Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
презентация на тему

Вопрос профориентации детей дошкольного возраста на дошкольной ступени образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Слайд 1

Рассмотрим вопрос ранней профориентации в дошкольном образовании.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Как правило, профориентация начинается в старших классах школы. И, к сожалению, не каждый ребенок успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Слайд 2

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Слайд 3

На этапе завершения дошкольного детства часть Целевых ориентиров направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Слайд 4

Согласно Постановления Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования.

Слайд 5

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой, Т.И. Бабаевой и А.Г. Гигоберидзе.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.

Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Слайд 6

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- игровой.

На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Слайд 7

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Слайд 8

Технология исследовательской деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирование) и коллекционирование (классификационная работа).

Слайд 9

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).

Слайд 10

4. Технология интегрированного обучения.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Слайд 11

5. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.

- мультимедийные презентации;

- виртуальные экскурсии.

Слайд 12

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:

  • система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

Слайд 13

  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Слайд 14

Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Преемственность в образовании позволит возродить престиж инженерных и научных профессий, подготовить  кадровый резерв для глобального технологического лидерства России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лебедева Марина Викторовна, социальный педагог ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «СВИБЛОВО» Ранняя профориентация детей дошкольного возраста Москва, 2018

Слайд 2

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Слайд 3

«Социально-коммуникативное развитие» Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться . Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца , стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Слайд 4

ФГОС ДО: Целевые ориентиры ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Слайд 5

Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. « Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации ». 6.7. Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания: осуществляют психолого-социальную ориентацию детей; проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Слайд 6

Приобщение дошкольников к труду Ушинский К.Д. рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Макаренко А.С . отмечал , что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Веракса Н.Е. и Комарова Т.С. рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Бабаева Т.И. и Гигоберидзе А.Г. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Слайд 7

Методы обучения и воспитания словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Слайд 8

Образовательные технологии Технология проектной деятельности ( Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С . Лагода , М.Б . Зуйкова). «По реке времени – тогда и сейчас» (история страны через профессии); «Отечество прославили своим трудом» (знаменитые ученые, полководцы, художники, писатели, …); «Мой маршрут» (даем элементарные представление о карьерной лестнице, учебе, профессиональном росте, учимся планированию своей деятельности); « Современные профессии» ( презентация профессии: контент-менеджер , копирайтер, мерчендайзер , тьютор , …)

Слайд 9

Образовательные технологии Технология исследовательской деятельности ( А.И. Савенков, Н.А. Короткова ) Опыты (экспериментирование): «Изучаем ткань», «Эксперименты с мукой», «Опыты с бумагой», «Секреты знакомых предметов», «Шипящая вода», «Растворение сахара», «Магниты», «Из чего сделан этот инструмент?», «Проращивание зерен в песке, земле, опилках», Камера-обскура, … Коллекционирование : карточки «Профессии», куклы в профессиональной одежде, «Спасательная служба», «Фотоаппараты разных времен», фигурки «Профессии», «Мир часов», «Гербарий», «Ткани», «Бумага», «Веселая Пуговка», «Энергия камней» (горные породы и минералы), …

Слайд 10

Образовательные технологии Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр ( Д.Б. Эльконин , А.В . Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В . Менджерицкая , А.П. Усова, Н.Я. Михайленко ) Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный, подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …). Средний возраст (4–5 лет): сюжет усложняется, увеличивается количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение детей, …) Старший возраст (5–7 лет): игра отражает отдельные профессии (актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

Слайд 11

Образовательные технологии Технология интегрированного обучения ( Л.А. Венгер , Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова )

Слайд 12

Образовательные технологии Информационно-коммуникационные технологии Мультимедийные презентации (наглядность, дающая педагогу выстроить объяснение с использование фото- и видеофрагментов): « Делай, как я!»: совместно с родителями изучаем какое-либо интересное дело и презентуем его (от замеса теста до шитья, мелкого ремонта книг и т.д .), фоторепортаж с работы родителя, Виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников): на хлебозавод или кондитерскую фабрику, в магазин, на почту, в ателье, на работу к родителям.

Слайд 13

Оснащение профориентированной РППС Система студий (творческих мастерских): « Строители » (архитектор, плотник и т.д.); « Ателье» (швея , модельер и т.д .); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа » ( инструменталисты, певцы) … ; Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности ;

Слайд 14

Оснащение профориентированной РППС Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; Подбор демонстрационного материала по теме «Профессии »; Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых; Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; Материалы для сюжетно-ролевых игр.

Слайд 15

В заключение Преемственность в образовании ( LEGO Education «Простые механизмы», «Робототехника», « IT -полигон», инженерный класс, медицинский класс, предуниверсарий ) позволит возродить престиж инженерных и научных профессий, подготовить кадровый резерв для глобального технологического лидерства России.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...