ПРОГРАММА профессионального саморазвития Тема: «Формирование навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире» с 2017 по 2018г.
рабочая программа (средняя группа)
Самообразование воспитателя по коммуникативному общению, через социализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_loshmanov_t.v_2017-2018.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете № 03 от 25 августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего № ___от «__» ____2017г. ________А.Ф. Мельникова | СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего МДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»
_____________ В.С. Волкова |
ПРОГРАММА
профессионального саморазвития
Тема: «Формирование навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире»
с 2017 по 2018г.
Воспитатель:
Лошманова Тамара Вадимовна
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
2. Пополнить предметно-развивающую среду в группе;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Поддерживать интерес детей к общению, способствовать развитию желания обмениваться информацией, совместно со сверстниками и педагогом познавать окружающий мир в совместной деятельности.
5. Формировать мотивационную теоретическую готовность родителей к реализации системы формирования навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)
Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.
Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) показали, что развитие коммуникативных способностей детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации воспитания; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.
Бесспорно, что коммуникативные способности ребёнка отражают культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остаётся, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.
Важным фактором развития коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника является совместная партнёрская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие коммуникативных умений в целом.
Основными направлениями эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй являются:
создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми;
формирование представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях – важные знания для каждой семьи, для каждого ДОУ.
Основные направления реализации программы:
1. Гностические:
- Изучение индивидуальных особенностей детей (диагностика);
- Выявление уровня развития детей.
2. Проектировочные:
- Владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (коммуникативной, игровой, продуктивной и познавательно – исследовательской).
- Постановка цели обучения;
- Планирование, проектирование учебного процесса;
- Способность на высоком уровне профессионализма планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в дошкольном возрасте: коммуникативная, предметная, познавательно – исследовательская, продуктивная
3. Конструктивные:
- Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми: ситуативный разговор, проблемные ситуации, внесение и рассматривание предметов и картинок, чтение художественной литературы (рассказы, небольшие стихи, поговорки, пословицы, загадки);
- Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения: проблемная ситуация, экспериментирование, моделирование, внесение и рассматривание предметов и картинок на заданную тему.
- Создание условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников
4. Коммуникативные:
- Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.
2. Технологический блок – разработка конспектов опытнической деятельности при организации наблюдений с детьми дошкольного возраста за животными и растениями.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
4. Обобщающий – подведение итогов работы, рефлексия
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. По данной теме изучены методики и технологии и применины на практике с детьми в режимных моментах, на занятиях, индивидуальной работе, в свободной деятельности и игре.
2. Пополнена предметно-развивающая среда в группе;
3.Подготовлен и проведен мониторинг на начало и конец года.
4. В совместной деятельности дети легко вступают в общение обмениваются информацией интересуются новизной окружающего мира.
5.Сформирована теоретическая готовность родителей о коммуникативном общение детей как средство социализации детей в окружающем мире.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Игры и игровые упражнения, обсуждение и проигрывание ситуаций, рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций, использование художественного слова, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений пословиц, потешек и поговорок, наглядных пособий, продуктивный вид деятельности, логоритмика, артикуляционные упражнения;
2. Совместные праздники, развлечения, досуги, конкурсы,
анкеты, беседы, общие и индивидуальные консультации для организации работы с родителями.
«Формирование навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире»
План мероприятий по реализации программы
Учебный год | Содержание работы | Форма отчёта | Уровень | Корректировки |
2017-2018 | Изучение научно-методической литературы: М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение» А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду» Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка» Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Чуковский К.И. От двух до пяти. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. | ДОУ | ||
- Подготовка наглядной информации для родителей воспитанников на тему «Формирование навыков коммуникативного общения как средство социализации детей в окружающем мире». | Рекомендации, консультации, беседы для родителей Коллективная работа детей | ДОУ ДОУ | ||
Организация предметно-развивающей среды в группе: - Пополнение зоны речевого развития; - Пополнение зоны познавательного развития; - Пополнение зоны социально-коммуникативного развития.
| Картотека иллюстраций на артикуляционную гимнастику, сюжетные и предметные картинки, дидактические и ролевые игры, книги журналы, игры на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, эмоций | ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада для родителей на тему: «Общение как средство социализации детей в обществе»
Презентация доклада для родителей на тему:«Общение как средство социализации детей в обществе»...
Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...
Презентация "Очет по самообразованию"Коммуникативные игры как средство социализации детей"
Представлены цели,задачи по теме....
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми ...
«Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифициро...
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ТНР.
Практические рекомендации ....
Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления детей с окружающим миром
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны...