Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".
проект (старшая группа)
Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект региональный компонент | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".
Тип проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Охваченные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность:
Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран.
Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.
Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.
Постановка проблемы.
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.
Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО, расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень включённости родителей в организацию образовательного процесса, расширятся знания о жизни и быте хантов и манси.
Новизна проекта: комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Цель: формирование представлений детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.
Задачи:
-Развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, традициям;
-Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;
-Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;
-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;
-Закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;
-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
-определение целей и задач проекта;
-подбор материала, необходимого для реализации проекта (иллюстрации, презентации, книги и т.д.);
-создание папки – передвижки для родителей: «Народное декоративно - прикладное искусство народов Ханты и Манси»;
прогнозирование результата.
2 этап - Практический:
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:
-циклы тематических занятий;
-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;
-досуговая деятельность;
-экскурсии;
-продуктивная деятельность.
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.
На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.
2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.
4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
3 этап - Заключительный:
-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;
-мастер класс с родителями: изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды;
-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».
Этапы реализации проекта
Направления информационно-творческого проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.
Этапы реализации проекта | |||
Подготовительный этап | |||
Задачи (1) | Формы реализации (2) | ||
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме; 2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО; 3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями; 4. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту; 5. Разработать методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с коренными народами округа. | -психолого-педагогическая, методическая литература; -перспективный план по работе с детьми и родителями; -анкеты; -диагностический инструментарий; -консультации; -буклеты; -листы-памятки; -конспекты непосредственно-образовательной деятельности, бесед; -конспекты досугов и развлечений; | ||
Практический этап | |||
1 | 2 | ||
1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников и сотрудников детского сада. 2. Знакомить родителей с системой работы по ознакомлению с профессиями. | -беседа «Народы Ханты и Манси»; -беседа «Мой край»; -беседа на тему: «Где ты живёшь?»; -беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»; -настольная игра: «Составь орнамент», -картотека дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем», -игры с использованием интерактивной доски. -сборник ресурсного материала: чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе. -чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» -чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка); -НОД «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», -Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; -аппликация: «Чум»; -аппликация «Девочка в малице и кисах» -Пластилинография: «Северный олень»; -рисование нетрадиционным методом: «Брусника для гостей»; -рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом»; -открытое мероприятие «Что мы знаем о коренном населении округа»; -беседы; -театрализованный мини-спектакль «Сказки народов Манси»; -драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка); -чтение хантыйской сказки «Мышка»; -постановка и драматизация сказки «Мышка»; -слушание музыки народов Севера и разучивание песни -досуг «В гостях у куклы Акань», -КВН «Знатоки»; -дидактические игры и упражнения -игры на интерактивной доске; -сюжетно-ролевые игры; -выставки детских работ; -информационные стенды для родителей; -участие родителей в подборке фотографий города; -участие родителей в изготовлении атрибутов. | ||
Заключительный этап | |||
1 | 2 | ||
-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта; -мастер класс с родителями: изготовление куклы вороны- оберег, куклы «Акань» -открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов ханты и манси». |
Механизм оценки и ожидаемые результаты.
Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;
Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
Заключение
Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными учреждениями культуры. Дети стали частыми посетителями детской библиотеки. Экскурсии в музейно-выставочный центр города Когалыма, в океанариум «Акватика» в спортивно-культурном комплексе «Галактика» совместно с родителями помогли детям в увлекательной форме узнать о природе и истории родного края.
Приложения.
Приложение 1.
1 блок «Быт народов ханты»:
- как называется жилище хантов?( чум);
-чем занимаются ханты и манси? (рыболовство, оленеводство, охотятся, сбор дикоросов);
-Назови транспортное средство хантов (олени);
-Как называется верхняя одежда хантов и манси? Что означают орнаменты на одежде?( малица), ( «заячьи уши», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.);
- Что они употребляют в пищу?(рыбу, ягоды, мясо оленей);
- Какая кухонная посуда есть у хантов?(туески из бересты, ножи, деревянная посуда);
- Кто такие ханты? Где живут ханты? (коренной народ, живущий в ХМАО).
2 блок « Фольклор, праздники хантов и манси»:
- Назови праздники хантов и манси ( День Оленевода, Медвежьи игрища, Вороний День, Проводы Лебедя и др.);
- назови народные игры хантов и манси (« Быстрый олень», « Берегись охотника», « Гонки на нартах» и др.);
- Назови хантыйские народные сказки (« Мышка и лось», « Мальчик Идэ», « Сказка Ими-Хиты» и др.);
- Назови героев хантыйских народных сказок (мальчик Идэ, Компоэн- болотный дух, Менквы- лесные духи и др.);
- Какие хантыйские игрушки ты знаешь? (кукла Акань, ворона);
- Что обозначает прилет вороны для хантов и манси?(пришла весна);
- Что значит для хантов и манси животное медведь?(священное животное, поэтому празднуют « Медвежий праздник»).
3 блок «Мой край Югра».
- Как называется наш город? ( Когалым);
-Назови города нашего округа ( Сургут, Лангепас, Ханты-Мансийск, Мегион и др.);
- Чем богат наш край ?(нефть, рыба, ягоды, орехи);
- Назовите столицу нашего округа ( Ханты- Мансийск);
- Назови достопримечательности нашего города Когалыма (СКК « Галактика», Музейно-выставочный центр, Парк военной техники, памятник Героям- нефтяникам, памятник Капля жизни и др.);
- Что обозначают цвета синий и зеленый на гербе и флаге города Когалыма? (синий цвет- озера и реки, зеленый – лес);
- Какое полезное ископаемое добывают в Югре?(нефть).
4 блок «Природа Югры».
- Назови ягоды, которые растут в нашем крае. (черника, голубика, брусника, клюква, морошка)
- Перечисли названия деревьев, которые растут в нашем крае. (кедр, ель, сосна, береза)
- Назови лекарственные растения нашего края (подорожник, шиповник, брусника, клюква и др.);
-Какие животные обитают в нашем краю? (росомаха, лось, медведь, лиса, волк и др.);
- Назови названия рек Югры ( Обь, Ингу- ягун);
- Перечисли птиц, обитающих в нашем краю ( сова, глухарь, клест, дятел, синица, снегирь и др.);
- Назови какие рыбы обитают в наших реках Югры (щука, карвсь, муксун, сом, язь и др.).
Приложение 2.
План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников
положительного отношения к малым народам Югры - ханты»
Цель. Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.
Развитие интереса к творчеству народа ханты.
Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия |
1 | Анкетирование | «Всей семьёй в музей» |
2 | Анкетирование | «С любовью к малой родине - Югре» |
3 | Семейная гостиная | «Сказка под подушкой» |
4 | Консультативный пункт | «Югра – мой край родной» |
5 | Мастер- класс для родителей | «Хантыйская ворона» |
6 | Выставка работ | «Творенья наших рук» |
Анкета «Всей семьёй в музей»
1.Как Вы думаете, нужно ли посещать с ребенком музей. Если да, то зачем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую цель Вы преследуете, посещая музей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем отличается посещение музея от других семейных мероприятий?
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Сколько раз Вы были с ребёнком в музее?
_____________________________________________________________________________
5. Ваши пожелания.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкетирование «С любовью к малой родине - Югре»
1. Знаете ли Вы, какие народности населяют наш край?
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Посещали ли Вы с ребёнком краеведческий музей города и хантыйское стойбище Югры?
______________________________________________________________________________
3. Интересуетесь ли Вы историей нашего края? В связи с чем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к историей нашего края?
_____________________________________________________________________________
5. Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знаете ли Вы названия традиционного жилища ханты, предметы быта, домашней утвари? Какие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что бы Вы еще хотели узнать о коренных народов Югры?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.
Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспит...
Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."
Информационно-творческий долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»
Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...