Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."
проект (старшая, подготовительная группа)
Информационно-творческий долгосрочный проект для детей 5-7 лет.
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_korennye_narody_severa.docx | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия» ,д/с «Солнышко».
Гусева Наталья Валерьевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия»
д/с «Солнышко»
«Коренные народы Севера:
уникальность быта и традиции»
Информационно-творческий долгосрочный проект для детей 5-7 лет
Автор проекта:
воспитатель
Гусева Наталья Валерьевна
Паспорт проекта
Название проекта: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции»»
Автор проекта: Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель дошкольной группы д/с «Солнышко» МАОУ №5 «Гимназия»
Тип проекта: Информационно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 месяца.
Участники проектов: воспитанники, родители (законные представители), музыкальный руководитель.
социальные партнеры МАУ «Регионального историко-культурного и экологического центра», городское отделение общественной организации «Спасение Югры».
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи проекта: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни.
Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
Развивать творческую активность детей в изготовлении творческих работ
Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?
Предполагаемый результат:
Дети:Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры народов Югры. Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Родители: Раскрытие творческих способностей в семье. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребѐнка. Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
Итог проекта: участие в праздничном концерте посвященном Дню округа в «Гимназии», выставка творческих работ, участие в городском конкурсе «Заповедными тропами края родного», обобщение материала проекта в тематическую папку, отчет о реализации проекта в виде презентации, картотека подвижных игр народов Севера.
Сроки и этапы реализации проекта:
3месяца, октябрь - декабрь2016
1 этап – организационно – подготовительный
2 этап – исследовательский, практический
3 этап – аналитический, результативный
Актуальность проекта:
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Ставя перед собой задачу, воспитать у детей любовь к земле, на которой они живут, необходимо подвести их к пониманию, что наш край – это частица большой страны. Любовь к своему Отечеству, гордость за свой народ, свою страну должна сочетаться с уважительным отношением к культуре других народов, каждому человеку в отдельности.
Мы выдвинули гипотезу: приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.
Свою работу над проектом я начала с проведения диагностики. (Приложение 1). По результатам анкетирования и бесед с детьми я выявила, что дети недостаточно знают о крае, в котором они живут, о коренных народах ханты и манси, об их быте и традициях. Одной из причин, по моему мнению, является недостаточность информации в семье, низкая заинтересованность детей и родителей в изучении данных вопросов. Таким образом –родители тоже стали участниками проекта.
План реализации проекта
Образовательная область, форма работы | Совместная деятельность педагога с детьми | Организация развивающейся среды для самостоятельной и образовательной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | Итог проекта |
Познавательное развитие (Беседы, нод, ТСО) | -«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты» -Одежда народа ханты -Утварь народа ханты -Традиции народа ханты -Праздники народа ханты | -Оформление тематических папок, презентаций по темам | - Привлечение родителей к организации выставки «Хантыйский уголок» | Презентация о реализации проекта «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»; -творческие работы детей совместно с родителями; -картотека подвижных игр; -мастер-классы «Кукла Акань», «Кукла Акань-оберег закрутка», «Рукавичка», «Хантыйский оберег «Глухарка сна» - участие в концерте посвященном Дню округа. |
Речевое развитие (чтение, рассказывание, заучивание) | -Разучивание стихотворений о нашем крае из сборника стихов Лилии Такташевой -Чтение художественной литературы «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок», «Богатырь и кедровое зёрнышко» «Гордый олень» «Кукушка»
| -Подбор литературы по теме проекта | - Консультация для родителей «Обычаи и праздники народа ханты и манси» | |
Художественно-эстетическое развитие (нод, беседа, тсо, участие в конкурсах, мастер-класс) | -Рисование орнаменты и узоры - коллективная аппликация «Зима в стойбище»; - просмотр мультипликационных фильмов о серном народе; -участие в творческом конкурсе «Моя Югра» на муниципальном уровне; -участие в городском творческом конкурсе «Заповедными тропами края родного» -участие в мастер-классе «Кукла Рябинка» с привлечением общественной городской организацией «Спасение Югры» | -Оформление папки «Орнаменты и узоры народов ханты»; -Подбор мультфильмов по теме проекта; - составление мастер-классов «Кукла Акань», «Кукла Акань-оберег закрутка», «Рукавичка», «Хантыйский оберег «Глухарка сна» | Предложить родителям принять участие в оформление выставки творческих работ «Моя Югра» | |
Физическое развитие | -Разучивание хантыйских народных игр «Важенка и оленята», «Хейро», «Перетягивание палки» и др. | Оформление картотеки подвижных игр «Народные игры ханты и манси» | Предложить родителям использовать народные игры ханты и манси вовремя проведения семейных праздников, детских дней рождений | |
Социально-коммуникативное развитие | -Посещение МАУ «Регионального историко-культурного и экологического центра», проведение мастер-класса «Кукла Рябинка» совместно с городским отделением общественной организации «Спасение Югры» -подготовка к участию в концерте посвященному Дню округа | -фото-отчёт об экскурсии в музей и проведение мастер-класса «Кукла Рябинка» | Привлечение родителей к поездке в краеведческий музей МАУ «Регионального историко-культурного и экологического центра»; Привлечение родителей к пошиву хантыйского национального костюма |
Используемая литература:
- Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: книга для воспитателя детского сада.- М. : Педагогика,1986.
- Гончарова, Е.В.. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей: Учебное пособие / Под общей редакцией Гребенюк, Г.Н..- Тюмень, 2000.
- Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
- Кулемзин, В.М. и др. Игры детей обско-угорских народов: Под ред. Е.А. Немысовой-1999 г.
- Мартынова, Е.П. Очерки истории и культуры ханты.-М,1998.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М: Просвещение, 2002.
- Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты).- Мегион, 1995.
- Сапрыкина, А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей. – Екатеринбург, 2003.
- Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991
- Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
- Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.
- Югра: региональный журнал, 2013 г.
Интернет ресурсы:
- Xant.net.ru/
- Ru/Wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Диагностическая беседа с детьми
Материалы: географический глобус, карта России
Вопросы для обсуждения с детьми: | Ответы: |
Что это за шар? | Глобус |
Что такое глобус? | Глобус - это макет нашей Земли |
Почему суша разрисована разными красками? Что обозначают эти разные цвета на глобусе? | Это разные государства на планете Земля |
Какие государства вы можете назвать? | Америка, Турция, Китай и т. д. |
Как называется наша страна? | Наша страна - Россия, Российская Федерация |
Как называется главный город страны России? | Город Москва. |
Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. | |
Как называется то место, где родился человек и живёт? | Родной край |
Это большая или малая Родина? | Это малая Родина. |
Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? | Наша малая Родина называется - Югра |
А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ? | Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. |
Где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России? | Он находится на севере нашей страны. |
Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа? | Город Ханты - Мансийск |
Как называются коренные народы проживающие на территории нашего округа? | Ханты и Манси |
Как называется жилище ханты и манси? | Чум |
Где ханты готовят пищу? | В чувале |
Где хранят припасы? | В лабазе |
Как добывают пищу? | Занимаются рыболовством и оленеводством, охотой |
Какие традиционные праздники народов ханты и манси вы знаете? | Медвежий праздник, вороний праздник, праздник оленеводов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.
Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспит...
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»
Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...
Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".
Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проя...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...