Сказкотерапия как фактор формирования навыков межличностного общения старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Роль сказкотерапии в жизни ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как фактор формирования навыков межличностного общения старших дошкольников
Попова
Светлана
Николаевна
Гбдоу№21
Проблема формирования навыков общения у дошкольников одна из самых важных проблем педагогической науки и в современных условиях она приобретает особое значение. Известный австралийский психолог Д.Бретт писал, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни»
Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Сказкотерапия - это современное средство, широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в психологии, развития и воспитания дошкольников.
Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий патенциал.. Сказка не только помогает взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, реализовывать их в повседневной жизни.
В настоящее время сакзка стала ещё чаще использоватьсяв качестве терапевтического средства, которое призвано решаль ряд разносторонних задач: обогощение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми), коррекция психологической и эмоционально-волевой сферы, развития речи и тд.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребёнку дошкольного возраста. При этом, данный тип терапии создаёт условия для работы с детьми, имеющие поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребёнку накапливать опыт об окружающих обьектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлённые цифры и буквы.
Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребёнка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдаёт предпочтение сказкам, где главный герой является зайка-трусишка, то можно предложить, что она достаточна застенчива, спокойна, боязлива.
Психологические сказки создают спецефические условия для ребёнка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи, победы, обретению уверенности в себе и т.д.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьба добра со злом позволяет ещё одной группе сказок - медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта и возбуждения.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников:
• Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической назрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по содержанию;
• Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям ребёнка;
• Содержание сказки и используемые методические приёмы по её анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
• Передача ребёнку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства и содержания сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружественной и искренней обстановке.
Знакомство ребёнка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с её героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Мы встречаем их в программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.
Можно сделать вывод, что сказка - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, тема является актуальной
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.
В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью; Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. При определении характера «сказочный вымысел» принципиальный характер приобретает вопрос о специфике отражения сказкой действительности.
Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность
Воспитательная функция сказки - один из ее жанровых признаков. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует
Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик сообщает, как правило, новый вариант сюжета. В вариантах совпадает идея, общая схема сюжета, повторяющиеся общие мотивы, но в частностях они не совмещаются.
Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин: от знания сказочных традиций, от личного опыта и особенностей психологического склада рассказчика, от степени его одаренности.
Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения каждого сказочного текста.
В сказке есть величины постоянные, сложившиеся в результате ее традиционности, и переменные – возникшие в результате бесконечных пересказов. Если судить по записям русских сказок XVIII– XXвв., постоянными величинами являются идейная направленность сказки, ее композиция, функция действующих лиц, общие места, переменными – величины, связанные с индивидуальностью исполнителя. Один и тот же сюжет, услышанный от разных рассказчиков, будет восприниматься как новая сказка.
Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла. Сказка как художественное целое существует только как совокупность эти признаков. Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.
Сказки бывают авторские и народные.
Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
1) Сказки о животных. В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных. Выделяются несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных.
2) Волшебные сказки. Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла
3) Бытовые сказки.
В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок.
Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений дошкольников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения
Цель занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи:·...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»
Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....
Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"
Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...
Формирование навыков невербального общения у дошкольников.
Формирование навыков невербального общения, как важное составляющее успешной социализации дошкольника....
Использование авторских речевых игр как один из факторов формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Творческая среда развития предполагает постоянно обновляемую «копилку» дидактических игр и пособий. Рассмотрим использование речевых игр на этапе автоматизации звуков....
Презентация «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников»
Презентация для педагогов...