Формирование позитивных навыков межкультурного общения у дошкольников
методическая разработка на тему

Шокурова Галина Алексеевна
Приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, – актуальная проблема современного дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_mezhkulturnogo_obshcheniya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование позитивных навыков межкультурного общения у дошкольников

       Приобщение  дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, – актуальная проблема современного дошкольного образования.

        Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитии личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, которое имеет весьма печальные отдаленные последствия, особенно при развитии ребенка в полиэтническом обществе. Вовремя определить проблемные формы отношения ребёнка к сверстникам и помочь преодолеть их - важная задача родителей, педагогов, специалистов ДОУ. Для этого необходимо знать возрастные особенности детей, нормальный ход развития общения со сверстниками. Оно имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

      1) большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. Объясняется это тем, что ребенок уже с 3-4 летнего возраста решает большой спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль за их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра;

      2) яркая эмоциональная насыщенность. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью;    

     3) нестандартность и нерегламентированность. При  взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения, которым присущи особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания.

4) преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

      Главной особенностью общения дошкольников в полиэтническом регионе является то, что  с 4-х лет у ребёнка запускается процесс самоидентификациии, он начинает  осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения, замечая при этом отличия между собой и окружающими детьми. И  решающим моментом в усвоении образцов поведения, является оценка других взрослых, детей, персонажей сказок, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. В группах целесообразно организовывать мини-центры, которые позволяют осознать ребѐнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, знакомят детей с культурой разных народов. В качестве эффективных приёмов и методов можно использовать:

  • упражнения детей в элементарном анализе и сравнении  предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
  •     моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);
  • постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
  • наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
  • создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие по России, другим странам, рассказ от имени воображаемого героя, представителя определенной культуры), использование сюрпризных моментов (появление сказочных персонажей тех стран, чьи представители посещают группу, детский сад);
  • использование цикла бесед, игр-диалогов;
  • чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
  • прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

        Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большое внимание в реализации задач формирования позитивных навыков общения с представителями других культур можно  использовать дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»; театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», подвижные игры народов России. Все эти виды игр  помогают формировать соответствующие знания и навыки, необходимые для позитивного и эффективного взаимодействия дошкольников в поликультурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы Английского клуба «Робин Гуд» по формированию элементарных навыков иноязычного общения у детей дошкольного возраста

В рамках муниципального эксперимента по теме «Интегрированная деятельность по раннему обучению английскому языку в системе детский сад – начальная  школа – педагоги – родители – дети» в наш...

Обобщение опыта работы на тему: «Формирование позитивной мотивации здорового питания у дошкольников и их родителей»

Данный опыт адресован воспитателям и педагогам ДОУ и призван помочь им формированию у детей представления о правильном и здоровом питании....

Педагогический проект "Формирование позитивных навыков межкультурного общения у старших дошкольников"

Данный проект посвящен организации работы по формированию навыков общения в поликультурной группе дошкольников. Развитие навыков межкультурного общения, как основы толерантности личности, позволяет ко...

Формирование навыков невербального общения у дошкольников.

Формирование навыков невербального общения, как важное составляющее успешной социализации дошкольника....