Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ТНР.
статья по логопедии (старшая группа)

Герасимова Людмила Пантелеевна

Практические рекомендации .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kom_razv_statya_ns.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Герасимова Людмила Пантелеевна,

воспитатель ГБДОУ №30 Приморского района г. Санкт-Петербург

Общение является одним из условий психического развития ребенка, проявляется во всех видах деятельности: учебе, игре, социальной ориентации и способствует социализации и интеграции детей в группу сверстников.  Но главным образом, общение влияет на  становление личности детей. В то же время оно не является врожденным видом деятельности.

        Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).  

В нашем образовательном учреждении педагоги и специалисты уделяют важное внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков. В настоящее время в детском саду открыта группа детей с ТНР.

        У детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии: отмечается обедненность активного словаря, неумение правильно строить фразы, выражать интонационные оттенки в речи. Находясь в общении с детьми, имеющими такие же отклонения дети понимают друг друга, спокойно общаются, не замечают отклонений, но находясь в обществе с людьми, не имеющими таких отклонений, дети стесняются, появляются проблемы с коммуникацией. Тем более испытывают сложности в общении дети, имеющие дополнительно разные ограничения здоровья. Воспитанники осознают, что они не такие как все. Как помочь таким детям развить коммуникативные навыки общения? Навыки коммуникативного общения у воспитанников не могут быть сформированы вне деятельности. Поэтому деятельность мы рассматриваем как средство социализация личности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, воспитываются нравственно-волевые качества и доброжелательные отношения со сверстниками. Происходит установление между детьми и взрослыми личностных взаимоотношений.

Предпочтение отдаем деятельности совместного характера, педагог является партнером по деятельности и общению.

       В различных видах деятельности используются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы, проводятся беседы, игры, тренинги по темам: «Давайте познакомимся», «Давайте жить дружно», «Как важно делиться», «Никто кроме меня» (ответственные задания, поручения), «Вместе – мы сила», проводя их через все виды деятельности: продуктивную, театрализованную, трудовую, игровую и т.д.

    Продуктивные виды  деятельности (аппликация, рисование, лепка, тестопластика, художественный труд и т.д)помогают эффективно сформировать  речевые коммуникации и связную речь развивать комуникативные навыки.    Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели. Стоит заметить, что дети, находясь рядом с нуждающимися в их помощи сверстниками, стараются им помочь, и, таким образом, быстрее взрослеют, становятся более ответственными, учатся   бережно, внимательно относиться к друг другу.

Сказкотерапия используется, как прием при  создании и решение проблемных ситуаций, помогает через сюжет увидеть себя, свои проблемы как в зеркале, оценить свое поведение и попытаться их исправить. Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ему в будущем принять правильное решение в реальной жизни.

 Игры являются  одним из наиболее эффективных методов при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, развитии коммуникативного умения, либо предпосылок к их развитию. Игры с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей в группе.  

В игре дети сталкиваются с ситуациями, характерными для реальной деятельности. Через сюжетно-ролевую игру происходит  развитие коммуникативного общения.  В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков: умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности, стремление прийти на помощь другому, более слабому. Игры проходят непринужденно, когда взрослый незаметно включается в игру, беря на себя роль, направляя в нужное русло, а потом также незаметно выходит из нее.

Исследовательская деятельность позволяет детям самостоятельно познавать мир и делать открытия. Именно в экспериментальной деятельность детям предоставляется возможность самостоятельно решать поставленные задачи, находить пути их решения и реализации задуманных проектов.

Предлагая детям поставить опыт, ставим цель и задачи, которые должны быть решены. Детям дается время на обдумывание, и обсуждение хода эксперимента. Главное, дать дошкольникам возможность самостоятельно, в процессе деятельности прийти к выводу, что легче и проще найти решение, если работать, трудиться сообща, принимая во внимание мнение, знания, опыт своих товарищей, друзей. Дети непроизвольно начинают общаться между собой, вовлекая в деятельность все большее количество дошкольников, даже малоактивных, застенчивых, замкнутых, молчаливых.

     Праздничные мероприятия:   выступления детей на публике помогают преодолеть чувство  неуверенности, тревожности, ощутить собственную значимость в социуме,  преодолеть  личные недостатки. К проведению детских праздников вовлечены   педагоги, узкие специалисты, родители. Проговаривая свои роли , у детей выстраивается определенная модель речевого поведения, которую дети переносят в СРИ , а также  в социум.

          На организационном собрании в начале года мы обратили внимание родителей на то, что для достижения планируемых результатов, при коррекции речевого обучения детей и развития коммуникативных способностей необходимо выстраивать плодотворное сотрудничество родителей и педагогов. Для детей большое счастье, когда родители принимают участие в делах группы (праздники, выставки, сезонное оформление участка, группы  и т.д.)    

      Работа по социально-коммуникативному развитию кропотливая и не всегда заметная, но она ежесекундная и в конце года мы замечаем результаты, что А это очень важно, чтобы ребенок может реализовать не только свое право на образование, но и, включившись в социальную жизнь сверстников, обрести право на счастливое детство.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми ...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....