Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне этих народов. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Россия - дружная, многонациональная семья.

Программное содержание: Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне этих народов. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера.

Расширять и уточнять умения детей использовать в речи простые и сложные предложения. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей (национальность, кисы, сак, юрта, чум, хохломская роспись, повязка из бисера, курай, чак-чак).

Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:

  • Знакомить с обычаями и традициями народов России и доброжелательное отношение к ним.
  • Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы «Сказки народов России».
  • Экскурсия в краеведческий музей г. Когалыма.
  • Встреча с интересными людьми.
  • Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома?»
  • Домашнее задание: подготовка к выставка по народно- прикладному искусству.
  • Предшествующие занятия: «Путешествие на север России», «Куклы подружки».
  • Викторина «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда»

Материал:

  • Видеокассета (город, танец, песня)
  • Схема – модель
  • Куклы в национальном костюме
  • Макеты жилищ
  • Платки, бубен для подвижной игры
  • Указка, визитка, хохломская посуда, повязка из бисера, курай, карточки «Узоры – орнаменты»
  • Ложки, кокошник, фонограмма, магнитофон
  • Чак-чак

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть слайды об одном замечательном городе. Посмотрев его, вы должны угадать, о каком городе идет речь (достопримечательности города Когалым) Ответы детей.

-Какие достопримечательности вы узнали?

-Город наш появился в суровом краю не с помощью волшебства, как в сказке, а его строили люди разных национальностей и приехали они из разных уголков нашей страны. И все мы живем в городе Когалым в мире и согласии.

-Люди каких национальностей живут в нашем городе? (Ответы детей)

-Наш город многонациональный. А какой народ является коренным жителями нашего края? (Ханты) Ханты живут в этом краю издавна. Скажите, а чем один народ отличается от другого. Вот об этом мы сегодня поговорим. А поможет нам найти отличия между народами схемы - подсказки.

1. Язык

2. Одежда

3.Жилище

4. Народно – прикладное искусство

5. Танец, песня

6.Национальное блюдо

Итак, нам надо найти отличия между народами разных национальностей.

  1. Скажите, чем отличаются народы? (по - разному говорят) Мы с вами поиграем в такую игру, я начну, а вы продолжайте.

-У русских родной язык… (русский)

-У хантов родной язык… (хантыйский)

-У башкир родной язык… (башкирский)

-Послушайте, как здороваются эти народы на своих языках. Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте. Ханты – вужа-вужа. Башкиры – асаламагалейкум.

-На каком языке между собой общаются все россияне? (На русском языке)

Родной язык.

Язык наш прекрасный-

Богатый и звучный,

То мощный, то страстный,

То нежно певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы и сказки-

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой родной язык!

  1. Посмотрите на вторую подсказку. Что вы видите? (Одежда) Значит, чем еще отличаются друг от друга эти народы? (Национальным костюмом)

-Давайте рассмотрим наших кукол – подружек.) Такую одежду носили люди в старину. Сейчас люди носят современную одежду. А национальную одежду где можно увидеть? (на концертах, праздниках, в музеях). А вот ханты не потеряли свои традиции. И такую одежду они носят по сей день.

Дети составляют описательный рассказ о куклах:  в русской, в башкирской, в хантейской одежде по плану воспитателя.

План.

-Скажите, как зовут куклу?

-Кто она по национальности?

-Во что одета, из чего одежда сшита и чем украшена?

Ответы детей. В конце каждого рассказа анализ воспитателя.

  1. А теперь назовите следующее отличие (домами)

-В каком жилище жили русские люди в старину, а некоторые и сейчас живут?

-Русский человек жил в избе. Из чего строили избы? (из бревен) Дерево было доступным материалом. Крышу делали покатую, чтобы зимой снег меньше задерживался. Скажите, чем обогревали зимой избы? (печкой, поэтому над крышей видна труба)

-А как назывался дом у башкир? (юрта) Чем отличается юрта от избы? Это переносное жилье. Башкиры вели кочевой образ жизни  и переносили свою юрту с одного места на другое. Покрывали юрту войлоком или шкурой животного.

-А где живут ханты? (в чуме) На что больше похож чум, на юрту или на избу? Чум тоже переносное жилье. Скажите, а чем покрывают чум? (оленьей шкурой) Правильно, чтобы удерживать тепло, покрывают мехом и внутри чума.

Физминутка «Собери чум»

  1. Посмотрите на следующую подсказку, о чем мы с вами будем говорить? (о том, что умеют делать люди разных национальностей)

-Представьте, что вы попали на выставку. На этой выставке представлены предметы, сделанные руками этих народов. На каждой выставке есть экскурсовод, который знакомит посетителей с экспонатами. Слушайте внимательно.

Рассказывают дети в роли экскурсоводов.

Ребенок 1. Перед вами совершенно необыкновенная посуда. На первый взгляд даже и не скажешь, что она сделана из дерева. Посмотрите, как красиво она расписана: на золотом фоне вы видите красивые завитки с разными ягодами – клубникой, рябиной, смородиной.  Это изделия хохломских мастеров. Хохлому русские мастера начали делать очень давно и секрет изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому сейчас вы можете восхищаться этой посудой.

-Какой росписью расписана эта посуда?

Ребенок 2. Справа от меня налобная повязка. Её носят молодые хантыйские девушки. Она украшена разноцветным бисером. Рукодельницы красиво украшают изделия узорами. Каждый узор имеет свое значение. Попробуйте эти названия угадать.

Черная птица

Меря не боится.

Моргнет удивленно

И каркнет… ворона.

Всех зверей она хитрей

Шуба рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса.

Это – хитрая… лиса.

Наступил мой каблучок

На березовый сучок.

Это украшение называется… повязка.

Ребенок 3. Слева от меня курай. Курай – музыкальный инструмент народов Башкортостана. Его изготавливают из тростника. На нем исполняют плясовые, марши, народные мелодии. В своих песнях он рассказывает о радостях и горестях людской жизни.

  1. Чтобы угадать следующую подсказку я вас приглашаю в зрительный зал. Чем еще  отличаются эти народы? (песнями, танцами) Перед вами выступает танцевальная группа девушек.

-Какой народный танец был исполнен? (башкирский) А как вы догадались? (по национальному костюму)

-А теперь, послушайте песню.  На каком национальном языке была исполнена песня?  (на хантыйском языке)

-А что мы все видео смотрим. Давайте я сама сыграю на музыкальном инструменте. На каком инструменте я сыграла? (на ложках) Так чем же отличаются между собой эти национальности?

6. И последняя подсказка. Чем еще отличаются между собой эти национальности? (кухней, едой) У каждого народа есть традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной местности.

В России очень много блюд готовят из муки. Какие блюда русской кухни вы знаете? (пельмени, оладьи, каша, борщ)

Скажите, ханты из каких продуктов готовят еду? (из рыбы, из оленьего мяса)

Какие башкирские блюда вы знаете? (беляши, чак-чак)

  Сегодня мы с вами узнали, что люди разных национальностей различаются друг от друга. У каждой национальности свои обычаи, традиции. Но всех людей обьединяет  любовь к своему дому, к  городу, к своему родному краю, Родине – России!

На свете много стран.

И есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинута она.

Её мы Родиной зовем.

Родина-одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»

Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø  образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак...

Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».

Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Транспорт»

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».Задачи:Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);Закрепл...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24669852","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.О...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24670209","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Формировать интерес и потребность в чтении и восприятии, умение внимательно и заинтер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»...