Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
проект (старшая группа)
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_reg_komp.docx | 48.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
Актуальность:
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: долгосрочный
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цели:
- приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
воспитание толерантного отношения к другому народу.
создание развивающей среды; проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
Задачи:
Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Участники: воспитатели,родители, воспитанники старшей группы ,
Этапы реализации:
- подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.
- основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в социальном приюте; привлечение родителей к участию в мероприятиях, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.
- заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту
Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:
- место проживания: республика, село; предприятия родного села и их значимость; символику республики, столицу, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;
- свою нацию, культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, знать флаг, герб, гимн России;
- называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции;
- знать природу республики, ее флору и фауну;
- уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;
- национальные игры, с удовольствием в них играть.
Ресурсы.
- Уголки по краеведению в группах
- Макеты
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Карты
- Исторические документы, фотографии
- Аудио, видео версии сказок
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Описание содержания работы.
Принципы
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.
Особый упор делался нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержки и взаимопонимание в образовательном процессе.
От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального
облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста)
ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательныхинтересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам:
воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия,
«открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений
(дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое(давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о Башкирском крае,
включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю,
Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, который в процессе освоения знаний о родном селе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем .
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации среды.
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,
6. Использование новых педагогических и здоровье сберегающих технологий.
Для успешной реализации проекта необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )
2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспиатнников в образовательной деятельности:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основные направления в работе по реализации проекта
Образовательная область «Познание»
развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
Образовательная область «Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
Образовательная область «Социализация»
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Образовательная область «Музыка»
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Образовательная область «Физическая культура»
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Труд»
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательная область «Безопасность»
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество»
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Перспективный план по реализации проекта.
Раздел программы | Формы и методы работы с детьми | ||
Познание | Тематическое занятие «Моя республика и столица»; кроссворд «Мой родной Башкортостан»; тематическое занятие «Государственные символы республики Башкортостан»; экскурсия в музей детского сада «Мой край родной»; беседа «Достопримечательности моего села»; занятие «Коренные жители Башкирии»; беседа «Многонациональный Башкортостан»; занятие «Башкирское народное жилище»; занятие «Одежда башкирского народа»; занятие «Гостеприимство башкир»; беседа о труде пчеловода; беседа «Целебные напитки. Кумыс»; тематическое занятие « Башкирские народные музыкальные инструменты». | ||
Коммуникация | занятие «Красоты и богатства моего края»; развитие речи «Придумай сказку»; пересказ сказки «Ленивый сын»; рассказывание по картине «В башкирской избе»; занятие «Гость – благо дома». Башкирские народные пословицы чтение сказки «Камыр-батыр». Беседа по содержанию. беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова (перевод М.Гафурова). Башкирские пословицы о труде. Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме | ||
Чтение Художественной литературы | знакомство с произведениями поэтов Башкортостана «Башкортостан – чудесная земля…», «Башкортостан – родная сторона». Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане; Чтение легенды «Происхождение башкир»; разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?», занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». Прослушивание рассказа о детстве Салавата. Разучивание стихотворения С.Юлаева; чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой; чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай». | ||
Художественный труд | Рисование «В Башкирии живут красивые люди»; аппликация «Мой край родной»; аппликация «Летняя башкирская деревня» лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»; рисование «Юрта»; декоративная аппликация «Украсим юрту узором». лепка «мой любимый сказочный герой»; рисование «Башкирский национальный костюм»; аппликация «Сапожки – ичиги»; рисование «Украсим фартук для бабушки» аппликация «Коврик для гостей» (тур, юфран); рисование «Башкирские посиделки»; лепка «Кадушка для кумыса»; рисование «На пасеке»; знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата». | ||
Музыка | Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов песня «Салават-батыр!»; песня «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера; башкирская народная мелодия «Боронго Урал»; «Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой; «Тукмас» башкирская народная мелодия «Вальс-шутка» Д.Шостаковича; | ||
Социализация | Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме); Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы». Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»; игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак». деловая игра «Звездный час», тема «Край родной на век любимый» башкирская народная игра «Невод» (разучивание) Дидактические игры «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо»
Работа с родителями | ||
№ | Тема | Форма реализации | Сроки |
1 | Знакомство с целью и задачами проекта. | Беседа | сентябрь |
2 | Экскурсия в музей МДОУ. | Экскурсия | октябрь |
3 | Многонациональный Урал. | Лекция | ноябрь |
4 | Коренные жители Урала. Моя родословная. | Консультации, оформление родословной своей семьи. | декабрь |
5 | Башкирская национальная одежда. | Приготовление башкирского костюма. | Январь -февраль |
6 | Башкирская кухня. | Оформление альбома башкирской кухни. | март |
7 | Развлечение « Имянаречение» | Приготовление кукол в национальном костюме. | апрель |
8 | Конференция для родителей. Обмен опытом. Тема « Родной край» | Показ выставки. (работы родителей и детей по данной теме) | май |
9 | Итоговое мероприятие. | Разучивание песен и игр, приготовление костюма. | Июнь |
Используемая литература.
1. Агишева Р.Л. фольклор и литература Башкортостана: Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –Уфа: Китап, 2011.
2.Азнабаева Ф. Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства, - Уфа, 2017.
3.Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».
4.Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. Методическое пособие. –Уфа, 2016
5. Гасанова Р.Х. Земля отцов.
6.Губайдуллина Ф.Х. Наши праздники, - Уфа: Китап, 2004.
7.Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.
Приложение.
Картотека Башкирских народных игр.
Юрта
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Липкие пеньки
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.
Медный пень
Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой»
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Энә менәнеп (Иголка и нитка)
Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
Стрелок
Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.
Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Мөйөшалыш (Уголки)
Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
Бүре менән ҡуян (Волк и зайцы)
Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц
В гости к нам пришел.
Ушки - длинные.
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой
Аҡ тирәк, күк тирәк
(Белый тополь, синий тополь)
Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
Букән ҡайыш
(Поймай воробья поясом)
Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчика. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:
«Лето прошло, осень пришла,
Утки улетели, гуси улетели.
Соловьи пропели.
Ворона стой! Воробей лети!»
Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.
Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».
Бесәй менән сысҡа (Кот и мыши)
Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
«Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.
Дидактические игры.
Семь чудес Башкортостана:
- Памятник Салавату Юлаеву;
- Курай;
- Эпос «Урал-батыр»;
- Пещера Шульган-Таш;
- Башкирский мед;
- Гора Янгантау;
- Красноусольские минеральные источники.
Правила игры:
Собрать кубики по готовым образцам – открыткам. Назвать какое чудо Башкортостана получилось. Рассказать, что знаешь о нем.
«СОТКИ КОВЕР» Дидактическая игра для детей 5-12 лет
Комплект игры:
- 7 больших карточек – образцов
- 112 маленьких карточек, из которых нужно составлять узор ковра.
Цель игры:
- учить детей складывать башкирский узор из нескольких частей
- учить анализировать узор, состоящий из фигур разной формы и цвета, действовать по образцу
- развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.
«СОБЕРИ КАРТИНКУ» (НА МАГНИТИКАХ) Дидактическая игра для детей 4-7лет
Комплект игры:
- карточки – образцы
- по 6 маленьких магнитиков, из которых нужно составлять картинку по образцу
- магнитная доска
Цель игры:
- психическое и творческое развитие ребёнка
- тренировка мелкой моторики
- развитие концентрации внимания, зрительной памяти, воображения и образного мышления
- прививать любовь к родному краю.
«БАШКИРСКИЙ КОВЕР» Дидактическая игра для детей 4-7 лет
Комплект игры:
- 8 больших карточек – образцов
- 30 маленьких карточек, из которых нужно составлять узор ковра.
Цель игры:
- учить детей складывать башкирский узор из нескольких частей
- учить анализировать узор, состоящий из фигур разной формы и цвета, действовать по образцу
- развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.
«НАЙДИ ПАРУ» Дидактическая игра для детей 3-5 лет
Комплект игры:
- 8 картонных кукол в башкирских национальных костюмах.
Цель игры:
- закреплять знания основных цветов спектра
- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук
- закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара»
- закреплять названия башкирского орнамента.
«ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ-ПАЗЛЫ» Дидактическая игра для детей 4-7 лет
Комплект игры:
8 комплектов – пазлов по мотивам башкирских сказок и башкирского народного творчества:
- «Кувшин и стакан»
- «Ремесленники»
- «Деревянные изделия»
- «Два джигита»
- «Ай кызы»
- «Башкорт халкы кайзан килеп сыккан?»
- «Акбузат»
- «Алпамыша батыр».
Цель игры:
- развивает мелкую моторику рук и координацию движений
- тренирует способность видеть задание многогранно
- развивает логику
- развивает усидчивость и аккуратность
- развивает воображение и фантазию
- развивает внимание и память
- учит принимать решения самостоятельно
- закреплять знания о башкирском народном творчестве и национальных сказках.
КУБИКИ «СОБЕРИ КАРТИНКУ» Дидактическая игра для детей 4-7 лет
Комплект игры:
- 6 комплектов – образцов на башкирскую тематику - 9 кубиков 4х4см.
Цель игры:
- развивает наглядное и образное мышлении
- учит работать с образцами
- развивает зрительную память, логическое мышление и внимание
- расширяет и активизирует словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти
- обогащает познания о родном крае.
ЛОТО «БАШКИРСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Дидактическая игра для детей 4-7 лет
Комплект игры:
- Большие игровые карты – 10 шт. На каждой по 6 фотографий с изображением башкирского народного творчества
- Игровые карточки – 60 шт.
Цель игры:
- изучать, расширять и закреплять знания о башкирском народном творчестве
- тренировать зрительное, слуховое внимание и память, переключаемость внимания и умение логически мыслить
- тренировать умение работать в группе
- закреплять умение самостоятельно рассуждать по картинке
- отрабатывать слова со сложной слоговой структурой
- развивать пространственную ориентацию
- способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
«ЧЬЯ ТЕНЬ?» Дидактическая игра для детей 4-7 лет
Комплект игры:
- 20 карточек с изображением башкирской национальной одежды и животных
- 20 карточек с изображением теней.
Цель игры:
- учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты методом наложения
- закреплять знания детей о башкирской национальной одежде и животных нашего региона
- развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
«ПОМОГИ ПЧЕЛКЕ» дидактическая игра для детей 5-7 лет
Комплект игры:
- 11 карточек с изображением пчелки и горшочков с медом.
Цель игры:
- развивать умения считать в пределах 10
- практиковать в согласовании числительных с существительными
- вызвать интерес к счету через башкирский персонаж «Пчелку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"
Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...
Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС
Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...
Проект "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов мира посредством хореографии"
Проект для детей ДОУ 3-7 лет...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»
приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа»
laquo;Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любо...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Бытом и традициями башкирского народа"
Программное содержание: познакомить детей с бытом, основными традициями и культурой башкирского народа; воспитывать уважение к людям различных национальностей....