Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида» № 110 «Дельфиненок»
города Братска Иркутской области
Интегрированная совместная деятельность в 1 половине дня
по теме «Коренные народы Сибири»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель Кляндина Гульчачак Акрямовна
Цели и задачи:
«Познание»
Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – эвенках и бурятах.
Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
Активизировать познавательно-исследовательские способности, умение ориентироваться в пространстве группы.
«Социализация»
Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.
Воспитывать гражданские и гендерные чувства.
Совершенствовать умение работать в парах и в компаниях.
«Музыка»
Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов.
Вызвать интерес к колориту музыки.
«Художественное творчество»
Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.
Закреплять навыки работы с ножницами, умение завязывать узелок.
Развивать творчество.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов
Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинам. < Рисунок 1 >
Рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания бурятов и эвенков
Просмотр слайдов «Коренные народы Сибири»
Чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд - «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев).
< Рисунок 2 >
Знакомство с наставлениями народов Сибири о земле, отечестве, родителях
Разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова»
Экскурсия в музей под открытым небом «Ангарская деревня» (эвенкийский сектор)
< Рисунок 3 >
Экскурсия в «Музей истории политической ссылки» на экспозицию «Коренные жители Приангарья - Буряты и Эвенки» < Рисунок 4 >, < Рисунок 5 >, < Рисунок 6 >
Аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» - по мотивам бурятских и эвенкийских орнаментов
Изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят
Составление детского понятийного словаря
Подготовка предметно-развивающей среды:
Альбомы с фотографиями с экскурсий в музеи
Музыкально-театральная зона:
Шаманский бубен
Диск с записью музыки народов Сибири
Магнитола с проигрывателем СД дисков
Творческая зона:
Выставка детских рисунков и аппликаций
Схематичные картинки с изображением рода занятий народов Сибири
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Стойбище»
Книжный уголок:
Книги
Картинки по теме
Иллюстрации
Познавательно-исследовательская зона:
Макеты чума и юрты, плоскостные куклы мужского и женского пола, изображающие эвенков и бурят
План-схема группы
Туесок с кусочками кожи для изготовления оберегов и схематичным рисунком-алгоритмом изготовления оберегов (спрятан в группе по плану-схеме группы)
Содержание деятельности:
- Здравствуйте, вам! – приветствую детей поклоном по русскому народному обычаю, - по какому обычаю я с вами поздоровалась? А вы как умеете здороваться? Поздоровайтесь разным способом.
Игра «Приветствие» с «волшебной» палочкой
Правила игры: палочка передается по кругу, отвечает тот, у кого палочка. Он здоровается глазами, жестами или словами.
- Кто вы, как можно вас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
- Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое. Как можно попасть в прошлое? (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей)
- Если вы не возражаете, мы воспользуемся необычным способом – музыкой.
Звучит бурятская народная мелодия в СД записи (СД приложение к журналу «Созвучие» №7 за 2008 г – 11)
- Вот мы и в прошлом.
Читаю стихотворение бурятского поэта Цыден-Жап Жимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина:
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал русский на коне.
«Сайнбайну-у!» - прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у обоих не было родни!
- Как по-бурятски «Здравствуйте»?
Обращаю внимание на стол, где стоят плоскостные куклы в одежде, расписанной в традиционном народном стиле бурятов, эвенков – всего попарно по количеству детей:
- Подойдем поближе, поздороваемся на нашем русском языке, а теперь по-бурятски.
- Рассмотрите их внимательно, возьмите одного и найдите пару.
- Расскажите, что общего в костюмах, и чем они отличаются.
- Назовите, к какой национальности принадлежат.
Дети объединяются в пары по отличительным признакам в элементах орнаментов одежды кукол.
Задание: Рассказать, почему образовали именно эту пару, назвать национальную принадлежность кукол. < Рисунок 7 >
- Вспомните, какие жилища у коренных народов Сибири?
-Поселите их в жилища и расскажите, как они называются.
- Интересно было бы узнать, из чего их строили и почему у бурятов и эвенков были такие дома?
Дети расселяют кукол-эвенков в чум, кукол-бурят в юрту. Таким образом, объединяются в компании у макетов-жилищ.
Задание компаниям: рассказать все, что знают, о жилищах кочевых народов Сибири.
1 компания – о чуме, 2 компания – о юрте. < Рисунок 8 >
Предполагаемые ответы детей дополняю и обобщаю:
- Буряты живут в круглых как цилиндр юртах, строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами животных – овец, оленей. Эвенки строили из жердей чумы, похожие на конус, и покрывали их ровдугой (вываренными шкурами зверей) или тисой (корой березы или сосны). Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, поэтому живут в чумах и юртах, которые легко собирать, разобрать и перевезти на новое место.
- А как вы думаете, зачем они так часто переезжали? И чем они занимались?
- Чтобы узнать это, возьмите картинки.
На картинках-схемах изображены предметы, символизирующие род деятельности кочевников: лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; лодка на реке – рыболовство; олени и люди с арканами – оленеводство; шкура на каркасе – выделка для шитья одежды и обтягивания чума;предметы быта – ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов; и т.д.
Задание: объединиться в две компании по признаку на картинках – мужская и женская работа и рассказать о разделении труда кочевых народов.
1 компания рассказывает о мужской деятельности – охоте, оленеводстве, рыболовстве – о том, что они – добытчики, а 2 компания о том, как женщины выполняют бытовую работу, воспитывают детей.
- Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.
Игра «Белый шаман» - с бубном (сайт в Интернете trepsy.net)
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – ведущий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный ведущим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
- У сибирских народов были и свои праздники, например, у эвенков – «День оленевода» праздновался весной по обряду «Сэвэкан», когда вырастала первая трава и хвоя на лиственнице, а у оленей появлялись оленята. В это время у эвенков начинался Новый год. Осенью эвенки выполняли обряд «Синкелаун» перед началом охотничьего сезона. А буряты тоже праздновали Новый год, он и теперь называется «Сагаалган» – «Белый месяц». Еще один интересный праздник – «Ёхор». На нем буряты танцуют и поют хороводные песни «Хатар». Кто-то один поет про удачную охоту или, наоборот, призывает удачу на охоте, поет про счастье, про свою жизнь, а все вместе танцуют и подхватывают припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Сейчас мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
- Подумайте, о чем будете петь.
- Например, я начну, а тот, кому я отдам бубен, продолжит, и все поют припев.
- На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
- Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .
Дети придумывают слова «Хатара», предлагая свои варианты словотворчества, которые сопровождаются движениями, характерными для бурят, в хороводе.
- Загостились мы в прошлом, пора прощаться с гостеприимной землей наших предков. Какими словами можно проститься?
Игра «Прощание» с «волшебной» палочкой.
Дети прощаются жестами или словами
Правила: по кругу передается палочка, отвечает тот, у кого палочка.
- Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртай!» и по-эвенкийски: «Аят бикэллу!»
Читаю стихи Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):
Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!
Звучит песня «Прилетай в Сибирь» из СД альбома «Иркутская история» в исполнении ВИА «Сибирью рожденные».
- Чтобы нам вернуться в наше время, надо выполнить задание: придумать движения к песне.
Дети выполняют импровизационные движения под песню.
- Вот мы и дома.
Обращаюсь к детям:
- Ребята, сотрудники музея «Ангарская деревня» недавно нашли клад. В нем было письмо, адресованное юным потомкам. Мы ведь с вами часто ездим в «Ангарскую деревню», поэтому работники музея, посоветовавшись, решили отдать находку нам. А чтобы вы имели представление о том, как проводятся археологические раскопки, они предложили поискать и найти клад самим по плану-карте группы.
Рассматриваем с детьми план-схему группы, находим по отмеченному на ней месту туесок.
Читаю письмо:
«Нашим далеким юным потомкам от коренных народов Земли Сибирской - эвенков.
Если вы читаете это послание, значит, вы нашли наш клад.
Знайте, наша жизнь была тяжела и сурова. Но мы жили дружно, помогали друг другу. А еще от всяких бед и болезней нас хранили обереги, они приносили нам удачу.
Оставляем вам некоторые из них. Пусть наши талисманы и вам принесут удачу и защищают вас от напастей.
Познавайте историю своего родного края. Это принесет вам пользу.
Берегите Матушку-природу, заботьтесь о ней так, как заботилисьмы, и она отплатит вам добром: своими дарами - лесами, полными жизни, чистым воздухом, кристальной и вкусной водой, щедрой землей.
Мы землю для вас сохранили, так сохраните и вы ее для ваших потомков»
Под спокойную музыку вместе с детьми разбираем содержимое туеска: кусочки кожи, образцы оберегов, схемы. Изготавливаем талисманы-обереги, вырезая из кожи геометрические фигуры, привязываем к ним кисточки по схемам.
Далее в совместной деятельности предоставляю детям возможность проявить творчество и отразить весь полученный опыт в сюжетно-ролевой игре «Стойбище».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"
На занятии в игровой форме закрепляются умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...
конспект интегрированной совместной деятельности в старшей группе "Приключение с Капелькой"
Формирование представлений детей о круговороте воды в природе...
Методические разработки по познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе (по сказкам народов мира)
Авторские конспекты для детей подготовительной группы: ФЭМП+обучение грамоте...
Интегрированная совместная деятельность с детьми группы раннего возраста "В гости к звёздам"
Совместная образовательнаят деятельность с детьми с использованием интерактивной доски для расширения познавательных навыков....
Конспект проведения интегрированной совместной деятельности в младшей группе в рамках проекта: «Вот она какая, семья моя большая». « Мамин день »
с использованием современных педагогических технологий: ...
Конспект интегрированной совместной деятельности в подготовительной группе "Павлово - Посадский платок"
Данный материал способствует развитию творческой инициативы и интереса детей к русскому текстилю - Павлово-Посадскому платку. В конспект включены русские народные игры, частушки и авторская разр...
Конспект интегрированной совместной деятельности в подготовительной группе "Не дразните собак, не гоняйте кошек!"
Цель данного мероприятия- создание условий для духовно-нравственного воспитания детей....