Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка, помогает активно включаться в общение с окружающими. А чувство самоуважения и уверенности в себе эффективнее всего формируется у дошкольников в процессе знакомства со своим именем, с познания самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moi_prava.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию гражданско-правовых знаний у детей старшей группы
«Я и мои права»
Программное содержание:
- Углублять знания детей о правах на жизнь и семью. Упражнять детей в умении выходить из затруднительной ситуации, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.
- Развивать воображение, речь, умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы, сопереживать.
- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к матери, к своей семье, умение проявлять взаимовыручку.
Оборудование: Кукла Правик, аудиозапись, магнитофон, символы по правам (на жизнь, на семью, на труд, на здоровье, на обучение, на игру, на жилье), книжки – сказки, 3 ключа, замок, солнышко грустное и веселое, фотографии мам, волшебная палочка, 3 скатерти на столы, сердечки по количеству детей.
Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении, разучивание пословиц, стихов и песен о маме, беседа о родителях, дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений, формулирование совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.
Дети заходят и садятся на коврик.
- Есть на свете главный документ, который рассказывает детям, какие у них есть права. Вспомните, как он называется? (Ответы детей).
- А кто вас знакомит с вашими правами? (Правик).
- Рома, приведи, пожалуйста, Правика. (Его нет на месте).
- Куда же он мог уйти?
(Включается аудиозапись).
«Ха – ха – ха! Потеряли Правика? Не укараулили своего верного друга? Так вам и надо! Слишком много знаете о своих правах, стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела совершаете. Ни одной черной фишки в этом месяце еще не получили, а красных уже много. Мне это не нравится, поэтому вашего друга я закрыла в спальню. Пусть там сидит, может без него, вы снова станете плохими, как я! Ну, а если все-таки он вам нужен, то пройдите испытания на моих островках. Расскажите мне про ваши и мои права. Если мне ваши ответы понравятся, то получите ключи. Соберите 3 ключа. Один из них подойдет к замку. Пока, пока, Шапокляк».
- Вы, ребятки, поняли, где наш Правик?
- Что будем делать? (Спасать Правика).
А вы запомнили, что необходимо делать, чтобы спасти Правика? (Дети воспроизводят то, что услышали). Тогда вперед! (Идем с песней «Если с другом вышел в путь»). Проходим через мостик и попадаем на островок. Присаживайтесь. В этом конверте задание старушки Шапокляк. Открываю и показываю сердечко.
- Ребятки на что это походит? (На сердечко, на любовь, право на жизнь).
Конечно, это сердечко напоминает нам символ – право на жизнь. Это право имеет каждый человек. И Шапокляк хочет об этом праве узнать.
- Кто подарил вам жизнь? (Мама и папа). Я с вами согласна, но сегодня поговорим о наших мамах. Слово «мама» - это особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок на всех языках мира. Это мама первой заглянула вам в глаза. Это мама первой обняла вас. Это мама пела вам колыбельную песню. Это она научила вас ходить, говорить.
- А с чем бы вы сравнили свою маму? (С солнышком – за теплоту, с травкой – за нежность, с цветами – за красоту и т.д.).
Вот на этой доске я приготовила фотовыставку «Наши мамы - солнышко». Такое веселое солнышко получилось. Хотите посмотреть? (Да).
(Открываю доску, а там грустное солнышко). Опять старушка Шапокляк напроказничала.
- Что же делать?
- Надо солнышко развеселить.
А чтобы развеселить, надо вспомнить стихи, пословицы, песенки про маму.
( Дети читают по очереди стихи, пословицы, поют песенку). После каждого ответа переворачиваю луч солнышка.
Дел и дорог будет в жизни немало…
Спросим себя: ну а где их начало?
Вот он ответ наш, правильный самый,
Все, чем живем, начинается… с мамы!
(Переворачиваю само солнышко).
Вот и выглянуло наше веселое солнышко. Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей).
Жизнь, подаренную мамой никто не в праве у вас отнять. Вы рождены, чтобы расти счастливыми, здоровыми. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на жизнь?
- Слушаться родителей.
- Не ходить одному на речку.
- Не кидаться камнями.
- Заботиться о своем здоровье.
- Соблюдать правила дорожного движения.
- Не подходить к незнакомым людям.
- Не брать незнакомые предметы.
- Не играть с огнем.
Как вы думаете, мы справились с этим заданием? Тогда получайте первый ключ. Кому доверите его носить? Почему?
На втором островке Шапокляк перепутала все права, все картинки и хочет, чтобы вы ей помогли. На этих столах 3 задания. Одно – легкое, другое – чуть труднее, а третье – трудное. Вы подумайте хорошо, кто с каким заданием справится, и подойдет к столам.
1 задание. Карточка с правом на игру – дети должны подобрать соответствующие картинки к этому праву.
2 задание. Шесть прав – дети должны подобрать по одной картинке к каждому праву.
3 задание. Шесть прав – дети должны подобрать по одному произведению к каждому праву.
Взаимопроверка выполненных заданий.
Как вы думаете, мы справились с заданием Шапокляк? Получаем второй ключ.
Доходим до 3 островка. Открываю конверт и достаю символ.
- Что обозначает этот символ? (Право на семью). Вот об этом праве хочет узнать Шапокляк.
- Ребятки, что такое семья? (Ответы-предположения детей).
-Хотите узнать, что написано в толковом словаре? (Зачитываю).
Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).
В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу. Но иногда бывает так, что дети плохим поступком огорчают своих близких.
Закройте глазки, вспомните случай, когда вы плохим поступком огорчили своих близких – маму, сестренку, бабушку или папу. Если вспомнили, кивните головой. Вам, наверно было очень стыдно, неловко, вы плакали, переживали и не знали, как исправить ситуацию. Но все-таки вы смогли помириться. Откройте свои глазки и скажите, что вы сделали? Какими словами вы помирились? (Ответы детей).
- Какими словами можно попросить прощения?
- Прости, пожалуйста, я нечаянно.
- Прости, пожалуйста, я не хотел.
- Извини, пожалуйста, я не подумал.
- Извини, пожалуйста, мне жаль, что я так поступил.
Когда человек просит прощение, ему, конечно, стыдно, но, когда его прощают – становится легко. Про человека, который умеет прощать, говорят – великодушный. Это значит – великая душа, добрая душа. Никогда не надо бояться просить прощения.
Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.
(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).
У вас у всех добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?
- Надо слушаться своих родителей.
- Надо помогать своим родителям.
- Не огорчать своих родителей.
- Надо быть всегда вежливыми.
- Если нарушил правило, надо попросить прощение.
Мы справились с заданием? Тогда получайте третий ключ, и вперед к замку. Дети по рисунку подбирают подходящий ключ и открывают замок, находят Правика.
– Какое доброе дело мы с вами сделали? (Спасли Правика).
- Как мы его спасали? Что для этого делали? Какое задание вам показалось самым трудным? Какой бы вы фишкой оценили свой поступок?
Правик говорит, что в этой группе живут дружные и надежные друзья, которые никогда не бросят друзей в беде. И он дарит вам сердечки. Пока раздаю сердечки спрашиваю детей: а все ли мы знаем о праве на семью? А хотите узнать, что такое семейное древо? Об этом поговорим на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...
Использование моделей и моделирование в формировании системных природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
опыт работы...
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Осеннее дерево» (Аппликация) для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания; развивать воображение; развивать умение аккуратно пользоваться клеем; побуждать детей пол...
Конспект занятия: квест–игра по правилам дорожного движения «Лабиринт дорожных знаний» для детей старшей группы.
Цель: продолжить формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на улице, закрепить знание правил дорожного движения....