«Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по теме
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ прогимназия «Центр детства»
Опыт работы
по теме:
«Формирование навыков культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Воспитатель: Мальцева И.И.
г. Серпухов
(1-ый слайд)
«…Создает человека природа,
но развивает и образует его общество…!»
В.Г. Белинский
Тема « Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» выбрана мною не случайно. Так как последние пять лет я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. В процессе наблюдений за детьми с речевыми расстройствами было заметно, что общение таких детей отличается от общения детей с нормальным речевым развитием. Дети с нарушениями речи, в силу своего дефекта обладают рядом психических особенностей, таких как:
импульсивность, заторможенность или расторможенность,
неустойчивость произвольного внимания и др.
Дети практически не используют в речи слов вежливого обращения.
Считаю, что формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия…). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.
Цель работы: изучение, формирование и обогащение навыков
культуры общения у детей с общим недоразвитием речи.
(2-ой слайд)
Задачи:
• выявить наличный уровень сформированности навыков культуры
общения у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи;
• разработать содержание, методы и приемы формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
• провести коррекционную воспитательно- образовательную работу по формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
(3-ий слайд)
«…Человек рождается в обществе
и развивается в общении…!»
Л.С.Выготский
По мнению выдающихся психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит, в основном, путем социального наследования, присвоения общественного опыта. Ребенок не только получает отдельные знания или умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.
Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
В процессе формирования навыков культуры общения у детей с общим недоразвитием речи одновременно развиваются языковые способности, такие психические процессы, как мышление, внимание, память, эмоционально волевые качества.
Осваивая правила общения в быту, игре, дети учатся сознательно управлять своим поведением, эмоциями в разных жизненных ситуациях, адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
(4-ый слайд)
С целью выявления наличного уровня сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников и определения направления компенсирующей работы была проведена диагностика.
В ходе диагностики использовались методики Елены Олеговны Смирновой и Светланы Семеновны Бычковой.
В соответствии с методикой Елены Олеговны Смирновой были разработаны серии вопросов для индивидуальных бесед с детьми.
Целью индивидуальных бесед было выявление объема речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Используя методику Светланы Семеновны Бычковой, метод наблюдения за речью и поведением детей в период общения со сверстниками, оценивались навыки:
1) ребенок по собственной инициативе (без напоминания взрослого) приветствует, благодарит и прощается в ситуации общения;
2) ребенок не перебивает говорящего, а если перебивает, то не забывает извиниться;
3) неэтичные выражения партнера вызывают у ребенка неприятие.
(5-ый слайд)
(Диагностическая таблица №1)
В результате исследований было выявлено, что у детей недостаточный объем речевого этикета, необходимый для полноценного общения. Большая часть детей знает элементарные вежливые слова, такие как « спасибо», «спокойной ночи», « здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «доброе утро». Дети не знают следующих этикетных формул и не употребляют их в общении: будьте добры; скажите, пожалуйста; приходите, пожалуйста; спасибо, да (нет); добрый день (вечер); счастливого пути.
Недостаточная сформированность навыков культуры общения со сверстниками проявляется в следующем:
- дети не умеют правильно вступать в контакт;
- не всегда используют доброжелательный тон в общении;
- многие в своей речи используют жаргонные, паразитирующие слова;
- по собственной инициативе редко используют даже элементарные этикетные формулы;
- перебивают собеседника;
- невнимательны к эмоциональному настроению сверстников;
- равнодушны к неэтичным выражениям партнера.
Все эти факторы ведут к непониманию и конфликтным ситуациям.
(6-ой слайд)
В коррекционной воспитательно-образовательной работе по формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались следующие формы работы с детьми:
- чтение художественных произведений
- наблюдения
- этические беседы
- игры и упражнения
- развлечения, игры – драматизации
(7-ой слайд)
В структуру этических бесед были включены:
1.Игры или игровые упражнения, направленные на:
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент», «Пошли письмо»;
- развитие речевых умений: «Интонации»;
- развитие умений, направленных на распознание чувств: «Море волнуется»;
- закрепление умений невербального общения «Любимый сказочный герой».
- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;
- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
- развитие умения слушать собеседника «Испорченный телефон»;
- регулирование своего поведения «Выдержанный человек».
2. Беседы по ранее прочитанным художественным произведениям: «Волшебное слово» В.Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б.Житкова; «Винни-Пух» А.Милна.
3. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц, рассказов Е.Н.Богуславской и Н.А.Купиной из сборника «Веселый этикет», Н.Дуровой «Заботливая подруга», А.Седугина «Дом с трубой и дом без трубы», В.Сухомлинского «Кому идти за дровами».
4. Проигрывание ситуаций, которые не только вводят в активный словарь достаточное количество этикетных стереотипов, но и формируют умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. Ситуации направлены на:
- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее приветствие, прощание на вокзале и др.);
- усвоение навыков поведения в общественном месте (магазин, автобус);
- умение вести разговор со знакомым и незнакомым взрослым;
-выражение сочувствия и сопереживания взрослым и маленьким детям.
5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):
- «Что было бы, если люди перестали бы благодарить друг друга?»;
- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (пошел дождь, заболела бабушка и т.п.).
6. Продуктивный вид деятельности – рисование:
- на темы: «Автопортрет», «Мое имя».
7. Вспомогательный прием – слушание музыки, голосов птиц.
В заключительной части используются игровые упражнения и этюды, направленные на:
- мышечное расслабление: «Пылесос и пылинки», «Шалтай-Болтай», «Факиры», «Волшебный сон;
- двигательное раскрепощение: «Походки», «Пожалуйста»;
воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».
(8-ой слайд)
(Диагностические таблицы №2,3,)
Промежуточная и контрольная диагностика выявила положительную динамику в формировании навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
(9-ый слайд)
Данные исследований отражены в сравнительных гистограммах.
(10-ый-слайд)
(фото)
Для закрепления полученных результатов в семье, была проведена дополнительная работа с родителями, направленная на повышение их воспитательной активности:
- проводились индивидуальные беседы с родителями,
- круглый стол на тему « Речевой этикет и культура поведения в общении»;
- консультация « Учимся общаться с ребенком», «Языки любви», « Плохие» слова»;
- родительское собрание « Воспитываем добротой».
(11-ый слайд)
(фото)
Тема, над которой я работала, вызвала интерес и положительный отклик моих коллег. Свой опыт работы я представила в сообщении с презентацией «Рекомендации для воспитателей по совершенствованию собственных умений общения» на практическом семинаре «Совершенствование педагогической техники как основного элемента педагогического мастерства».
(12-ый слайд)
(фото)
Навыки культуры общения совершенствовались в проектах воспитательно – образовательной работы, которые разрабатывали педагоги учреждения, том числе и я .
В начале учебного года мы всегда включаем проекты, помогающие детям адаптироваться. Это проекты « Давайте познакомимся», « Наш любимый детский сад», в которых знакомим детей с детским садом. Совсем нерешительным, неуверенным детям, которые еще не успели завести друзей, тоскуют по маме, стараемся помочь с помощью игр « Волны,
« Волшебные очки»
(13-ый слайд)
(фото)
Для создания эмоциональной близости между детьми и педагогами проводятся веселые игры и праздники( Праздник ленточек и бантиков)
(14-ый слайд)
(фото)
Есть и кратковременные однодневные проекты, которые , тем не менее, производят большой эмоциональный резонанс и среди детей, и среди родителей — это проекты: « День открытых дверей», « День плюшевого медвежонка», « День домашних животных».
(15-ый слайд)
(фото)
В проектах – путешествиях ( « Путешествие в Индию»,
« Путешествие в Африку» и др.), занимаясь поисковой деятельностью, погружаясь в интересующую всех тему, дети расширяли опыт общения, обращаясь с вопросами к взрослым, старшим детям ( школьникам), осваивали культуру поведения в транспорте, развивали навыки невербального общения в играх « Пойми меня», « За стеклом» .
(16-ый слайд)
(фото)
Проекты, посвященные детским писателям, лучшим произведениям детской литературы, такие как « Приключения Незнайки и его друзей», « С. Я. Маршак — детям», « Вверх по радуге» посвященный творчеству К. И. Чуковского помогают на примерах героев анализировать собственное поведение, наслаждаться радостью творчества в совместной деятельности взрослых и детей.
(17-ый слайд)
(фото)
Навыки культуры поведения и общения в общественных местах закреплялись в проектах « Театр», « Библиотека», « Волшебный мир кино». Дети разыгрывали различные ситуации общения, примеряли на себя роли взрослых и детей, актеров, дикторов, режиссёров и даже мультипликаторов .
(18-ый слайд)
(фото)
Большой интерес у детей вызывает проект « Семья», с большим удовольствием они рассказывают о своей семье ( создают газеты, плакаты о своей семье), а мы их учим чуткости, воспитываем желание помогать близким, проявлять свою любовь и заботу о них.
(19-ый слайд)
Считаю, что совокупность методов и приемов, взаимодействие специалистов учреждения, проектная деятельность, работа с родителями позволили поднять навыки культуры общения детей на новый качественный уровень. Намерена и дальше уделять теме « Формирование навыков культуры общения» пристальное внимание, так как согласна с выражением Ж. Ж. Руссо: « Детей надо учить не многому, детей надо учить хорошему…!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.
Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...
Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание культуры общения, приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...
Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».
Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Введение……………………………….....…............................………….…..3Глава 1.Теоретические основы формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте....................................................
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми,...
Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).
позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей по теме:«Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью...