Первый блок направлен на сплоченность и сотрудничество.

Второй блок – на обучение эффективным способам общения.

Третий блок игр отражает притязание на социальное поведение.

Четвёртый блок направлен на снятие конфликтности у детей.

Таким образом, в группе создаётся определённая среда, которая позволяет избежать конфликтных ситуаций между детьми, а неизбежное их возникновение решается мирным путём.

При этом педагог находится всегда рядом и ненавязчиво контролирует ситуацию, например, при возникновении ссоры призывает «на помощь» любимых героев сказки, мультфильма и т.д.

Кроме игр, направленных на формирование навыков общения у детей также разыгрываются различные жизненные ситуации в результате чего дети самостоятельно приходят к пониманию того, что любой конфликт можно и нужно решать мирным путём.

При всей важности работы с детьми, не менее важно научить педагогов тактике активного слушания, о которой говорилось ранее. Для этого в свободное время мы знакомим педагогов с данной техникой, объясняя её важность.

Таким образом, составленная нами система работы позволяет сформировать у детей умение эффективно взаимодействовать с окружающими, строить отношения со сверстниками, адекватно реагировать на конфликт и рационально разрешать конфликтные ситуации, а также включает в себя планомерную работу с педагогами по обучению их умению анализировать детские конфликты и предупреждать их.

Мы считаем, что предложенная система работы окажет положительное влияние на уровень сформированности навыков общения дошкольников с умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"

Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."...

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми ...

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....

Статья "Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостьюУмственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожден...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...

Консультация для родителей Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...