«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_-_mezhlichnostnoe_obshchenie.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Опыт работы

Тема: «Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи

в игровой деятельности»

Воспитатель: Дуба Светлана Петровна

 МДОУ детский сад № 50

г. Ставрополь, 2016

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности».

Изучение и исследование формирования межличностного общения детей с общим недоразвитием речи имеет актуальное значение для разрешения ряда конкретных проблем в социальной педагогике.

Актуальность темы заключается и в том, что межличностное общение имеет немаловажное значение для развития личности ребенка, так как в процессе общения достигается взаимопонимание, растет способность прогнозировать поведение друг друга. Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.

В настоящее время межличностное общение понимается как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Формирование личности и межличностного общения у ребенка с общим недоразвитием речи протекает с отклонениями.

Общее недоразвитие речи приводит к отсутствию активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. Однако проблема формирования межличностного общения у таких детей остается по - прежнему актуальной.

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории социального воспитания и обучения. Подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Развитие личности детей с общим недоразвитием речи, воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений в работе специального (коррекционного) учреждения. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

Период дошкольного детства — период первичной социализации ребенка, вхождения в современный мир, приобщения к его ценностям. Окружающий мир — понятие чрезвычайно широкое, его составляющими являются социальный мир, мир природы и предметный мир, созданный трудом человека.

Согласно современным представлениям психологов (Т.В.Антонова, Т.А.Репина и др.), целью социального развития в дошкольном возрасте выступает формирование социальной компетентности как базовой характеристики личности ребенка. Мотивационно-эмоциональный компонент социальной компетентности предполагает отношение к окружающему с позиций гуманистической системы ценностей (доброта, внимание, забота, помощь, милосердие и т.д.).

Л.С. Выготский говорил о том, что высшие психические функции (логическая память, речь, произвольное внимание) сложились в исторический период развития человечества и обязаны своим возникновением не биологической эволюции, сформировавшей биотип человека, а его историческому развитию как общественного существа. Только в процессе коллективной общественной жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельности.

Совершенно справедливой представляется формулировка В. С. Красусского, когда он говорит, что вопрос о социальной компенсации дефекта может быть в каждом конкретном случае вскрыт и детализирован только при наличии исчерпывающей и всесторонне понимаемой свободной социальной жизни изучаемых детей.

Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает фон, который ведет к развитию речи умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

Закладываемое в первые пять лет жизни ребенка эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие люди умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Воспитатель в детском саду во многом может помочь ребенку в этом нелегком труде, если начнет прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Воспитатели и родители совместно должны обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.

Центральным моментом в обучении по методу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место ребенка вне зависимости от его возраста и обстановки, а затем проанализировать собственную реакцию — чувства, мысли, возможное поведение. При этом чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли — как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение — как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.

Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, го должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.

Наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям.

От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия.

Формирование чувства доверия и безопасности происходит у малышей тем успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Они должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворить его жизненно важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь.

Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

Социально - педагогическая деятельность взрослых не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.

У детей возникает потребность в общении. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его — вот то, в чем нуждается ребенок.

Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие.

Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные нормы поведения.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу его большие и малые прегрешения, поручение детям посильных трудовых задач, воспитание младших •— вот истоки морали, бескорыстия и доброты.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов, — это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

Ученые утверждают, что, хотя первые контакты малышей в процессе игры еще непродолжительны, именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. Вступая в

социальные отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов, дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга, делятся игрушками и искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадет или ударится. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности.

В общении с окружающими у детей появляется широкий спектр эмоций — от любви до ярости. Так, в играх могут проявляться агрессивность и гнев. Но у детей в возрасте до 2 лет эти эмоции скоротечны, это случайные вспышки, не сопряженные с сознательной агрессивностью. Но к 2,5—3 годам жизни возможны проявления и настоящей агрессивности с угрожающими жестами и звуками.

Дошкольники 4—5 лет более агрессивны после ссор со сверстниками или партнерами по игре. Это свидетельствует, помимо прочего, и о том, что в этом возрасте общение с взрослыми уступает место общению со сверстниками. Недавние исследования показали, что чувства сопереживания и сострадания появляются у детей раньше, чем они начинают осознавать независимое от них существование других живых существ, в первую очередь людей. Примитивные формы социального поведения можно обнаружить даже у новорожденного, когда он начинает плакать, заслышав плач другого новорожденного.

Уже в 1 год дети начинают осознавать свою индивидуальность, «особость», «отличность» от других. В то же время, переживая возникающее у них чувство сострадания и связанные с ним ощущения дискомфорта, они начинают понимать, что причина столь - неприятного состояния заключена не в них самих, а в других людях, которым в данный момент плохо или больно. Но пока забота о других выступает в неадекватных формах. Так, ребенок, видевший, как малышка упала со своего трехколесного велосипеда, может в утешение отдать ей остаток недоеденного им печенья вместо того, чтобы помочь подняться и посмотреть, не ушиблась ли она.

Когда родители внушают ребенку, что необходимо проявлять заботу   о   тех,   кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Как помочь малышу сформировать в себе такие качества?

Полагаем, что для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно почаще демонстрировать положительные примеры. Такое воспитание необходимо уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в 2,5 года, проявляют это качество и в 7 лет.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что, становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции — одна из составляющих частей человеческой натуры. Они — отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.

Точно известно: живое человеческое общение — это самое интересное на свете. По данным экспериментальных психологических исследований, 2/3 всей информации о партнере по общению исходит от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения, в которое наряду с двигательными и речевыми средствами входят мимика, пантомимика, голосовые реакции, общий темп и пространственный рисунок общения. Действительно, сначала мы видим и слышим человека и лишь затем что-то понимаем.

Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами — более высокая ступень человеческого общения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится при чиной страха, отчужденности, враждебности.

Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносит определенную живость в общение друг с другом.

Третий год жизни — переломный в развитии общения у детей, это год рождения личности, рождения собственного «Я»

В этот период ребенок своенравен, непослушен, требователен. Это очень ответственное время в воспитании. Ребенок осознает себя человеком, индивидуальностью. Для него важна свобода и независимость. На данном этапе нельзя препятствовать реализации его прав — «ломать душу»,— иначе вырастет тот, кто будет подчиняться всегда и во всем, или станет хитрым, лживым, асоциальным человеком.

Постигая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среди других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего «Я», приходит к адекватной самооценке.

Ребенок трех лет говорит: «Я сам». Пусть делает сам. Не сможет — попросит. Он имеет право носить то, что ему нравится. Если не просит невозможного, взрослый может уступить.

Необходимо воспитывать установки «нельзя» и «надо». После периода оппозиции с 5—5,5 лет ребенок вновь станет покладистым, будет понимать социальные нормы.

В возрасте — от 3 до 6 лет — природа дает возможность ребенку запечатлеть истинное. Он отметает неискренность, наносное, обман, а впитывает подлинное отношение к другим. Поэтому, воспитывая ребенка, мы воспитываем самих себя.

В 4 года ребенок уже осознает свою индивидуальность, свое «Я». Он начинает задумываться о себе. Раньше он познавал других, не зная себя. Теперь он приступает к познанию себя: «Кто я? Я — хороший?»

Ребенок делает первые шаги к самостоятельности. Теперь он постоянно оценивает себя при общении с другими людьми: взрослыми, сверстниками, братом или сестрой. Малыш задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или самонадеян, сдержан или расторможен. Этот возраст — подлинное начало биографии человека.

Родители и педагоги должны помнить, что для детей этого возраста наступает время узнать не только свои права, но и обязанности. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм, требовательность к другим, но не к себе. Важно не упустить это время — время решения нравственных задач. От этого зависит, какой личностью станет ребенок. В общении с ребенком большое значение имеют убеждения, объяснения, доводы. «Нельзя» и «надо» переходят в «почему нельзя» и «почему надо».

С 4—5 лет ребенок достигает значительного успеха в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении навыков, самостоятельности. Поэтому возможно, оценив развитие ребенка, дать прогноз его будущих успехов.

Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах.

Именно это способно постепенно вылиться в недоступную, х сожалению, многим взрослым возможность говорить хорошее о других, искренне ценить каждого и каждодневно выражать это словами и делами. Несомненно, в этом кроется подлинная радость общения.

В старшем дошкольном возрасте в общении ребенка с окружающими появляются новые черты. Ребенок активно осваивает культуру общения. Его социальные чувства становятся более управляемыми, в действиях и поступках повышается произвольность, расширяется объем социально-нравственных представлений. Дети проявляют живой интерес к нормам взаимоотношений с людьми. Правило становится мерилом в оценке поступков и разрешении конфликтов. Если ребенок не подчиняется общим правилам в игре или в другой общей деятельности, если ищет выгоды только для себя в ущерб другим, дети могут отказаться от контактов с ним, оценивая его поведение как несправедливое.

Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются элементарные социально-ценностные ориентации, которые помогают ребенку правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми и индивидуальное поведение. Социально-ценностные ориентации представляют своеобразный сплав чувств, сознания и поведения. В них отражаются сложившиеся и проверенные на личном опыте ребенка

представления о том, что хорошо и что плохо, какое поведение допустимо и какое недопустимо, что справедливо и несправедливо в отношениях.

Для социально-педагогической диагностики особенностей формирования межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи дошкольников нами было проведено исследование, направленное на выявление данных особенностей.

В исследовании приняли участия дети в количестве 14 человек.

Одной из важных задач исследования явилось осуществление подбора методик для исследования формирования межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи.

Для нашего исследования необходимо описание данных методик (см. Приложение № 1).

С целью облегчения обработки результатов, нами была предложена унифицированная количественная оценка полученных результатов. Оценка полученных результатов имела пятибалльную градацию (см. Приложение № 2).

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе проведения диагностического обследования следующие:

Уровень формирования коммуникативных навыков детей оценивается по 10-бальной системе и прослеживается в следующей таблице.

2004-2005 уч. г.

2005-2006 уч. г.

Начало года

3,3 балла

4,1 балла

Конец года

7,6 балла

8,9 балла

д+

4,3

4,8

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В 2005-2006 учебном году (%).

Начало года

Конец года

Высокий уровень

21

78

Средний уровень

28

17

Низкий уровень

51

5

На основе полученных данных мы разработали рекомендации к программе развития межличностного общения для детей с общим недоразвитием речи.

Цель программы: развитие межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи; формирование у детей 3—6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

 Основные задачи:

  • обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и

потребности в общении;

  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
  • формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; © развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
  • выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
  • обучение детей речевым средствам общения;
  • коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные формы обучения детей:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • этюды; импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии; рассматривание рисунков и фотографий; моделирование и анализ заданных ситуаций; свободное и тематическое рисование; лепка;
  • чтение художественных произведений; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Содержание программы:

1блок работы - подготовительный (см. Приложение №3)

  1. блок работы - основной (см. Приложение №4)
  2. блок работы - заключительный (см. Приложение №5)

В заключительном блоке программы мы проводили специальные игры и упражнения, направленные на закрепление:

  • навыков общения с другими детьми;
  • умения понимать другого ребенка;
  • уверенности в себе;

- коммуникативных навыков.

         В течение трех лет с детьми проводились игры по намеченной программе "Азбука общения." В конце подготовительной группы было проведено повторное обследование по прежним методикам ( "Два дома", "Изучение коммуникативных умений", "Исследование взаимоотношений"), были получены хорошие результаты проделанной работы (см. таблицы).

Вывод: к концу подготовительной к школе группы у детей сформировался достаточный уровень межличностного общения.

У дошкольников достаточно сформировались социальные контакты и развились способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева М.А. Социальная психология, М., 1998.
  • Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младшего

           школьника, М., 1999.

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.5, М., 1993.
  • Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,

           1997.

  • Давыдов В.В., Зинченко В.П., Лубовский В.и. Психологический словарь,

           М., 1996.

  • Замекий Х.С. Умственно отсталые дети, НПО, 1995.
  • Кумарина Г.ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании,.

           М., 2001.

  • Ксенофонова Г.ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника

          в процессе формирования детского коллектива. Журнал «Дефектология»

          № 5, 2001.

  • Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1999.
  • Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.

           М., 1993.

  • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1998.
  • Осипова Г.А. Общая психокоррекция. М., 2000.
  • Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.
  • Репина Т.А., Башлакова Л.Т. Воспитатели и дети, их общение. М, 1989.
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., Владос,

          1995.

  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т. А. «Азбука

          общения» С-П 2000.

  • Ячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1995

Приложение № 1

Методика № 1. «Два дома».

Данная методика предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка.

 Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Процедура исследования:

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком домике живет ребенок. Затем экспериментатор предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом» (и рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!

Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, экспериментатор записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красном доме, экспериментатор рисует рядом еще один дом - черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный домик. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». Ни в коем случае ребенку не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же этот дом так и будет стоять пустой?». После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то экспериментатор может спросить о нём впрямую: «Ой, а воспитательницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселим. А ведь ей тоже надо где-то жить?!». Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь воспитательницу с собой или отдельно?».

Методика № 2. «Изучение коммуникативных умений».

 Цель: изучение и выявление уровня коммуникации.

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

  1. серия.

Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

  1. серия.

Аналогично первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Методика № 3. «Исследование взаимоотношений».

Цель: изучение межличностного общения между детьми; исследование взаимоотношений между детьми.

Подготовка к исследованию. Подготовить переводные картинки (красочные) сюжетные по 3 штуки на каждого ребенка.

Проведение исследования: исследование проводят с детьми в виде игры «Секрет», которая организуется в первой половине дня вместо занятий. Каждому ребенку «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трем детям группы. Перед

началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь ребенку: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?». Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?». Все ответы записываются, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.

Приложение № 2

Методика № 1. «Два дома» (по А. Л. Венгеру).

5 баллов - высокий показатель, ребенок вселяет в красный дом более трех человек, включая сверстников и родителей.

4 балла - показатель выше среднего, ребенок вселяет в красный дом только родителей и родственников.

3 балла - показатель средний, ребенок вселяет в черный дом наибольшее количество человек, чем в красный.

2 балла - показатель слабый, ребенок поселяет близких ему людей только в черный дом.

1 балл - показатель низкий, ребенок не вселяет никого ни в красный, ни в черный дом.

Методика № 2. «Изучение коммуникативных умений».

5 баллов - высокий показатель, старший дошкольник изобразил такой же узор как у его товарища, включая и цветовую гамму.

4 балла - показатель выше среднего, дошкольник изобразил такой же узор как у его товарища, но другого цвета.

3 балла - показатель средний, старший дошкольник изобразил узор недостаточно четко и понятно, узоры сходны только по внешним признакам, они не одинаковые.

2 балла - показатель низкий, старший дошкольник изображает свой узор, совершенно не похожий на узор его товарища.

1 балл - показатель очень низкий, старший дошкольник не изображает никакого узора.

Методика № 3. «Исследование взаимоотношений» (по Г. А. Урунтаевой,

Н. С. Афонькиной)

5 баллов - показатель высокий, ребенок получает более 6 выборов от других детей, включая 2-3 взаимных выбора.

4 балла - показатель выше среднего, ребенок получает более двух выборов от других детей, включая 2 взаимных выбора.

3 балла - показатель средний, ребенок получает от других детей только 2 выбора, включая 1 взаимный.

2 балла - показатель низкий, ребенок получает 1 -2 выбора, без взаимных вариантов.

1 балл - показатель очень низкий, ребенок не получает ни одного выбора.

Итоговая оценка результатов исследования предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественное обобщение позволило нам выделить три уровня, суммарный показатель которых равнялся следующим:

от 10 до 15 баллов - достаточный уровень сформированности межличностного общения;

от 5 до 10 баллов - средний уровень сформированности межличностного общения;

менее 5 баллов - низкий уровень сформированности межличностного общения.

Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных представлен в приложении.

Качественная оценка результатов исследования особенностей формирования межличностного общения предполагает по нашему мнению выделение трех основных уровней его сформированности:

♦♦♦   достаточный уровень сформированности межличностного общения - дошкольники достаточно развернуто и «полно» умеют общаться с другими детьми, у них развиты такие межличностные характеристики как стремление к сотрудничеству с товарищами, планирование своей деятельности, преобладание мотива общения с другими детьми, ценность своей личности и личности другого ребенка, готовность прийти на помощь;

♦>   средний уровень сформированности межличностного общения -дошкольники не достаточно развернуто и полно умеют общаться с другими детьми. У них недостаточно полно развиты такие межличностные характеристики как стремление к сотрудничеству с товарищами, планирование своей деятельности, преобладание мотива общения с другими детьми, ценность своей личности и личности другого ребенка, готовность прийти на помощь;

♦♦♦   низкий уровень сформированности межличностного общения — дошкольники не умеют общаться развернуто и полно с другими детьми, у них не развиты такие межличностные характеристики как стремление к сотрудничеству с товарищами, планирование своей деятельности, преобладание мотива общения с другими детьми, ценность своей личности и личности другого ребенка, готовность прийти на помощь.

Приложение № 3

1 блок работы - подготовительный

Игра «Жучок»

Цель: снятие первоначальной настороженности, развитие эмоционального тонуса.

Ход игры:

Дети вступают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. Игра «Жмурки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, агрессивности, повышение уверенности в себе.

Ход игры:

Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока - кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

Кот, кот Ананас

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас!

Не развязывая глаз.

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут его за одежду.

Игра «Бип»

Цель: развитие межличностного общения, развитие взаимоотношений

у детей.

Ход игры;

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «Бип».

Упражнение «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход:

Выбирается водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрит в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый должен следить за правильностью изображения. «Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Приложение № 4

2 блок работы - основной 

Игра «Ассоциации»

Цель: воспитание наблюдательности, воображения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого ребенка.

Ход игры:

Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

       Игра «Прятки»

Цель: снятие невротических реакций, тревоги; игра направлена на объединение группы.

Ход игры:

Заранее оговариваются места, где нельзя прятаться, например, шкаф. Участников не менее трех человек и они договариваются, кто из них будет искать первым. Комната закрывается темными шторами. Тот, кто водит, входит в комнату, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Последние стремятся ничем не выдать себя, что требует достаточной выдержки и терпения. Кроме того, спрятавшийся остается какое-то время один, пока его не найдут или он сам не выйдет из укрытия.

Спортивные игры «Турнир»

Цель: воспитание произвольного контроля, корректируется аффективное поведение, развитие уверенности в себе, развитие навыков общения с другими.

Ход игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, нужно попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать в «замке» не отпуская.

«Хоровод»

«Бип»

Затем взрослый предлагает детям игру «Паровозик».

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры:

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Окончание игры должно быть спокойным и объединяющим. Поэтому можно предложить детям встать в круг и взяться за руки друг с другом.

Гимнастика

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения нужно повторить.

Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Ход игры:

Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик - наоборот должен делать не так, как все. Свободное время (забавы за столом)

«Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

Игра «Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры:

Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) горячую картошку, бабочку, ледышку. «Хоровод»

Приложение № 5

3 блок работы – заключительный

 Игра «Разведчики»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, снятие двигательного расстройства, негативизма.

Ход игры:

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья, а другой (командир), запомнив дорогу должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети.  

        Гимнастика (человечки)

 Игра «Дружная семья»

Цель: развитие межличностного общения в игровой группе, развитие эмоционально-выразительных движений рук.

Ход игры:

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой рисует и т.п. Дети производят руками манипуляции так, словно у них не воображаемые предметы, а реальные. Затем все дети рассказывают, что они изображали.

«Хоровод»

Дети идут по кругу, передавая мимикой свое настроение. Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры:

Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -вытягивают руки вперед, слово «огонь» - поднять руки вверх. Кто ошибется, считается проигравшим.

Игра «Кораблик»

Цель: повысить самооценку, развитие уверенности в себе

Ход игры:

Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая спокойная погода, светит солнце», вы должны изобразить хорошую погоду». При слове «Буря» - дети начинают создавать шум, кораблик качается и качается все сильнее. Один из детей, находящийся на корабле, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос».

          Гимнастика

  1. Ледышки.
  2. Ручейки.
  3. Дождик.
  4. Холод, лед.
  5. Жара, солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи

Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие ре...

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи.

Для детей, страдающих ОНР , даже при слабой выраженности дефекта, освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико – граммат...

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...