Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»
методическая разработка
Проект по ранней профориентации «Детям о профессиях лесного хозяйства» предназначен для работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Проект по ранней профориентации
детей дошкольного возраста
«Детям о профессиях лесного хозяйства»
Разработала:
Щукина Светлана Александровна,
воспитатель
Павловск 2020
Содержание проекта.
Актуальность …………………………………………………………….3
Цель и задачи …………………………………………………………….4
Ожидаемые результаты …………………………………………………5
Сроки реализации ……………………………………………………….6
Участники проекта ………………………………………………………6
Ведущие принципы проекта ……………………………………………6
Этапы реализации проекта ………………………………………….…..7
Алгоритм изучения профессии ……………………………….………...7
Новизна проекта …………………………………….……….…………..7
Маршрутный лист работы с кейсом …………………………….….…..9
Модульное планирование ……………………………………………...10
«Правильное воспитание –
это обязательно трудовое воспитание,
так как труд всегда был основой жизни»
А.С. Макаренко
Актуальность
Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако ребенка можно готовить уже с детского сада-формировать представления дошкольников о мире труда и профессий. И одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является одной из основных задач профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства.
Необходимо сделать всё, чтобы труд человека был уважаем. Без квалифицированного труда рабочих и специалистов у села и у страны в целом нет перспектив развития. Сегодня государственная политика нацелена на развитие сельской местности, приумножение числа квалифицированных сельских специалистов, рост числа истинных хозяев земли, способных сохранить село в экологическом, экономическом плане, дать стране качественную и здоровую продукцию. Не секрет, что в настоящее время велик отток населения из сёл по большей части из-за того, что молодёжь уезжает учиться в города и остаётся там, не желая возвращаться на малую Родину. Причина здесь не только в отставании прихода цивилизации в село, но и в отлучении жителей села от земли, утрата традиций работы на ней с раннего возраста. Современное образование с самой ранней дошкольной ступени призвано думать о перспективах развития каждого региона, воспитания патриотов малой Родины, которые будут верны родной земле не на словах, а на деле, станут гарантом обеспечения её трудового потенциала.
Учитывая актуальность воспитания трудовых ресурсов для родной земли, имеющиеся природные и социальные условия и ресурсы, я остановила свой выбор на идее знакомства дошкольников с востребованными и значимыми профессиями для Павловского района лесного хозяйства. Для этого организовано социальное партнерство с лесной холдинговой компанией «Алтайлес».
Нам взрослым необходимо сделать всё, чтобы труд человека был уважаем. Ведь без квалифицированного труда рабочих и специалистов у села и у страны в целом нет перспектив развития. Перед разработкой проекта я провела анкетирование родителей. Данные анкетирования показали, что родители плохо представляют значимость профориентационной работы в детском саду, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и кем работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Поэтому родителям необходима помощь в развитии у ребёнка интереса к выбору будущей профессии.
Опрос детей группы показал, что только 14 % из них имеет отчётливое представление о профессиях лесного хозяйства, 12 % устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед детским садом встала главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Иначе говоря, необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. Поэтому мы выбрали кейс-технологию.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования представлений дошкольников о профессиях лесного хозяйства, значимых для Павловского района посредством использования кейс - технологии.
Задачи:
- формировать знания дошкольников о профессиях лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности;
- - формировать у детей представления о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека;
- формировать осознание значимости разных профессий;
- стимулировать познавательное и речевое развитие;
- отрабатывать умение выражать свои профессиональные предпочтения в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит достичь следующих результатов:
В ходе осуществления целенаправленной работы по данному проекту, дошкольник знакомится с разнообразием мира профессий лесного хозяйства, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами ознакомления с миром профессий.
Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии. Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.
Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалами трудовой деятельности взрослых. А так же научится:
- различать профессии по существенным признакам;
- называть отличительные качества представителей разных профессий;
- выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;
-объяснять роль труда в благополучии человека;
- моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.
Я смогу повысить компетентность в вопросах ранней профессиональной ориентации, буду обогащать РППС игровым и дидактическим материалом согласно профориентационной направленности группы, создам виртуальные дидактические продукты для наглядного изучения профессий.
Укрепятся партнерские связи.
Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут вовлечены в образовательный процесс нашей группы, будут созданы условия для развития совместного детско – родительского творчества.
Сроки реализации: 01.09.2020 – 30.12.2020
Участники проекта: дети подготовительной группы «Светлячки», педагоги, родители, работники лесной холдинговой компании «Алтайлес»
Ведущие принципы проекта:
Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Образовательный процесс основан на уважении личности ребёнка, с учетом его индивидуального развития и относится к нему как к полноценному участнику образовательного процесса.
Принцип доступности, достоверности и научности знаний. Учебный материал правильно отражает окружающую действительность, формирует у ребенка реальные представления и знания, понятен и доступен детям.
Принцип открытости. Ребёнок, имеет право участвовать или не участвовать в какой – либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, а так же предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель.
Принцип диалогичности. Этот принцип даёт возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
Принцип рефлексивности. Этот принцип является основой для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
Принцип регионального компонента. Образовательная практика ориентирована на особенности муниципалитета.
Все эти принципы реализуются через единство подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: подготовительный:
- изучение нормативно-правовой базы;
- программно-методическое обеспечение проекта (разработка плана действий, создание);
-первичный мониторинг: изучение уровня познавательного развития детей.
Второй этап: организационно-практический:
- проведение совместных мероприятий с детьми, родителями;
- создание условий для эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- внедрение инновационной педагогической кейс-технологии при обучении дошкольников.
Третий этап: аналитический
- проведение фестиваля «BabуSkills»;
- обобщение результатов проекта;
- трансляция опыта работы по профориентационной работе подрастающего поколения на педсоветах, ОМО, конференциях, в СМИ.
Алгоритм изучения профессии
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
- Что было бы, если бы не было данной профессии?
Новизна проекта.
Использование инновационной кейс-технологии, направлено не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.
Кейс помогает ребенку по своему желанию использовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и использовать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок младшего возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ.
Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм. Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
Метод кейс – технологии развивает:
Маршрутный лист работы с кейсом.
В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы. Он дает ребенку возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которого ребенок сможет в будущем преодолеть самостоятельно возникшие жизненные ситуации разной сложности.
Отличительной особенностью кейс – метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Модульное планирование
План образовательного процесса я составила на основе модульного подхода, который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач. Модульный подход представляет полный алгоритм знакомства детей с профессиями лесной промышленности, подходит для ознакомления с любой другой профессией.
Образовательный модуль - Представляет собой работу воспитателей по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями: организация воспитателем деятельности, направленной на знакомство с профессией, проведение цикла бесед на выявление знаний детей о профессиях. С этой целью проводятся занятия, досуги, игры с детьми.
Инструментальный модуль - Модуль представляет собой знакомство детей с инструментами, оборудованием сопутствующим данной профессии материалами. Организация воспитателем работы детей по ознакомлению с содержанием профессии, а также с инструментами и оборудованием: организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной
деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.
Скилл модуль - На данном этапе дети получают возможность реализовать первоначальные навыки по той профессии, которая им показалась более интересна: проведение фестиваля «BabySkills».
Модульное планирование «Детям о профессиях лесного хозяйства», рассчитано на 3 месяца.
Беседы планируются в утренние часы, совместная деятельность детей и педагогов и самостоятельная деятельность планируется во второй половине дня 1 раз в неделю для детей средних групп и 2 раза в неделю в старших и подготовительных группах.
Образовательный модуль | |||
Тема | Форма | Цель | Интерактивные дистанционные кейсы для родителей |
1.Знакомство детей с лесной промышленностью и смежными отраслями 2.Знакомство с профессиями - Лесничий и лесник Инженер (специалист) лесного и лесопаркового хозяйства 4. Инженер по лесовосстановлению и лесоразведению 5. Инженер по лесопользованию 6. Инженер по охране и защите леса 7 Охотовед. Егерь 8. Назад к старым добрым традициям: столяр-краснодеревщик, бондарь 9. Стык старого и нового: инженер-технолог по деревообработке 10. Профессии в области деревообработки Специалисты первичной обработки лесоматериала. Специалисты вторичной деревообработки. 11. Специалисты в области охраны растительного и животного мира 12. Вперед в будущее: лесные профессии 21 века. Профессии: проектировщик инновационных материалов, рециклинг-технолог, проектировщик нанотехнологических материалов, проектировщик 3-D печати. | 1.Беседы: - Как называются работники леса? - Что входит в обязанности работников леса? - Как работники леса помогает лесу? 1.1.Заучивание стихов и загадок, рассматривание картин и чтение художественной литературы по данной теме. 2. Образовательно -игровые кейсы: - «Откуда к нам пришла бумага» (настольная дидактическая кейс игра); - «Лесные небылицы» (настольная дидактическая кейс игра); - «Польза леса» (настольная дидактическая кейс игра); - «Путешествие Павлуши по сосновому бору» (виртуальная экскурсия); - «Павлушка, идет трудиться» (напольная дидактическая игра»; 3. Фото – кейсы: - «Детям о профессиях лесоперерабатывающей промышленности»; - «Профессии лесной промышленности. Кто чем занимается?» 2.Спортивно-оздоровительное кейс-развлечение «В мире профессий или как лес помогает сохранить здоровье» 3.«Виртуальная экскурсия в мир лесных профессий» 4.Просмотр видеоматериалов о профессиях лесной промышленности 5. Опытно-экспериментальная деятельность «Лесная лаборатория» 6. Проведение конкурса творческих работ: конкурс рисунков «Лесная история» (с привлечением социальных партнеров лесной холдинговой компанией «Алтайлес») 7. Профессии наших пап и мам. (Встречи с сотрудниками лесного хозяйства). | Ознакомление детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями. | - видео кейс-кроссворд «Профессии лесной промышленности»; - информационный видео-кейс «Немного об истории Павловского лесхоза»; - кейс-викторина «Лесной фейерверк» -видео-кейс «Лесная феерия» |
Инструментальный модуль | |||
«Все профессии хороши- выбирай на вкус»- Игровые (трудовые ) действия по профессиям лесной промышленности | - Кейс-занятия по профессиям лесной промышленности:
| Знакомство детей с инструментами, оборудованием и сопутствующим данной профессии материалами. | - видео- кейс «Материал для труда, форменная одежда, орудия труда» |
Скилл-модуль | Проведение фестиваля Baby Skills. | Реализация детьми первоначальных навыков по выбранной профессии. |
Используемая литература:
- Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. М., 2010
- Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения
- Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study).
- Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика.
- Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика?
- ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
- Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/
- http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
- http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...
Консультация_Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста
Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста...
Проект: «Профориентация детей дошкольного возраста». «В мире профессий».
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Значение ранней профориентации детей дошкольного возраста в выборе профессии
В статье рассматривается вопрос о роли профориентации детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии....
Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "В мире профессий"
Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде ...
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...
ДОКЛАД по организации ранней профориентации: «Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями»
ДОКЛАДпо организации ранней профориентации:«Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями»...