Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим его миром. По мере взросления эти отношения претерпевают разнообразные качественные изменения. Так вот, для того, чтобы ребенок смог осмысленно ориентироваться в меняющемся мире взрослых, он должен научиться строить взаимоотношения с ним на четкой правовой основе. Во Всеобщей декларации прав человека записано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Хорошо, если уже в раннем детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущем в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_pravah_igraya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации МО «Игринский район»
Конспект занятия
«О правах, играя».
(Формирование гражданско-правовых знаний у детей старшей группы)
Разработала и провела:
Минниахметова Галина Николаевна,
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЦРР – Игринский детский сад №8, стаж работы 32 лет, образование среднее специальное, высшая квалифицированная категория, «Отличник народного просвещения».
Адрес детского сада: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом 27, телефон (34134) 4-17-08 ,
Домашний адрес: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом 4 кв. 37, телефон: (34134) 4-36-70,
№ сотового телефон 8-(34-134) 9501564937
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о праве на имя, умение применять его в жизни, способствовать социально - нравственному развитию.
- Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Оборудование: письмо от Бабы Яги, фотография Бабы Яги (разрезанная на три части, а с другой стороны нарисована кровать), кукла Правик, символ права на имя, мячик, дидактическая игра «Я имею права», сказки (книги), две дощечки, мел, аудиозапись с песнями о дружбе, магнитофон, нестандартное оборудование: цветочки, бабочки.
Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении, знакомство со значением имен, дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений, формулирование совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.
Дети заходят и стоят на коврике.
- Что такое Конвенция? (ответы детей).
- Кто нам помогает изучать наши права? (Правик).
- А где же он? Куда мог уйти? Может, он оставил нам записку?
(дети находят письмо, зачитываем)
«Эй вы, детишки, не зачем вам изучать свои права. И без них можно прожить. Одного дернешь за косичку, другого укусишь, третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны только царям и их детям. Ну, а если вы хотите спасти своего Правика и книгу с правами, то вы должны пройти испытания на моих лесных полянках. Если мне понравятся ваши ответы, то вы можете на каждой поляне перевернуть одну часть моей фотографии, что висит на вашей доске, и появится подсказка, где искать Правика. Наблюдать буду свысока. Пока. Яга».
- Что же будем делать? (ответы детей).
- А вы не боитесь?
Ну, раз вы такие смелые, в путь. Идем змейкой между столами и поем песню о дружбе.
Вот и первая поляна, присаживайтесь как вам удобно. Если отгадаете загадку, то узнаете, о каком праве мы будем говорить.
- Как только человек рождается, ему это сразу дают, и он живет с ним всю жизнь. (Имя)
- Почему так решили? (ответы-предположения детей).
- Сегодня мы поговорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам? (ответы-предположения детей).
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
(Эй, ты. Эй, вы. Эй, девочка. Эй, мальчик и т.д.)
Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?
- Надо познакомиться.
- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться. (Вызываю двух активных детей).
Пример: - Как тебя зовут?
- Саша. А тебя как?
- Вова.
Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому, что когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».
Проиграть в игру еще раз.
Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя ласково, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково». (С мячом).
Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо, что же имя наше значит.
(Дети называют значения своего имени).
А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?
- Не дразниться.
- Не придумывать клички.
- Не называть имя грубо.
- Обращаться с уважением.
- Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
- Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.
Молодцы. Ребятки, а помните, мы договорились, что вы с родителями поищите стихи про ваше имя. Кто-нибудь нашел? (дети читают стихи о своем имени).
Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, не имя красит человека, а человек свое имя. Вы вырастите, будите делать добрые дела и прославите свое имя. Как вы думаете, мы справились с первым заданием? (да). Тогда перевернем одну часть фотографии.
- А куда мы с вами идем? Я что-то забыла. (Ответы детей).
А вот и вторая поляна. На этой поляне два задания – одно трудное, другое чуть – чуть легче.
Задания двух уровней:
- Карточка с правом на имя – дети должны подобрать соответствующие картинки.
- Шесть символов с правами – дети подбирают соответствующие сказки.
Подумайте, кто какое задание будет выполнять. Но здесь есть правило: работу выполняем все вместе, дружно, советуясь. Нужно выбрать капитанов.
После выполнения заданий – взаимопроверка.
Как вы думаете, можно перевернуть еще одну часть фотографии?
Нам осталось пройти еще одно испытание. Впереди трудная дорога. Баба Яга проверяет, какие вы дружные, умеете ли помогать друг другу. (Дорожка с нестандартным оборудованием – пройти между цветами и бабочками, перебраться через широкую и глубокую яму, где нет моста). Дети ищут выход из этой ситуации.
Переворачиваем последнюю часть фотографии. Появляется подсказка – кровать. Дети находят Правика в спальне.
- Какое доброе дело мы сделали? (Спасли Правика).
- Вы рады? Так давайте порадуемся.
- Какой фишкой отметим наш поступок? (Красной).
Ребятки, а Правик говорит, что он знал и надеялся на вас. Что вы обязательно его спасете, и приготовил для вас медали. Вот они. Раздаю детям медали «Юному спасателю».
- А все ли вы уже знаете о праве на имя? (да).
- А кто такой тезка? Хотите узнать?
Давайте об этом поговорим на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Что мы Родиной зовем?» Цели:1. Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2. Закрепить знания о символи...
Конспект занятия по физическому развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА» для детей старшего дошкольного возраста
Данный конспект занятия предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей для использования в работе по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Программные зад...
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)
Подробный конспект готового занятия для работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...
План-конспект занятия по физической культуре с элементами спортивной игры в баскетбол для детей старшего дошкольного возраста
НОД для инструктора по физической культуре с дошкольниками старшего возраста....
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возрастаСмиренникова Алена РомановнаВоспитатель МБДОУ г. Мурманска № 7...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Осеннее дерево» (Аппликация) для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания; развивать воображение; развивать умение аккуратно пользоваться клеем; побуждать детей пол...
Комментарии
Спасибо за прекрасный
Спасибо за прекрасный материал. Всё соответствует новым требованиям ФГОС. Дети через игру и развиваются и познают много нового.