«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н.А. Коротковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolnikova_e.a.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
на тему:
познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»
по методике Н.А. Коротковой
время обучения: 12.10.15- 16.10.15 г.
Выполнила
Угольникова Елена Александровна,
воспитатель
ГБОУ ООШ №12
г.о. Чапаевск структурное подразделение «Детский сад №5 «Зернышко»
Самара, 2015 г.
Тема: познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1) Уточнить понятие «воздух», познакомить с его свойствами. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. («Познавательное развитие»)
2) Развивать речь, способность сравнивать, делать выводы. («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей. (Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы: - практические: экспериментирование, схематическая зарисовка;
- наглядные: рассматривание, наблюдение;
- словесные: беседа, обобщение
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картинка - обозначение воздух; стакан, на дне которого полоска бумаги, банка с водой.
Раздаточный: шапочки и нарукавники; набор картинок живой и неживой природы, листы бумаги для зарисовки, карандаши; пакеты на каждого ребенка, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель загадывает загадку: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Воспитатель предлагает побывать в научной лаборатории и исследовать воздух. | Дети отгадывают загадку, проходят в лабораторию, надевают шапочки и нарукавники. | Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи. |
2 | Педагог задает вопросы детям: Что такое воздух?, Есть ли воздух вокруг? Как можно обнаружить воздух? Выставляет картинку «Воздух». Кому необходим воздух? Прододится дидактическая игра «Кому необходим воздух?» Предлагает набор картинок живой и неживой природы. | Дети отвечают. Делают вывод. Воздух есть везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Воздух нужен всему живому (птицам, рыбам, человеку, растениям, животным). Дети выбирают из предложенных картинок и выставляют картинки живых организмов в кармашки. | Дети проявляют способность сравнивать, делать выводы. Активизирована речь детей. |
3 | А может можно жить без воздуха? Может можно жить и не дышать? Давайте попробуем не дышать. Плохо вам? Воспитатель предлагает проверить свойства воздуха. Проводит опыт 2: «Пустой стакан или нет?» Посмотрите, что вы видите в стакане? Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги. Взять банку с водой, перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку, стакан держать ровно. Что мы наблюдаем? Намокла ли бумага? А что помешало воде намочить её? Почему? Воспитатель предлагает сделать зарисовку (стакан, в нем пузырьки воздуха) Рассмотрим еще одно свойство: воздух – прозрачный. Опыт 3: Возьмите пакеты, встряхните, посмотрите, что в них находится? Теперь скручивайте пакет с открытого конца. Что происходит? Воспитатель предлагает сделать зарисовку (квадрат и в нем пузырьки) Опыт 4: Ребята, а оказывается воздух можно поймать. Как сделать это? При помощи наших волшебных ловушек. Попробуем? (воспитатель показывает: дует на ладошку через нос, рот, трубочку). Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть в воде в виде пузырьков. Опыт 5: Опустите один конец трубочки в стакан, а в другой подуйте. Что вы наблюдаете? Педагог предлагает сделать зарисовку. | Опыт 1: дети вдыхают воздух, а потом выдыхают. Задерживают дыхание. Делают вывод: жить без воздуха нельзя. Ответы детей. Дети наблюдают за действиями воспитателя. Ответы, рассуждения детей Дети делают вывод: вода не попадает в стакан, так как в нём есть воздух, который не пускает воду. Этот воздух невидимый. Дети делают самостоятельно зарисовку. Дети выполняют предложенные воспитателем действия, отвечают на вопросы. Делают вывод. Пакет наполнен воздухом, и мы его не видим. Дети самостоятельно делают зарисовку. Ответы детей. Дети дуют на ладошки через рот, через нос, через трубочку. Вывод - все мы чувствуем воздух на ладошке. Дети выполняют действия. Дети делают зарисовку - стакан с водой, в нём трубочка и пузырьки воздуха. | Объясняют значение воздуха для человека. Проявляют интерес к экспериментальной деятельности Объясняют связь фактов, используя рассуждение. Пытаются самостоятельно делать схематичные рисунки. Сформированы представления о свойствах воздуха – невидимый Сформировано представление свойства воздуха – мы чувствуем его движение. Проявление самостоятельности при выполнении задания Сформировано умение отражать свои впечатления |
4 | Ребята, мы с вами провели ряд опытов и узнали, для чего и кому нужен воздух, где есть воздух. Воспитатель предлагает вернуться в группу. Как вы считаете, где мы можем получить еще информацию о воздухе? | Дети выставляют пиктограммы и рассказывают по ним, что нового узнали. Дети снимают форму исследователей. Ответы детей. | Проявлен интерес к продолжению экспериментальной деятельности |
Итоговое мероприятие: Оформление альбома «Воздух».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....