Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."
проект (старшая, подготовительная группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет.

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_korennye_narody_severa.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия» ,д/с «Солнышко».

Гусева Наталья Валерьевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия»

д/с «Солнышко»

 «Коренные народы Севера:
уникальность быта и традиции»

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет

Автор проекта:

воспитатель

  Гусева Наталья Валерьевна

Паспорт проекта

Название проекта: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции»»

Автор проекта: Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель дошкольной группы д/с «Солнышко» МАОУ №5 «Гимназия»

Тип проекта: Информационно – творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 месяца.

Участники проектов: воспитанники, родители (законные представители), музыкальный руководитель.

социальные партнеры МАУ «Регионального  историко-культурного и экологического центра», городское отделение общественной организации «Спасение Югры».

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.  

 Задачи проекта: Продолжать знакомить  детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни.

Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Развивать творческую активность детей в изготовлении творческих работ

Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси.

 Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?

Предполагаемый  результат:  

Дети:Обогащение  знаний детей о культуре,  традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.   Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.   Желание играть в национальные игры народов Югры.  Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители: Раскрытие творческих способностей в семье.  Ощущение личной сопричастности к образованию и  воспитанию  своего ребѐнка.  Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

Итог проекта: участие в праздничном концерте посвященном Дню округа в «Гимназии», выставка творческих работ, участие в городском конкурсе «Заповедными тропами края родного», обобщение материала проекта в тематическую папку, отчет о реализации проекта в виде презентации, картотека подвижных игр народов Севера.

Сроки и этапы реализации проекта:

3месяца, октябрь -  декабрь2016

1 этап –  организационно – подготовительный

2  этап – исследовательский, практический

3  этап – аналитический, результативный

Актуальность проекта:

  Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.      

 Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.      Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.  

  Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.      

Ставя перед собой задачу, воспитать у детей любовь к земле, на которой они живут, необходимо подвести их к пониманию, что наш край – это частица большой страны. Любовь к своему Отечеству, гордость за свой народ, свою страну должна сочетаться с уважительным отношением к культуре других народов, каждому человеку в отдельности.

  Мы выдвинули гипотезу:  приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как  наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.

Свою работу над проектом я начала с проведения диагностики. (Приложение 1). По результатам анкетирования и бесед с детьми я выявила, что дети недостаточно  знают о крае, в котором они живут, о коренных народах ханты и манси, об их быте и традициях. Одной из причин, по моему мнению, является недостаточность информации в семье, низкая заинтересованность детей и родителей в изучении данных вопросов. Таким образом –родители тоже стали участниками проекта.  

 

План реализации проекта

Образовательная область, форма работы

Совместная деятельность

педагога с детьми

Организация развивающейся среды для самостоятельной  и образовательной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Итог проекта

Познавательное развитие 

(Беседы, нод, ТСО)

-«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»

-Одежда народа ханты

-Утварь народа ханты

-Традиции народа ханты

-Праздники народа ханты

-Оформление тематических папок, презентаций  по темам

- Привлечение родителей к организации выставки «Хантыйский уголок»

Презентация о реализации проекта «Коренные народы Севера: уникальность  быта и традиций»;

-творческие работы детей совместно с родителями;

-картотека подвижных игр;

-мастер-классы «Кукла Акань»,

«Кукла Акань-оберег закрутка», «Рукавичка», «Хантыйский оберег «Глухарка сна»

- участие в концерте посвященном Дню округа.

Речевое развитие

(чтение, рассказывание, заучивание)

-Разучивание стихотворений о нашем крае из сборника стихов Лилии Такташевой

-Чтение художественной литературы «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок»,  «Богатырь и кедровое зёрнышко»  «Гордый олень»  «Кукушка»

 

-Подбор литературы по теме проекта

- Консультация для родителей «Обычаи и праздники народа ханты и манси»

Художественно-эстетическое развитие

(нод, беседа, тсо, участие в конкурсах, мастер-класс)

-Рисование орнаменты и узоры

- коллективная аппликация «Зима в стойбище»;

- просмотр мультипликационных фильмов о серном народе;

-участие в творческом конкурсе «Моя Югра» на муниципальном уровне;

-участие в городском творческом  конкурсе «Заповедными тропами края родного»

-участие в мастер-классе «Кукла Рябинка» с привлечением общественной городской  организацией «Спасение Югры»

-Оформление папки «Орнаменты и узоры народов ханты»;

 -Подбор мультфильмов по теме проекта;

- составление мастер-классов «Кукла Акань»,

«Кукла Акань-оберег закрутка», «Рукавичка», «Хантыйский оберег «Глухарка сна»

Предложить родителям принять участие  в оформление выставки творческих работ «Моя Югра»

Физическое развитие

-Разучивание хантыйских народных игр «Важенка и оленята», «Хейро», «Перетягивание палки» и др.

Оформление картотеки подвижных игр  «Народные игры ханты и манси»

Предложить родителям использовать народные игры ханты и манси вовремя проведения семейных праздников, детских дней рождений

Социально-коммуникативное развитие

-Посещение МАУ «Регионального  историко-культурного и экологического центра», проведение мастер-класса «Кукла Рябинка» совместно с городским отделением общественной организации «Спасение Югры»

-подготовка к участию в концерте посвященному Дню округа

-фото-отчёт об экскурсии в музей и проведение мастер-класса «Кукла Рябинка»

Привлечение родителей к поездке в краеведческий музей МАУ «Регионального  историко-культурного и экологического центра»;

Привлечение родителей к пошиву хантыйского национального костюма

   

Используемая литература:

  1. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: книга для воспитателя детского сада.- М. : Педагогика,1986.
  2. Гончарова, Е.В.. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей: Учебное пособие / Под общей редакцией Гребенюк, Г.Н..- Тюмень, 2000.
  3. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  4. Кулемзин, В.М. и др. Игры детей обско-угорских народов: Под ред. Е.А. Немысовой-1999 г.
  5. Мартынова, Е.П. Очерки истории и культуры ханты.-М,1998.
  6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М: Просвещение, 2002.
  7. Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты).- Мегион, 1995.
  8. Сапрыкина, А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей. – Екатеринбург, 2003.
  9.  Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991
  10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.
  11. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
  12.  Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.
  13.  Югра: региональный журнал, 2013 г.

 Интернет ресурсы:

- Xant.net.ru/

- Ru/Wikipedia.org/wiki/

 

   Приложение 1

Диагностическая беседа с детьми

Материалы: географический глобус, карта России

Вопросы для обсуждения с детьми:

Ответы:

Что это за шар?

Глобус

Что такое глобус?

Глобус -  это макет нашей  Земли

Почему суша разрисована разными красками? Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Это разные государства на планете Земля

Какие государства вы можете назвать?

Америка, Турция, Китай и т. д.

Как   называется наша страна?

Наша страна - Россия,  Российская Федерация

Как называется главный город страны России?

Город Москва.

Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

Как называется то место, где  родился человек и живёт?

Родной край

Это большая или малая Родина?

Это малая Родина.

Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Наша малая Родина называется - Югра

А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Он находится на севере нашей страны.

Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?

Город Ханты - Мансийск

Как называются коренные народы проживающие на территории нашего округа?

Ханты и Манси

Как называется жилище ханты и манси?

Чум

Где ханты готовят пищу?

В чувале

Где хранят припасы?

В лабазе

Как добывают пищу?

Занимаются рыболовством и оленеводством, охотой

Какие традиционные праздники народов ханты и манси вы знаете?

Медвежий праздник, вороний  праздник, праздник оленеводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспит...

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".

          Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проя...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...