Доклад: Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
доклад для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii.docx | 28.89 КБ |
metodika.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Методика организации
познавательно – исследовательской
деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель Руднева О.А.
Познавательно – исследовательская деятельность детей является
одним из методов развивающего обучения и направлена:
-на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений;
-способствует развитию творческих способностей и логического мышления;
-объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Слайд 1 Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности
Слайд 2 Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .
Слайд 3 Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир
Слайд4 Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.).
- Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми.
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
- Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Прогнозирование результата.
- Закрепление последовательности действий.
- Закрепление правил безопасности.
Слайд 5 Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается:
- вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
- предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
- дозировать степень активности взрослого : средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
- создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей
Слайд 6 Структура занятия-экспериментирования.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста.
Опыты (экспериментирование).
Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений.
Деятельность: - привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей (если…,то…; потому…, что…);
- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
Коллекционирование (классификационные работы).
Задача: освоение родовых отношений.
Деятельность:
- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
Путешествие по карте.
Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
Деятельность:
- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
- изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
- заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).
Путешествие по «реке времени».
Задача: освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Деятельность:
- изучение истории предмета;
- цикл развития объекта (животного, растения).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Слайд 7 Методы и приемы организации
экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой
природе)
- опыты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации
- трудовые поручения, действия
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.
Привлечение их к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
слайд 8 Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация и родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
Оформление папки «Мои открытия» и книжки-малышки, альбомов.
В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором мы живем»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», « Цветы», «Что такое кислород?», «Вода-водичка» и другие.
Слайд 9 Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности:
- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.
4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.
5.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательно – исследовательская деятельность детей является одним из методов развивающего обучения и направлена: -на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений; -способствует развитию творческих способностей и логического мышления; -объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.
Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа неживая природа физические явления рукотворный мир
Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов и пр.). Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы , фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. Прогнозирование результата. Закрепление последовательности действий. Закрепление правил безопасности .
Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается: вызвать интерес к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора) предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного) дозировать степень активности взрослого : средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности) создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей
Типы исследования Опыты (экспериментирование) Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность: - привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; - предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; - формулирование причинно-следственных связей (если…,то…; потому…, что…); - самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
Коллекционирование (классификационные работы). Задача: освоение родовых отношений. Деятельность: - поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; - размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
Путешествие по карте. Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность: - обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; - обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; - изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; - заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).
Путешествие по «реке времени». Задача: освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Деятельность: - изучение истории предмета; - цикл развития объекта (животного, растения).
опыт Познавательно – исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера НАБЛЮДЕНИЯ ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Дидактические игры ЭВРИТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ТРУДВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ Моделирование (создание моделей) Рассказы сказки стихи поговорки загадки МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оформление наглядной информации в родительском уголке: - Консультация и родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» - Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» - Рекомендации: «Проведите с детьми дома» - Оформление папки «Мои открытия» и книжки-малышки, альбомов.
Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности: Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями. Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
Доклад "Радищевский пион": организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в области патриотического воспитания"
Выступление на областном семинаре «Проектирование образовательного контента и практико – ориентированного инструментария в области патриотического воспитания дошкольников»....
Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...