Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»
проект (подготовительная группа)
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины.
Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.
Человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему: "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций" | 1.04 МБ |
приложение - Сказки народов Ханты и Манси | 50.11 КБ |
Приложение "Хантыйская народная укла" | 1.32 МБ |
Приложение "Сказки бабушки Анэ" | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Хочу не хочу (Сказка)
Хорошо жили Заяц с Зайчихой. И поесть у них было что, и попить родниковой воды хватало. Только вот детей у них не было. Каждый день они приводили к себе чужих детей, обмывали их, причёсывали, приглаживали и угощали самым вкусным угощением.
Как-то пригласили в гости бабушку Рябчиху с её внучатами. Поглядела бабушка Рябчиха на Зайца с Зайчихой, как они любят да голубят чужих детей, и сказала:
- Будет у вас, 3аяц и Зайчиха, сын, обязательно будет.
И правда, скоро у Зайца и Зайчихи народился Зайчонок Туйтсам -Снежок.
Родители обрадовались: мать от сыночка не отходит, ночи не спит, апу¹ качает, колыбельные песни напевает.
Сынок растёт быстро -вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли. Но вот беда: сыночек и не играет, и не ест, всё капризничает, ко всему, что увидит, лапки тянет да кричит:
-Нирам, нирам! Хочу, хочу-у-у!
Дадут ему то, что просит, он подержит, посмотрит и снова кричит:
-Ат нирам! Не хочу-у-у!
Мать без устали уговаривает сыночка, отец без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает. Придёт из леса с полной ношей, устанет, еле-еле на ногах держится и -к сыночку:
- Снежок, смотри, какие вкусные листочки щавеля я тебе принёс, попробуй.
Попробует Снежок листочки щавеля и закричит:
- Ат нирам! Не хочу-у-у!
Отец очистит от кожицы молодые стебельки дудника, подаст сыну:
-На-ко, сынок, это самые вкусные стебельки: их даже лоси наверхосытку² едят, чтобы быть большими да сильными.
Зайчишка откусит, не разжуёт и не проглотит, а снова кричит:
-Не хочу-у-у!
Как-то отец и говорит:
-Ну, вот что, завтра все пойдём в лес. Ты, Снежок, погуляешь, поиграешь со зверями, поищешь по своему вкусу пищи и аппетитно поешь.
Пошли они в лес. Снежок не играет со зверятами и не ищет пищу себе, а всё кричит:
-Не хочу гулять! Хочу домой, хочу-у-у!
Услышала его тётушка Лиса, неслышно к нему подошла, стоит, улыбается, своим хвостом поигрывает: то так его повернёт, то эдак, то с мордочки комариков смахнёт.
Увидел Снежок хвост тётушки Лисы и реветь перестал. Стоит смотрит на пышный хвост. Смотрел-смотрел, сорвался с места, к отцу с матерью побежал. Прибежал, посмотрел на их хвостики и сказал:
-Ай-е-хась, ой-ёо, папа с мамой у меня бесхвостные.
И, чтобы рассмотреть свой хвост, начал кружиться вокруг себя. Кружился-кружился -не увидел своего хвоста. Присел, потянул лапкой, нащупал свой хвостик-пуговку и заревел:
-Не хочу, не хочу такой хвостик! Хочу такой хвост, как у тётушки Лисы.
Уговаривают его отец с матерью, а он и слушать родителей не хочет, на весь лес кричит:
-Нирам! Нирам! Хочу-у-у! Хочу-у-у!
Тётушка Лиса подошла к нему и говорит:
-Ну, полно кричать, так и быть, подарю уж тебе свой старый хвост.
Принесла она свой старый, потрёпанный хвост и пришила к хвостику Зайчишки кедровым мятым корнем, легонько его шлёпнула, потом подтолкнула и сказала:
-Ну, побегай, похвастайся новым хвостом.
Снежок рванулся с места, побежал к отцу с матерью, обежал вокруг них, потом покрутился вокруг себя, поиграл хвостом и побежал с радостным криком в лес:
-Эй, звери-и-и, посмотрите, какой большой и красивый у меня хвост! Вы никогда не видали у зайцев таких хвостов!
А звери только смеялись над хвастуном.
Проголодался Зайчишка, схватил по пути щавелёчку. Вкусно. Дальше бежит, только хвост мелькает меж стволами деревьев. Увидал его зоркий Орёл в небе, снизился, схватил Снежка за хвост и понёс к себе на обед.
Зайчонок испугался и закричал:
-Ай-ее, ой-ёе³, что это такое? Хвост, ты куда меня несёшь?
Бьёт лапками Зайчонок, крутится на хвосте. Трепыхался-трепыхался и упал на землю. Сидит, трёт ушибленные места и говорит:
-Нет, хоть и мал хвост, да мой. Большой хвост, да чужой.
¹ Апа – берестяная люлька
² Наверхосытку – на десерт
³ Ой, что это?
Аринэ и санки оленьи рожки (Сказка)
Ситка так любил свою жену и маленькую дочь Аринэ, как любит наша Земля своё Солнце. Идёт Ситка на охоту -спешит и ног под собой не чует. Идёт с охоты под тяжёлой ношей -спи- на не гнётся к земле и лямки не давят его плечи. Придёт домой -не наглядится на свою малышку. Любуется ею -не налюбуется.
Но как день без ночи, так жизнь без утрат и печали не бывает. Пришла чёрная болезнь в избушку Ситки и забрала его жену. Сироткой осталась малютка Аринэ, дочь смелого охотника Ситки.
Любовью к Аринэ переполнено сердце охотника Ситки. Сам нянчит дочь, поёт ей колыбельные песни, а когда уходит на охоту, оставляет её доброй и мудрой бабушке Таись.
Но бьёт ли рыбу острогой Ситка, гонится ли за лосем, выслеживает ли соболя, всё думает Ситка о малютке Аринэ. «Совсем крохотная, как утёнок, слабая, лапки едва держат, а у бабушки Таись много внучат. Она, как куропатка, водит за собой выводок -семь да ещё семь внучат. Нет, плохо дело! -грустно думает Ситка. И так думает и этак думает, каждый раз плохо. -Подрастёт Аринэ, кто станет учить её одежды шить, пищу готовить? Кто древние законы ей передаст? Однако надо привести ей новую мать. Наверное, молодую нужно взять»,-размышляет Ситка.
Что одной головой надумал, то и сделал. И с бабушкой Таись не посоветовался. Из другого стойбища привёл Ситка молодую жену -крупную, красивую, с чёрными, как дно закопчённого котла, бровями, красными, как брусника, губами.
Молодая мачеха была ленива, как соболь перед ненастьем, и сонлива.
Люди стойбища прозвали мачеху Сувыннэ -Ленивая. Это беда, большое несчастье, когда жена манси ленивая. «Беда Ситке, и только,-пожалела Ситку бабушка Таись. -Ничего она делать не станет, только по гостям ходить да красоту свою показывать. О, небо! Почему хорошего человека наделяешь непутёвой, ленивой женщиной?»
Целыми днями валялась в постели Сувыннэ, грызла орешки. А маленькая Аринэ собирала в лесу хворост, носила тяжёлые вязанки к чувалу, с реки таскала воду, готовила пищу. Сувыннэ только покрикивала:
-Вари рыбу! Вари мясо! Быстрее поворачивайся! Корми меня! Садись, шей мне
платье!
Ситка ничего не знал, но с охоты всегда что-нибудь приносил своей Аринэ: то земляники, то брусники, то крупную кедровую шишку. Вечерами в лесовней юрте вырезает Ситка ложки, а для Аринэ вырежет с тонким узорным черешком.
Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому кому нож, кому иголку с ниткой, кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры.
Бабушка Таись помнила и умела вышивать узоры, которыми манси украшали свои одежды. Научилась у бабушки и Аринэ причудливым узорам и сама вышивала ушки, лапки, усы и глаза зверей.
Сидели они на тёплом солнышке, бабушка тихо напевала, ей тоненьким голоском подпевала Аринэ, а дед Портя садился рядом и тихо наигрывал на лебеде -семиструнном санквалтапе.
Чуткие и гибкие пальцы
Вышьют искристый и светлый узор,
Чтобы няры, и сахи,и малицы
Разноцветьем зажглись,
Как осенью бор!
Чтобы песни и сказки старинные
Достойное место в узоре нашли,
Листочки короткие,длинные
Шелестом лёгкого ветра вошли.
Далеко и высоко поднимаются три голоса: бабушки, внучки и священного семиструнного лебедя.
Подросла Аринэ, стала шить шапки, рукавицы, шубы и детям, и старикам.
Как-то Ситка ушёл на охоту, поднялась с постели Сувыннэ и приказала Аринэ:
-Сшей-ка мне лебяжью шубу, да поскорее. Время наступило мне в гости ходить.
Потребовала глупая, жестокая, ленивая сшить себе шубу из шкурок священных лебедей. Отец убивал их редко, чтобы принести в жертву Духам Добра и Удачи. И лебяжьи шкурки хранились в шайтанском амбаре как святыня.
-Шей,шей! -приказала мачеха.
День шьёт, второй, третий шьёт Аринэ шубу из лебяжьих шкурок, не спит. И наконец сшила необычно красивую шубу. Проснулась Сувыннэ, увидела шубу, вскочила и надела её. Надела и принялась оглядываться, осматривать себя сзади, как оглядывается Лебедь -Хотанг.
-Неси быстро чуман со светлой водой. Буду смотреть, какая я в шубе.
Долго она вертелась вокруг чумана, разглядывала себя и шубу. Вертелась, кружилась Сувыннэ, как берёста на огне. Понравилась сама себе. И пошла в гости похвастаться и разбудить в женщинах зависть.
Идёт по стойбищу Сувыннэ, оглядывается, будто живая лебедь перед дождём ощипывается, когда пёрышки расправляет и жиром смазывает. До того дооглядывалась, что споткнулась, упала и больно зашиблась. Топнула ногой Сувыннэ и зло проговорила:
-Нет, не нужна мне такая шуба. Надела её, а всю не вижу, иду и оглядываюсь.
Оглядываюсь да падаю, падаю да ушибаюсь! Заставлю мужа Ситку добыть таких лебедей, чтобы из шкурок их можно было сшить самооглядную шубу. Надену её -она сама будет оглядываться.
Вернулся Ситка с охоты. Сувыннэ надулась и говорить с мужем не хочет.
-Что с тобой, жена? -заботливо спросил Ситка.
-Я хочу, чтобы ты добыл таких лебедей, из которых я сошью самооглядную шубу.
-Да где такие диковинные лебеди живут? -спросил Ситка. -Я обошёл все урманы, но не знаю такого озера.
-Захочешь -найдёшь! -заявила Сувыннэ.
На другой день стал собираться на охоту Ситки, подготовил стрелы,сменил тетиву, нож наточил, обувь добрую надел.
-Отец, не ходи! -просит Ситку Аринэ. -Зачем убивать священных лебедей?
Бабушка Таись сказывала, что они с юга к нам приносят белое тепло и всем -и людям, и зверям -дают это тепло.
Но отец не послушался Аринэ, ушёл искать далёкое Лебяжье озеро.
Катилось солнце, катилось время. Прошли два месяца -июнь, июль -время летнего запора и копчения рыбы. Наступил август -месяц садков, когда рыбу не коптят,а сажают в садки.
А Ситки всё нет -ищет диковинных лебедей, из которых можно сшить самооглядную шубу.
-Пойду искать отца, -сказала Аринэ бабушке Таись и дедушке Порте. -Научите, куда идти, скажите, где искать.
-Без края урман, -ответил Портя. -Урман болыной. Много троп в урмане, а зверей и того больше!
-Много троп в урмане, а зверей того больше, -повторила Аринэ. -Только отец у меня один. И кроме меня, его некому искать!
-Тогда возьми мой лук, возьми мои стрелы. Вот мой нож, Аринэ. Они верно служили мне и доброму делу. И возьми ещё санки с оленьими рожками, они достались мне от деда.
-Зачем санки?-удивилась Аринэ. -Сейчас лето...
-Это волшебные санки. Садись, и они повезут тебя, куда ты прикажешь, и остановятся, когда ты коснёшься ногами земли.
Аринэ села на санки,они сразу же тронулись легко и побежали, покатились, как нарта в оленьей упряжке.
Покачиваются санки, рожками пошевеливают, пробегают по борам, болотам с кочки на кочку, а рожки -вверх-вниз, словно утки в озере ныряют. Болотные кочки клюквенным, густо-красным смехом смеются, вокруг санок кружится, голову наклоняет, ягод попробовать приглашает.
Поела морошки Аринэ, и клюквы поела,и дальше покатила.
Долго ехала Аринэ, расспрашивая тропы и деревья об отце.
Нет, никто не видел Ситку, но совет добрый давали. Подъехала к таёжной речке, остановилась, пошла по берегу Аринэ, решила узнать у речки, у берега узнать об отце. И слышит вдруг -сосны стонут. Видит Аринэ -лежат в реке сосны, оголённые корни едва-едва, из последних сил цепляются за берег, стонут сосны, теряют силы -вот-вот оторвутся от родной земли и, умерев, поплывут по реке.
-Сосны, сосны, милые, что с вами?-спрашивает Аринэ.
-Смотри, берег наш подгрыз Виткась -Пожиратель Всего,-из последних сил ответили сосны.
-Берёзки, берёзки, дайте мне веток,-подбежала к берёзкам Аринэ. -Совью верёвки и сосны подниму.
Дали ей гибких веток берёзки. Сплела Аринэ верёвки с петлями на конце, набросила петли на сосны и поставила их на берег. Сосны быстро распустили корни и крепко уцепились за землю.
-Спасибо тебе, Аринэ! Мы будем помнить твою доброту. Только хотела Аринэ сесть в санки, как услышала шум в реке. «Что такое?» -подумала девочка и увидела, как шумно и тяжело задышала река. Медленно и грузно поднимаются и опускаются её берега. Задрожал лес, река выплеснулась на берег и, словно спасаясь от кого-то, полезла в гору. Выполз из реки, с самого дна, Виткась -Пожиратель Всего: и берегов, и рек -болотисто-зелёный, скользкий, холодный, похожий на огромную лягушку.
Сверкнул Виткась страшными глазами и заревел:
-Ты зачем сюда пришла?! Я тебя сейчас съем! -выбросил свой длинный язык.
Потянулся, вздрагивая, язык Виткася к Аринэ. Отступила назад девочка, упёрлась спиной в сосну, натянула лук и пустил стрелу и ещё много стрел в пасть чудовища. Задрожал язык, мелко стал биться о берег, изгибаться раненой щукой. Не может изжевать и проглотить стрелы Виткась, стал давиться ими. Победила Аринэ Виткася.
Река вошла в своё русло, побежала спокойно, заискрилась, засветилась, словно яркие зимние звёзды упали в тёплую летнюю воду. И появилась из реки на лёгкой волне Женщина-Рыба -Кулнэ. Никто ещё не видел Женщину-Рыбу при солнечном свете, всегда она появляется лишь в лунные ночи.
Увидела Аринэ, как прекрасно у Кулнэ сверкающее серебряное тело, гибкое, как у стерляди. С головы на блестящие плечи и на маленькие руки сбегают длинной лёгкой волной изумрудно-зелёные волосы. А ног у Кулнэ не видно -покачивается она на широком серебряном хвосте. Вокруг Кулнэ поднялись на могучие хвосты осетры и стерляди, муксуны и нельмы, плавниками поддерживают волосы Женщины-Рыбы.
Смахнула Кулнэ крупные слёзы и заговорила тихо:
-Спасибо тебе, храбрая, смелая девушка. Ты освободила наш водяной дом от обжоры Виткася. Возьми от меня в подарок расшитый бусами нагрудник. -Кулнэ бросила на берег к ногам Аринэ волшебный нагрудник. -Он светит ночью лунным светом, а днём от солнца разгорается. -И Женщина-Рыба медленно погрузилась в голубовато-зелёные воды реки. Аринэ и спросить не успела о тропах,что ведут к отцу.
Начала Аринэ рассматривать волшебный нагрудник, и в рисунке его увидела она изгибы всех рек земли манси, большие и малые озёра и увидела отца на тропе,он подходил к огромному светлому озеру, окружённому кедрачом. Бросила Аринэ нагрудник в дорожный пайп-кузовок, прыгнула в санки и крикнула:
-Скорее, санки, надо спасти моего отца Ситку от несчастья. Поранив лебедя с потаённого озера, он смертельно поранит свою душу. Ни один урман не простит за лебедя ему.
И покатились, покатились санки, словно в оленьей упряжке. Долго мчалась на санках Аринэ -по урманам, по болотам и сорам. И подъехала к Хоталтуру -Светлому озеру. Видит: посреди озера плот, на плоту покачивается человек, натягивает лук, чтобы пустить стрелу в прекрасного лебедя. Узнала Аринэ отца, побежала по берегу озера.
Кричит Аринэ:
-Отец мой,Ситка! Не стреляй в лебедя! Не убивай лебедя! Отец не слышит дочери, совсем не слышит. Бежит Аринэ, а санки не отстают, катятся за Аринэ, повернулись и упёрлись в её колени. От усталости, от горькой обиды присела Аринэ на санки и заплакала.
А санки с берега спустились к озеру, прямо по воде покатились. Аринэ скорее надела волшебный нагрудник, и переливающийся свет сотен бусин, отражённый от глади воды и от солнца, вспыхнул ярко и ударил по глазам отца. Ситка опустил лук и принялся протирать глаза. Успела подъехать к нему Аринэ.
-Аринэ, дочь моя! -поразился и обрадовался отец. -Почему ты здесь, на краю нашей земли?
-Я искала тебя, отец! Ты так долго не возвращался.
Без боязни подплыла к ним лебединая стая. Самый крупный лебедь сказал:
-Тысячи лет никто из людей не мог проложить сюда тропу. Вы проложили...
Он ещё хотел что-то сказать, но вышли Ситка и Аринэ на берег озера и сели отдохнуть, поговорить.
Поднялась лебединая стая белым облаком и опустилась рядом с Аринэ. Взмахнули лебеди огромными крыльями, ударили по воде -с ног до головы обрызгали Ситку чистой озёрной водой. На глазах помолодел Ситка. Второй раз ударили лебеди по воде -обрызгали Аринэ. Её сахи стала белеть, светлеть, сверкать и превратилась в прекрасную самооглядную лебяжью шубу.
-Ты спасла нас, Аринэ, будь нашей сестрой! -громко крикнули лебеди.
Когда третий раз взмахнули крыльями лебеди -обрызгали санки с Оленьими Рожками. Поднялись санки на стройные, могучие ноги и обернулись красивым оленем с раскидистыми, ветвистыми рогами.
Достала Аринэ из дорожного кузовка нагрудник и украсила грудь Оленя.
-До свидания, Лебеди-Хотанги! -сказали Ситка и Аринэ. -До свидания, Хоталтур!
А сами отправились в стойбище.
Люди стойбища вышли встречать Аринэ с отцом.
Мачеха увидела на Аринэ самооглядную шубку, смотрит на неё жадными глазами, то поглаживает её, то старается снять её с плеч Аринэ, а сама повторяет:
-Ситка, это для меня шубка? Аринэ только так надела, да? Но Аринэ подошла к дедушке Порте, сняла шубку и сказала:
-На, дедушка, снеси её в священный шайтанский амбар, пусть она висит там. Наши женщины никогда не будут шить и носить шубки из шкурок священных лебедей.
Все люди стойбища сказали:
-Правильно сделала Аринэ! Пусть её дни будут чисты и белы!
А жестокая, глупая мачеха от зависти почернела и умерла.
¹Сахи - женская одежда из оленьих шкур, внутрь мехом.
Сынок с оленье ушко (Сказка)
Семь дней и семь ночей не спал, не ел -гнался за соболем охотник Перко. Соболь бежал в густые перховники¹ -Перко за ним шёл. Соболь затаивался за болотными кочками -Перко и тут выслеживал его. Соболь уходил в многолетний кедровник -Перко тоже за ним. На восьмой день след привёл охотника Перку в дремучий, непроходимый урман, где во все века жил Вор-Хум -Леший со своей Лешачихой.
Смотрит Перко-охотник: весь снег покрыт звериными тропами. Поднимет голову -везде на деревьях видны гнёзда: посмотрит под деревья -всюду выходы и входы в норы и норки. Обрадовался Перко, решил костёр развести да вскипятить чай. Спустился к речке, пробил во льду лунку, чтобы набрать воды, а в лунке рыбы густо, как в котле. И решил Перко тут устроить своё кочевье.
На крутом берегу речушки Них Я -Черёмуховой речки -срубил Перко-охотник лиственничную избушку -вор-кял и поселился в ней с сестрой Пеклой. Прозрачная, вкусная вода Них Я, с привкусом смородины и брусники, Пекле тоже понравилась.
Ловкий, смелый Перко как свою ладонь узнал урман и повадки зверей. Всегда Перко возвращался к очагу-чувалу с богатой добычей.
Вор-Хум сердился. Сердце у него чернело от зависти, что Перко много добывает разных зверей.
-Я -хозяин! Один хочу зверовать! Прогоню из своего урмана Перку. А захочу -пущу на Перку чёрный огонь. Захочу -превращу его в пустой чёрный пень!
С тех пор изо дня в день принялся Леший изводить Перку-охотника, выживать из урмана.
Однажды возвращался Перко с богатой добычей. На лёгких санках-нартах по узкой тропе тащил за собой охотник сохатого. Увидел его Вор-Хум, и выросла посреди тропы огромная ель -не обойти. Остановился под елью Перко, а Вор-Хум обернулся плотной кухтой²-снегом-инеем и тяжёлым сугробом обрушился на охотника, засыпал его с головой.
Долго выбирался из-под снега Перко, а Вор-Хум превратился в большую Чёрную Птицу с Железным Клювом -Керняльп Люль-Вуй. Взмахнула огромными крыльями злая птица, присела на лосиную тушу, железным клювом и когтями разодрала мясо, проглотила, а кости раскидала по лесу.
-Ай-е! Астюх! -воскликнул Перко-охотник. -Да что это, точно холодной водой меня кто-то облил и руки мне застудил. И я не успел стрелу пустить в Чёрную Птицу с Железным Клювом.
Вернулся Перко с пустой нартой.
В другой раз возвращался Перко с добычей. Увидел его Вор-Хум, превратился в Выскоря -вывернутый пень и забрался под нарту. Ожили длинные корни, превратились в корявые пальцы-крючки; бороздит, цепляется Выскорь³ за каждую снежинку, за сугроб, за каждый сучок и скрытый пенёк хватается Выскорь.
Перко тянет на себя нарту, а нарта ни с места,словно пристыла к снегу. Маялся маялся Перко, совсем силы потерял.
-Ай-е! Да что же это?! -подумал вслух Перко. -Дай-ка переверну нарту вверх полозьями. Мороз крепкий, а снеглипнет, с места нарту не стащишь!
Перевернул Перко нарту и принялся изо всех сил бить палкой по полозьям. Три раза... пять... потом ещё семь раз ударил и услышал страшный крик:
-Аю-аю! Ой, больно, больно мне.
Потом увидел Перко, как из-под нарты вывернулся Выскорь-Люльив°, со стоном пополз в сторону и быстро-быстро, на глазах, зарылся в глубокий снег. Перко бросился за Выскорем, да не отыскал, а из-под снега слышалось, как Вор-Хум -Леший тоненько поскуливает:
-О, больно мне!
-Белые Светы! -удивился Перко. -Не иначе, как Леший в тот Выскорь обернулся. Пусть ещё раз в кого обернётся, сразу поймаю.
-Не справиться мне с Перкой! -пожаловался Вор-Хум.
Подумала Лешачиха и говорит:
Перко-охотник целыми днями пропадает на охоте. Сестра его, красавица Пекла, остаётся дома одна. В одиночестве всегда приходят страшные мысли. Надо замутить ум Пеклы.
-Как замутить ум Пеклы?-не понял Вор-Хум.
-Ты разве не знаешь древних законов манси, Вор-Хум? Разве ты не знаешь, сколько древних запретов у женщин-манси? Надо направить мысли Пеклы на запретное. Раз нарушит запрет, два нарушит, а на третий раз Перко её выгонит и сам уйдёт.
А Пекла часто оставалась одна. Переделает все дела, присядет у огня и думает: «Тяжело мне одной из леса дрова носить, воду из Нихьи таскать, глину доставать и чувал поправлять. Трудно пушнину выделывать, кожи мять и одежды шить, мясо сушить, рыбу вялить».
Задумается Пекла и незаметно для себя запоёт:
Был бы сын у меня -
В платок бы его завернула,
К груди прижала,
Ручонки согрела,
Вкусную сурвяку
Из муки, рыбьего жира и брусники
Ему бы сварила,
Спать бы его положила
И песней своей бы накрыла...
Вор-Хум тут и принялся ум Пеклы мутить. Возле избы Перки высоко над землёй,на четырёх срубленных соснах, стоял священный шайтанский амбар, где на полках покоились Акынь -идолы, божки, что приносят счастье и удачу на охоте. На стенах амбара висели жертвенные нагрудники, украшенные бисером, золотыми и серебряными пряжками, огромные цветные шали с длинными кистями, с крошечными шеркунцами-колокольчиками на концах кистей. Под страхом смерти древние законы запрещали женщине ходить в священный амбар и трогать жертвенные вещи.
Со всех четырёх сторон несётся шёпот:
-Иди, иди, Пекла, в шайтанский амбар, примерь, примерь, Пекла, жертвенные халаты, шали и нагрудники...
-Ой, кто это мутит мой ум?-испугалась Пекла, бросилась к двери, закрыла на запор, а голос всё настаивает, зовёт её в амбар.
Громко запела Пекла песню, заплясала, притопывая звонко, чтобы заглушить, отогнать страшные думы. На другой день снова услышала шёпот:
-Пекла, свари оленью голову, попробуй хоть раз запретное.
Не помнит Пекла, как сварила оленью голову, достала её, поставила чашку с головой на стол и принялась есть. Дверь заскрипела,и послышался противный голос:
-Ай-е-е, Пекла! Одна ты ешь! Почему? Отчего ты меня не приглашаешь?
-Если пришёл -садись за стол! -ответила Пекла.
Повернулась она к двери и увидела на пороге своей избы маленького сморщенного Старика Длиной с Зайца -Анщих Сисьва Пялт. Он уже переступил на седьмую половицу, а уши его ещё на пороге. Старик Длиной с Зайца сел за стол, притянул свои
уши к себе и кинул их на лавку. Пекла перестала жевать.
-Астюх! Холодно мне! -прошептала она. -Что это за нечистый дух?
А Старик Длиною с Зайца схватил оленью голову и впился в неё острыми зубами. Губа верхняя у Старика разошлась надвое, одна потянулась к левому уху, другая -подпрыгнула к правому. Вместе с костями проглотил голову, облизнулся и отёр губы и руки длинными ушами. Встал из-за стола, тряхнул ушами так, что снег с крыши осыпался, взял с полки санквалтап-семиструнный лебедь и заиграл. Запели весенними птицами струны, закружилась голова у Пеклы, ноги сами понесли девушку в пляс.
О, как плясала Пекла! Как бабочка над нежными цветами, как комарик перед дождём. Плясала, плясала. Упала Пекла.
Проснулась утром -ничего не помнит. Хочет руку поднять -тяжела, как камень. Хочет встать -не может, тяжелы ноги, словно вросли корнями в землю. День лежит -не шелохнётся, два лежит -не шевельнётся. Хочет пить -до воды не дотянуться. Заплакала Пекла:
-Торум Вайлын, ты видишь меня, Свет Небесный? Ты видишь меня, Белый, Светлый День! Ай-е! Великий Шайтан! Почему ты не дашь мне сына, Великое Небо?! Ты видишь, некому воды подать.
Но Великое Небо молчало.
Поднялась Пекла, пошла в лес и принялась собирать хворост. Принесла вязанку и бросила её у чувала. Мёрзло ударился и хрустнул хворост, рассыпался, и услышала Пекла голосок:
-Ой, больно! Почему, мама, ты меня ушибла?
Испугалась Пекла, задрожала.
-Сюкум, согрей меня.
К хворосту низко наклонилась Пекла и увидела на сухой ветке зелёную-зелёную почку. Осторожно взяла её в ладони Пекла, задышала тепло и прижала к груди. Почка развернулась, и Пекла увидела мальчика с оленье ушко.
-Сыночек мой! Ты совсем крохотный -с оленье ушко.
Завернула Пекла сына Ондрэ в яркий, как ягодник, платок, разожгла огонь, приготовила самое лучшее лакомство -сурвяку. Накормила Ондрэ,убаюкала и за чувал спать уложила.
Вернулся с охоты Перко и не узнал сестру.
-Исюм! Что с тобой? Весела, красива, словно весенний цветок!..
Нет, Перко! Я такая как всегда.
А Сынок с Оленье Ушко рос день ото дня, вырастал на глазах и наполнял силой и здоровьем Пеклу.
И вновь принялся Вор-Хум туманить ум Пеклы, опять подговорил Старика Длиною с Зайца погубить её.
Сварила Пекла оленью голову, стала есть её, и задрожала земля, и снова появился Старик Длиною с Зайца, вырвал из рук Пеклы голову и проглотил с костями. Но не успел он заиграть на санквалтапе, выскочил из-за чувала Ондрэ -Сынок с Оленье Ушко, схватил стрелы и натянул боевой лук Перко. Пронзила насквозь стрела Старика Длиною с Зайца. Взял его Ондрэ за длинные уши и далеко забросил в урман, чуть не зашиб Вор-Хума. Обрадовалась Пекла -растёт защитник. Обняла она Ондрэ и сказала:
-Принёс ты мне радость, сынок. Только боюсь я: вернётся с охоты дядя твой -Перко -и рассердится. Не велит мне закон иметь сына. Вдруг рассердится Перко и уведёт тебя в лес? Как он вернётся, ты сиди тихонько за чувалом и не показывайся.
Вернулся Перко с охоты, сидит за столом, а Пекла суетится, прячет глаза, просит прощения:
-Брат мой, прости, не сумела наловить крупной рыбы, поешь сегодня мелкую. А завтра добуду... -не успела договорить, как за дверью услышала голос Ондрэ:
-Мама... мама, открой двери. Спускался я в прорубь, и смотри, рогатую щуку поймал!
Испугалась Пекла, выбежала на улицу, выхватила из рук сына огромную рогатую щуку, что приносит в дом голод и тяжёлые болезни. Пекла далеко забросила рыбину,завернула Ондрэ в свою шубу и незаметно пронесла за чувал.
-Исюм, младшая сестра моя! -Перко сделал вид,что ничего не слышал, ничего не видел. -Кто это постучал в нашу дверь?
-То ветер играет, прилетел, постучал и улетел, -ответила Пекла. -Ложись спать, брат, я сон твой поберегу.
Улыбнулся Перко и заснул.
...Растёт Ондрэ быстро, скоро не уместится за чувалом. А Пекла не знает, как ей быть: что брат решит, когда увидит Ондрэ?
Усталый вернулся Перко, бросил в угол связку беличьих шкурок.
-Как охота, брат? -закружилась вокруг него Пекла. -Садись, раздену, разую тебя.
Посадила брата за стол, а лучину не зажгла, жарник не засветила.
Удивился Перко:
-Ты почему, сестра, огонь не добыла?
-Берёзовый лучины не нащепала, а сосновая чадит шибко.
Не успел Перко ответить, как в дверь постучали и голос раздался:
-Мама, мама!.. Открой дверь, я берёзовое полено принёс тебе на лучину!
Испугалась Пекла, выбежала за дверь, хотела вырвать из рук Ондрэ полено, да не смогла. В темноте затолкнула мать сына за чувал.
Усмехнулся Перко-охотник.
-Сестра,-обратился к ней Перко,-зажигай сосновую лучину, пускай чадит. Мне бродни нужно латать -прохудились.
Взмолилась Пекла:
-О, Белый, Светлый День, когда же ты наступишь? Что за нужда при лучине бродни чинить? Что за нужда тебе глаза слезить? Наступит утро -в светлости и залатаешь.
Настежь распахнулась дверь. Вбежал в избу Ондрэ, засунул руку за пазуху, яркую звезду достал и положил на стол. Тесно свету в избе охотника, Перко и Пекла глаза ладонями закрыли.
-Сынок Ондрэ! Накинь платок на этот яркий свет, а то выжжет он в глазах свет дневной!
-Дядя мой, Перко, мать моя, откройте глаза, к свету быстрее привыкаешь, чем к тьме.
Открыл глаза Перко, засмеялся свободно и радостно:
-Исюм, сестра моя, мы станем жить совсем по-иному, чем жили наши предки. Сын твой, Пекла, мой племянник, пусть станет и моим сыном. И Ондрэ будет жить иначе, если он с малых лет не к костру жмётся, а звёзды достаёт с небес.
-Ты научи его всему, что должен знать и уметь мужчина,-попросила Пекла.
-Да! -ответил Перко. -Он станет Великим Охотником. И Перко-охотник научил Ондрэ делать лыжи-снегоступы, оперять острые стрелы, туго натягивать тетиву верного лука, раскрывать потаённость звериного следа, великую мудрость леса.
Вырос Ондрэ, каждый день проводил в лесу. Слышал, как просыпается лес, как гудят соки в стволах кедров, как медленно нарастают кольца, словно из сердцевины разбегаются волны. Соболя и белку он не сбивал стрелой, а снимал рукой с дерева. А лося он валил, схватив за рога, и на бегу догонял волков.
Вор-Хум и Лешачиха уходили всё глубже и глубже в урман, а тот светлел, очищался от духов, от буреломов. Очищал лес и реки Ондрэ, и лес здоровел, отдавая здоровье всему живущему.
Узнали манси с Конды и Сосьвы, что Ондрэ высветил урман, и стали заселять его. А защищал их от всех бед сын Пеклы Ондрэ -Сын с Оленье Ушко.
¹ Перховник – кустарник, густое мелколесье
² Кухта – снег на ветках
³ Выскорь – злой лесной дух, похожий на вывороченный пень с длинными корнями
° Люль – плохой, дурной.
Зайчонок и комполэн (Сказка)
Подрос Зайчишка Хочу-Не-хочу и теперь без отца и матери гулял в лесу. Как-то возвращался домой и повстречал в лесу голодного Колонка. Колонок облизнулся, оскалил острые зубы, выпустил сильные когти и бросился на Зайчонка.
Зайчонок не оробел. Он прыгнул через Колонка и помчался. Бежал-бежал,чуть не наскочил на Лося.
- Ты что, малыш, носишься как угорелый? Чуть с ног меня не сбил,- пошутил Лось.
- Дядя Лось, спрячь меня! За мной гонится Колонок,- задыхаясь от бега, прошептал Зайчонок.
- Знаю, знаю я эту соболиную породу. Им бы только обижать добрых зверей,- ответил Лось. - Но ты, малыш, не бойся, Колонок сюда не придёт, он слыхал о моих рогах и копытах.
Посмотрел Зайчонок на красивые, сильные рога Лося, на его копыта и подумал: «Хорошо иметь такие крепкие копыта и сильные рога». Он печально вздохнул и спросил Лося:
- Дядя Лось,а ты никого не боишься?
А кого мне бояться? Я никого не пугаю, никого не обижаю, и меня никто не трогает.
Опустил Зайчонок глаза и тихо сказал:
- Я бы тоже хотел никого не бояться, а всех боюсь. Это, наверное, потому, что нет у меня копыт на лапках и рогов на голове.
- Это ты, малыш, напрасно так говоришь. Тебе даны длинные, увёртливые ноги. Это совсем неплохо. - И добавил: - Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.
- Я хочу, чтобы у меня были такие рога, как у тебя, дядя Лось.
- Зачем тебе такие рога?
- А я хочу,чтобы все меня боялись.
- Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят,- сказал Лось.
Подумал Зайчонок и сказал:
- Нет, я не хочу, чтобы от меня уходили друзья.
Добрые, мудрые слова Лося успокоили Зайчонка. Он сказал Лосю спасибо и побежал домой.
Но разговор Зайчонка с Лосем подслушал злой Болотный Дух Комполэн¹ и решил посмеяться над малышом.
Комполэн обернулся Лосем и вышел навстречу Зайчонку:
- Малыш, я думал-думал и надумал подарить тебе свои прошлогодние рога. Пойдём в Маленький бор, там лежат мои рога.
Пришли они в бор. Комполэн сделал ногой ямку в земле, поставил над ямкой рога и сказал:
- Ну вот, ложись в ямку, прижмись головой к рогам и жди, пока они прирастут к твоей голове.
Ушёл Комполэн в тёмный лес и громко захохотал. Долго хохотал над глупым Зайчонком.
Зайчонок лежал-лежал, устал, есть захотел. Ну-ка думает, пошевелю головой, может, уже рога приросли. Только он пошевелил головой, рога упали и придавили уши Зайчонка. Он застонал от боли и начал, упираясь всем телом в землю, тянуть из-под рогов уши. А уши только растягиваются.
Измучился Зайчонок, потерял последние силы и заплакал.
Недалеко от того места, где лежал и плакал бедный обманутый Зайчонок, мама Мышь со своими детьми прогуливалась. Услышала она голос Зайчонка и пришла к нему.
-Ах, бедняжка! - сказала она и крикнула своим детям: - Дети, скорее залезайте под голову Зайчонка, выгребите землю из-под его ушей!
Мышата выгребли землю, углубили ямку, освободили ушки Зайчонка. А Зайчонок с тех пор хорошо запомнил Комполэна и не верил ему.
¹ Комполэн – Болотный Дух – получеловек-полузверь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Акань » - кукла коренных народов севера
1 2 3 4
5 6 9 8 7
10
А увэли – хорошенькая девчоночка , Аувэль инки – озорная девчонка , Плэнки – мышь , Кучер ики – бурундук , Ок ики – лиса , Нёрм нэ Бора - молодая женщина , Воч нэ – городская женщина . Давайте назовем свои обереги именами ханты и манси. Вы обереги сделали для себя и ваших детей. Пусть они хранят Вас от злых духов.
С праздником вас, дорогие дети и взрослые!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказительница: Анна Митрофановна Конькова
Анна Митрофановна Конькова родилась 28 июля 1916 года в селе Евра Кондинского района (бывшей Пелымской волости Екатеринбургской губернии).
Каждый другом силен Как окунь полосатым стал Хочу, не хочу Жадная Тэряйка Зайчонок и Комполэн Маснэ и Зайчонок В сборник Анны Митрофановны Коньковой "Сказки бабушки Аннэ" вошли следующие сказки:
Хочу не хочу (Сказка)
Как окунь полосатым стал (Сказка )
Каждый другом силён (Сказка) «… мать сыну сказала: — Сынок, добро делаешь — не кайся, а худом — не похваляйся.»
Маснэ и зайчонок (Сказка) «… Маснэ дружила с зайчонком. Каждое утро, только солнце осветит землю, обсушит росу, Зайчонок уже бежит к Маснэ.»
Зайчонок и Комполэн (Сказка) - Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят, - сказал Лось.
Жадная Тэряйка (Сказка)
ВИКТОРИНА. 1.В какой сказке и кто говорит? «Хоть и мал хвост да мой. Большой хвост да чужой» («Хочу не хочу». Зайчонок Снежок) 2.А какие любимые слова были у зайчонка Снежка? (Хочу. Не хочу)
3.Кто это и из какой сказки? Драчун и забияка, Живет в воде, Полоски на спине И щука не проглотит. (окунь) 4.Почему у окуня полоски на спине? («Как окунь полосатым стал». Утята били окуня хворостинами, чтобы он отпустил хвост выдренка. И от ударов на его спине оставались полоски.)
5.Согласны ли вы, что смысл сказки «Каждый другом силен» раскрыт уже в её названии? (Выдренок спасает зайчонка от лисы. На пеньке по воде перевозит к другому берегу.) 6. Почему мама сказала зайчонку: «Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.» (Потому что зайчонок сказал: «За что спасибо? За что я его тогда спас?»)
7.В сказке «Мансэ и Зайчонок» бабушка говорит: «И мала, и хрупка, а сила в ней велика». О чем это она говорит? (Иголка) 8.Кому и что сшила Мансэ? (Новый халат с ершовыми узорами Ершу)
9. Почему лось сказал Зайчонку Хочу не хочу: «Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят.» ( «Зайчонок и Комполэн» Зайчонок хотел такие рога, как у лося, чтобы его все боялись). 10. Кто подарил рога Зайчонку? (Комполэн болотный дух)
15. Почему и кто поймал и съел жадную мышку Тэряйку? («Жадная Тэряйка» Она сильно объелась, поэтому плохо передвигалась и не смогла грести веслами. Съел её Филин)
http://www.finnougoria.ru/logos/child_lit/1379/ - сказки и иллюстрации к сказкам http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/viktorina-po-skazkam-babushki-anne - Таминдарова Линиза Мадисовна , вопросы по прочитанным сказкам Анны Коньковой http://wiki-sibiriada.ru/index.php/ Читательский_дневник/Сказки_бабушки_Аннэ Обложка книжки и названия сказок Ресурсы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири и Дальнего Востока
Для реализации темы самообразования была собрана картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»
приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...
Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."
Информационно-творческий долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...
Педагогический проект «Этнос малочисленных коренных народов Севера, Быль или реальность»
Ознакомление обучающихся с историей с ее традициями, праздниками и ремеслами КМНС;-обучение навыкам прикладной деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;- формирование ак...
Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".
Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проя...
Конспект непосредственной-образовательной деятельности в старшей группе «Коренные народы Сахалина. Нивхи и их традиции»
Цель: систематизировать представление о коренном народе Сахалинской области – нивхах, познакомить с традиционным укладом жизни, преданиями, обрядами и праздниками аборигенов в зависим...