Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью с детьми
презентация на тему
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения.
Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedsoveta.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития познавательных потребностей и нам педагогам дошкольникам важно не пресекать, а стимулировать желание найти ответ на «Почему?» На сегодняшний день существует проблема повышения познавательной активности детей и поэтому очевидна актуальность этой темы .
ФГОС склонен наблюдать ребенок любознателен экспериментировать способен к принятию собственных решений
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: - поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности; - формирование у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей ; - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; - расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Условия организации познавательно-исследовательской деятельности Создание предметно-развивающей среды в группе.
Основные формы организации познавательной деятельности детей проектная деятельность; специально организованные занятия (НОД); познавательно-игровая деятельность, как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические , сюжетно- дидактические игры и т.п.); э кспериментирование; к оллекционирование
Методы и приемы беседы ; р ассказы воспитателя; р ассказы детей; наблюдения; рассматривание, сравнение, анализ; проблемные, поисковые вопросы; дидактические и развивающие игры и упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; установление причинно следственных связей; использование мультимедиа, видео-слайдов; фотосессии («было и стало»); фотоколлажи ; зарисовки ; схемы ; создание картотеки опытов; конкурсы и викторины
При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма. 1.Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки). 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Коллекционирование
Совместная деятельность воспитателя и детей
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная деятельность
Результат формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира ; дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения ; чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности .
Результат в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность , упорядочить свои представления о мире; учить не всему, а главному , не сумме фактов, а целостному их пониманию; не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке; организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия , согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Вывод Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого педагога так построить процесс воспитания, обучения , развития, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, его внутреннему миру.
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня в процесс и я пойму. Отойди и я буду действовать» Конфуций
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н...
Доклад: Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников"
доклад для педагогов...