Формирование навыков невербального общения у дошкольников.
статья по теме
Формирование навыков невербального общения, как важное составляющее успешной социализации дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neverbalnoe_obshchenie_doshkolnikov.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация - многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду. Это приобщение к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре на основе принятия ее ценностей как своих.
Социализация связана как со стихийным влиянием жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность ребенка в процессе воспитания, образования, что определяет значимость педагогических аспектов социализации.
Первичная социализация личности включает дошкольный период жизни, когда ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. В детские годы начинают формироваться черты личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. К концу дошкольного детства формируется первичная система ценностных ориентаций ребенка, как психическое новообразование (Н.И. Непомнящая).
Изменение социально-экономических условий, появление новых форм собственности повлекли за собой необходимость изменения концепций воспитания и обучения практически во всей системе образования, включая ее начальный этап – дошкольный уровень. Изменения привели к возникновению дополнительных социально-психологических факторов, которые должны способствовать самореализации личности, требуя проявлений творческой активности, инициативности, самостоятельности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в социальном обществе, тормозит процессы идентификации и самоактуализации формирующейся личности. Это объясняет особый интерес к проблеме социализации ребенка в современной дошкольной педагогике. Общение имеет огромное значение в формировании и развития психики человека в целом и ребенка в частности. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не смог бы социализироваться, включится в общественные отношения. Особенно большое значение для развития психики ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет не оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо медленнее своих сверстников. Кроме того, результатом содержательного и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Важнейшими видами человеческого общения являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи жестов, мимики, пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря чему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития и социализации. Сейчас довольно остро стоит проблема становления межличностного общения, без которого невозможно полноценное включение в социальное взаимодействие. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание развитию, в том числе, и невербальному общения, которое способствует лучшему, более полному и качественному пониманию другого человека, облегчает тем самым социализацию. Существует ряд игр направленных на развитие навыков невербального общения. Данные игры прекрасно могут быть использованы в работе педагогов дошкольного учреждения.
“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи: как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“День наступает, всё оживает...”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
“Дрозды”
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
Игра «Маски».
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.
Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».
Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.
Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.
Игра «Немое кино».
Цель: понимание жестов и мимики.
Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.
Игра «Большой - маленький».
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.
Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.
Игра «Прочитай письмо».
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Ход: «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.
Игра «Люблю - не люблю».
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Игра «Снежинки».
Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.
Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.
Игра «Кубик».
Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.
Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.
Игра «Через стекло».
Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.
Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.
Игра «Пантомима».
Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:
- О горе мне, горе.
- Ах, какой счастливый день.
Игра «Тень».
Цель: развитие внимания к чувствам другого.
Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.
Игра «Встань на кого посмотрю».
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков невербального общения дошкольников.
Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников....
Сказкотерапия как фактор формирования навыков межличностного общения старших дошкольников
Роль сказкотерапии в жизни ребёнка....
Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"
Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...
«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».
Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф...
Презентация «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников»
Презентация для педагогов...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал посвящен развитию общения старших дошкольников на музыкальных занятиях....
Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.
Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей....