Педагогический проект «Этнос малочисленных коренных народов Севера, Быль или реальность»
проект (средняя группа)

Ахметгалиева Валентина Юрьевна

Ознакомление обучающихся с историей с ее традициями, праздниками и ремеслами КМНС;

-обучение навыкам прикладной деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;

- формирование активной жизненной и гражданской позиции;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине, ее истории, традициям, культуре.

- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valya_sr.gr_.docx233.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

Принято:

Педагогическим советом                

Протокол №     от   2020 г.

                                 Утверждаю:

                    Заведующий МДОУ

                  «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

                   Куликова О.С__________________

                                 Приказ  №____________________

Педагогический проект

«Этнос малочисленных коренных народов Севера, Быль или реальность»

Разработчик:

Ахметгалиева В.Ю.

воспитатель МДОУ

«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

г. Надым, 2020г.

Содержание

Паспорт  проекта________________________________________________  стр. 3

Введение ______________________________________________________   стр. 5

История ненецкого народа.________________________________________  стр. 12

Проектное содержание воспитательно- образовательной работы________   стр. 17

Заключение ____________________________________________________   стр. 26

Литература ____________________________________________________   стр. 28

Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Месяцелов или народный календарь»,

2

Основание для разработки проекта.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования");

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных обр

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.;

Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» (приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район № 37 от 31.01.2014 г.).

Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.20103г. № 26» с изменениями        

3

Заказчик проекта.

Родители, педагоги средней группы «А»  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

4

Целевая группа.

Дети4-6лет.

7

Цель проекта

Формирование познавательных интересов детей 4-6 лет через историческое культурное наследие коренных малочисленных народов севера  (обряды, сказки, песни.)

8

Задачи

проекта.

- ознакомление обучающихся с историей с ее традициями, праздниками и ремеслами КМНС;

-обучение навыкам прикладной деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;

- формирование активной жизненной и гражданской позиции;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине, ее истории, традициям, культуре.

- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

9

Ожидаемые эффекты проекта

 

Планируемые результаты освоения проекта

- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Личностные результаты.

-этические чувства на основе знакомства с культурой ненецкого народа, уважительное;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями КМНС;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

-готовность к творческой самореализации.

10

Срок реализации проекта

2год (май 2020- июль 2022уч.г.)

Введение

        

 Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

            Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «малая Родина»,«моя семья и род», «Отечество», войдут в сознание человека с малых лет,и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание, культурное наследие обретут яркую конкретику.

Система дошкольного образования ориентирована на развитие способности воспитанников к жизнедеятельности в поликультурном обществе на основе присвоенных социокультурных ценностей, знаний, норм и прав, умений эффективно взаимодействовать с другими людьми как представителями различных культур, языковых общностей на основе толерантности, способствует выявлению и развитию социальной одарённости.

По определению большинства отечественных и зарубежных исследователей социальная одарённость выделена в отдельный вид, включающий в себя коммуникативную, организаторскую, лидерскую, педагогическую, психотерапевтическую одаренности, который связан как с эффективной самореализацией и жизнедеятельностью человека профессий из сферы «человек-человек», так и с включенностью любого человека в сферу отношений. На современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Необходимость приобщения молодого поколения к народным традициям трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с многонациональной культурой

Ведущей концептуальной идеей данной направления развития дошкольников является идея Н. С. Лейтеса, который рассматривает позицию «неразрывности связей с другими культурами»,каксоциальную одарённость как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении, именно это качество в поликультурном обществе сегодня является показателем социальной успешности.

Современный человек оказывается вовлеченным в различные социальные отношения, социальные группы, сложную систему общения и взаимодействия, в том числе межкультурного пространства.

Поликультурное пространство жизнедеятельности человека стало актуальной проблемой современного мира. Прежде всего, она затронула сферу образования, изменила требования к результатам педагогического процесса современного подрастающего поколения, поставила идеи необходимостью формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где существует представители разных культурных традиций.

Проблема повышения уровня поликультурности воспитанников предполагает обращение к новым способам формирования отношений между представителями различных этносов, что требует готовности к совместной политической, экономической, познавательной и другой деятельности.

Вопросами поликультурного образования и поликультурности посвящены труды В.С. Библера, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, А.С. Каптерева, Н.Б. Крылова, И.М. Синагатуллина, Л.Л Супруновой, Д. Бенкса, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой и других.

Воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность), формирование поликультурной компетентности сегодня является одним из ключевых условий развития социальных способностей и социальной одарённости современных детей.

Под поликультурной компетентностью мы понимаем толерантное, доброжелательное отношение к различным национальностям, в духе гуманного межнационального общения. В след за А.О.Деречиной мы выделяем в поликультурной компетентности следующие ключевые компоненты: культурно-знаниевый компонент, социокультурный компонент, деятельностный компонент, рефлексивно-творческий (личностный) компонент. 

Формирование поликультурной компетенции как условия развития социальных способностей и социальной одаренности требуется создание в образовательной среде особых условий - условий, «обогащенных» совместными действиями.

Сам процесс развития у дошкольников поликультурных компетенций, должен осуществляется на основе создание развивающей среды «обогащённых» совместных действий по освоению знаний о социокультурных традициях коренного населения и вариативных практик знакомства с основами этнической культуры.

Актуальность

Разработка и реализация педагогического проекта «Этнос малочисленных коренных народов Севера, -Быль или реальность», способствует формированию этнокультурной компетентности воспитанников 4-6 лет, привитию базисно – знаниего компонента этнической составляющей.

Практическая значимость проекта заключается в реализации системно-деятельностного, интеграционного и личностно ориентированного подходов, аутентичном характере материалов, сочетании традиционных форм работы с инновационными, пополнение в процессе деятельности насыщенности материалами предметно –пространственной среды.

Проект включает в себя три блока: 1-й блок «Я -путешественник», 2-й блок «голоса тундры» (природа родного края: растительный и животный мир,

рыбье царство), 3-й блок «Я-мал» (быт, традиции и культуракоренных жителей).

Цель: Формирование познавательных интересов детей 4-6 лет через историческое культурное наследие коренных малочисленных народов севера  (обряды, сказки, песни.)

Задачи:

- ознакомление обучающихся с историей с ее традициями, праздниками и ремеслами КМНС;

-обучение навыкам прикладной деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;

- формирование активной жизненной и гражданской позиции;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине, ее истории, традициям, культуре.

- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Ценностные ориентиры:

Ориентировка «успешности», в реализации проекта построена, не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.

Методика работы с детьми строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность детей.

Принципы:

 Содержание данного проекта подчиняется следующим принципам:

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей дошкольника);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей 4-6 лет);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, наиболее актуальных для дошкольников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества КМНС).

Основные направления реализации проекта:

- организация и проведение занятий,  направленных на привитие чувства  патриотизма;

-организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;

-проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;

- проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.

Участники реализации: воспитанники группы, родители воспитанников.

Контроль:зам.зав по УВР

Проект ориентированна детей в возрасте 4-6 лет. Проект рассчитан на 2года 

Занятия проводятся во второй половине дня, при интеграции в НОД в первой поовине дня. Время занятий –15-20 минут средний дошкольный возраст, 20-25минут-старший дошкольный возраст.

Взаимодействие с родителями:

повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Планируемые результаты освоения проекта

Интегративным результатом освоения, является формирование поликультурной компетенции воспитанников посредством изучения социокультурных норм и традиций ненецкого народа. Воспитанники, получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться – прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культуры и традиций КМНС:

- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Личностные результаты.

-этические чувства на основе знакомства с культурой ненецкого народа, уважительное;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями КМНС;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

-готовность к творческой самореализации.

Результаты инновационной деятельности

Компонент

Индикатор сформированности

Методика, диагностика

Культурно-знаниевый компонент

потребности в поликультурном развитии;

знание и принятие культурного разнообразия мира, овладение поликультурными знаниями), символами, традициями, нормами, принятыми в чужой культуре.

анкетирование,

методика М. Куна, Т. Мак-Партланда «Кто Я?

тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность»

методика самооценки личности «Лесенка» В.Д. Шур

Социокультурный компонент

знания исторических фактов, современной социокультурной системы.

Деятельностный компонент

способность проникать в сущность чужой культуры, делать необходимые обобщения на материале конкретных единичных примеров.

Рефлексивно-творческий (личностный) компонент

самостоятельность, гибкость и вариативность мышления и творческой деятельности; развитым уровнем коммуникативных умений.

Источники финансирования проекта   бюджетные средства

Материалы для реализации проекта

Пособия для детей -(рабочие тетради, учебные пособия для детей, раздаточные

дидактические альбомы, т.д.)

Демонстрационные и раздаточные материалы (комплекты плакатов, учебно-наглядных

пособий, комплекты конструкторов, кубиков ит.д.)

Учебные аудио и видеоматериалы

«Сборник фольклорных песен народов Севера» 1,2 выпуск.

«Колыбельная для тундровичка» (Сборник песен)

Рабочие тетради по количеству детей.

Тематические картины

1.«Животные и птицы холодных стран», «Дикие птицы»,«Домашние птицы»;

2. «Дикие животные», «Домашние животные»;

3.«Насекомые», «Пресмыкающиеся»;

4. «Сюжетные картины»;

5. «Жизнь и быт оленевода»,«Труд человека», «Дети Севера»,«Семья», «Труд в тундре»;

6.«Строительные инструменты»,«Предметы для житья, покроя,

выделки», «Транспорт», «Посуда».«Предметы труда»;

7. «Жизнь и быт рыбака»,«Разновидности рыб», «Снастирыбака».

Демонстрационные материалы.

1.Ростовые куклы мальчик и девочка внациональных одеждах;

2. Геральдика ЯНАО.

3. Макет чума, предметы чума;

4.Куклы магазинные в национальных одеждах;

5. Две люльки;

6.Нарта;

7.Ненецкие сумочки;

8.Карта ЯНАО;

9.Чайный сервиз;

10. Ненецкий стол;

Картонажные ненецкие сказки

«Два брата», «Мышонок и олененок», «Мышка»,

«Кукушка», «Почему рыбы живут в воде», «Два

медведя», «Снегирь и мышонок», «Сова и

куропатка»

Альбомы.

1. «Живое наследие на языке Севера» (стихи,

загадки, пословицы, игры);

2. Портреты писателей «Знай свой народ»;

3. «По пеля – времена года»;

4. «Гербарии»;

5. «Образцы к занятию», «Образцы детских работ»;

6. «Природа и мы» (полезные растения);

7. «Полярный гардероб»;

8. Декоративно-прикладное творчество «Искусство

народов Севера»;

9. «Как дети играют в тундре»;

10. «Меховая мозаика» Орнаменты и его виды;

11. «Кто где живет ».

12 Куклы – нгухоко со всеми принадлежностями.

 

 Общественная презентация результатов инновационной деятельности     

- открытые мероприятия;

- консультации;

- публикации,

-композиционные выставки,

-мастер классы

Мониторинг отслеживания и оценивания результатов.

Контроль и оценка результатов осуществляется в ходе диагностики, которая проходит 2 раза в год сентябре и  мае, в форме тестирования и праздника. В течение года диагностика имеющихся результатов выявляется в форме:

  • беседы
  • устного опроса
  • участия в олимпиадах и конкурсах
  • итоговых уроков-праздников
  • исследование познавательного интереса.

Прогноз возможных негативных последствий и пути решения

Возможные негативные последствия

Пути решения

Дефицит учебно-методических пособий

Интернет ресурсы, авторские разработки.

 

Отсутствие желания родителей, стать полноправным участником процесса.

Разработка новых форм взаимодействия (соц.сети)

Продукт проектной деятельности:

  • создание Этнопарка – это развивающая зона, сформированная по принципу времен года (праздники, обряды, обереги и т.д.) предусматривающая создание и сменность экспозиционного материала, созданного в совместной деятельности:,-педагог –ребенок-родитель; также предусмотрена спортивная тропа с ориентацией на национальные виды спорта для физического развития дошкольников 4-6 лет (нарты для прыжков, тынзян и хорей, топоры для метания, разметка для тройного национального прыжка).

 Этапы реализации проекта

Этапы

Основные задачи

Сроки

I этап

Организационный

Проведение подготовительных мероприятий: проведение социологического опроса, разработка методических и информационных, практических материалов.

Изучение потенциала родительской общественности в вопросах сотрудничества семьи  и ДОУ. Изучение передового опыта по данному направлению  Проведение опроса

Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта.

Май- сентябрь 2020г.

II этап

Основной

Реализация действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.

Реализация каждой задачи  по направлениям деятельности с каждой категорией участников.

Сентябрь 2020

– май 2022г

III этап

Итоговый

Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, корректировка проекта на следующий период, проведение заключительных встреч, мастер – классов,  круглых столов, онлайн- экскурсий, конференций, семинаров и пр.

Май- июль2022г

История ненецкого народа.

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. — Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы — 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек" ) расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Ненцы

Нaни’ торова! — Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Ненец, ненэц или хасова (самоназвание — «человек»)

Религия

В религиозных представлениях господствовала вера в «духов» — хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — «Мать земли» — старуха и покровительница, рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов — хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.

Язык

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на два диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной. Лесным диалектом владеет около 2 тысяч ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне. Распространен также русский язык.

Письменность

Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года — на основе русской графики.

Краткий разговорник

Савва яля! — Добрый день!
Лакамбой’! — До свидания!
Савва сёнзя! — Всё хорошо!
Ань — Да.
Нидм- Нет.
?арка вада! — Спасибо!
Ненэця’ вадавна лаханада»? — Вы говорите на ненецком языке?

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек — это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек — у которого есть про запас вторая одежда.
Мужская одежда — глухая малица, гусь, сокуй.
Женская верхняя меховая одежда — паница, шуба распашная, ягушка. Нижняя женская одежда напоминала фартук из меха мехом внутрь, украшенный бисером, медными пуговицами и серебряными монетами. Женские головные уборы — капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Форма капора — это шкура, снятая с головы оленя с подчеркнутыми глазницами.
Обувь — кисы, бокари, пимы.

Кухня

Традиционная пища ненцев — оленье мясо (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки — изготавливали сами.
Поселения и жилища
Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. В центре чума раньше разжигали костёр, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа, позднее — иконы, а также чистая посуда.
При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают в специальные сани.

Традиции

Занятия и промыслы

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.
Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Для перевоза грузов использовали грузовые нарты. Выделка шкур оленей и пушных зверей, пошив одежды, сумок, покрышек чума — занятие женщин. Одежду и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и тёмного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Социальный институт
Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патриархальный род (еркар). Мужчины составляли военную единицу. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэси) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины к разным родам. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде.
Обычно вопрос о женитьбе решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданного. Свадебный обряд включал имитацию похищения невесты.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Декоративное творчество

Главным объектом художественного творчества была одежда.

Для создания меховой мозаики отделочным материалом является олений мех (комус, неблюй (шкурка осеннего телёнка), ровдуга, теменная часть, мех летнего забоя после линьки, пыжик (шкурка новорожденного телёнка) и др.). В качестве выразительных средств используются натуральные свойства меха: различные цветовые оттенки, фактура, плотность, длина и жёсткость ворса.
Широко используется геометрический орнамент. Мотивы берутся из окружающей среды и геометризируются: «заячьи уши», «оленьи рога», «сломанные оленьи рога», «рога лося», «телячьи рожки», «головёшки» и т.д.
Меховые сумки с мозаикой — особая область женского рукоделия. Различают два типа сумок для принадлежностей женского рукоделья. Мастерят также кисеты для табака.
Ненцы изготавливают художественные изделия из бересты, дерева, кости и металла. К кругу необходимых предметов в быту ненцев относятся: табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки для курения, огниво, пуговицы, пряжки для ремней, колотушки для выбивания снега, очки для защиты от солнца, детали для оленьей упряжи. Техника нанесения узора на поверхность предметов — инкрустация по дереву и кости металлом.
Ненцы славятся искусством деревянной (монументальной) скульптуры. Она представляла собой культовые антропоморфные фигуры высотой в 2,5 метра, устанавливавшиеся на открытых пространствах тундры. Характерные стилистические черты скульптур: обобщенность, схематизм и условность художественного языка, связь с блоком дерева.
Малая пластика — особая область ненецкого искусства, развившаяся на основе сакральной пластики и имеющая исключительно светский характер. Основной материал — дерево (осина, кедр, берёза). Темами и мотивами скульптур являются звери, птицы, олени. Присутствуют жанровые сцены: рабочие нефтепромысла, женщина занимается хозяйством, охотник идет с добычей, собачья нарта. Основные стилистические черты: лаконизм, внимание к фактуре, обобщенность.

Праздники и обряды

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.
Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.
Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.
Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума — три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.
По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления — снег, дождь, молния.
Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв — хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв — хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.
Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.
Большим почтением пользовались духи Я ерв — хозяин земли и Я ерв не — хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Оюряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко — источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.
В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около поселка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов — сядэй, кладут рога жертвенных оленей.
Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов — покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте — у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.
Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» — покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.
Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Мифы и предания

Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако — словечко.

Легенда о женихах
Ненецкая легенда
(Литературная обработка Прокопия Явтысыя)

Давно это было, когда ещё Ветер с Луной на Савдейских сопках чай пили, а лебеди им воду в чайниках приносили. Жили в ту пору двое молодых ненцев. Одного люди звали Мерчяхад — Буранный Ветер. Второй имел имя Нерминдя — Вперёд Идущий. Полюбили они одну девушку, красавицу Аркату — Большой Очаг. Пришли к ней. Вот, говорят, выбирай в мужья кого-то из нас. Задумалась она: оба красивые, оба пригожие. Кого в мужья выбрать? И решила так — пусть состязание между ними покажет, кто сильнее и ловчее. Победитель войдёт в свой чум с молодой женой.
Стали женихи состязаться. Тынзеем1 оленей ловить. Это же самое главное для тундровика — оленя из стада выловить. Мерчяхад вроде посильнее, накинет тынзей на рогача, тот, как вкопанный, стоит. А если дёрнется, он его рывком на землю валит: Но Нерминдя половчее оказался. Когда Аркату из ружья в воздух выстрелила, заканчивая их состязание, то у него больше пойманных оленей оказалось.
Обозлился Мерчяхад. Бросил Тынзей — за сопку его закинул. И сказал сопернику:
— Попробуй-ка так же!
Три раза кидал свой тынзей Нерминдя — не смог его до тынзея Мерчяхада докинуть. Невеста на следующую осень состязание перенесла.
И вот год прошёл. Снова женихи спор ведут. Пойманных оленей посчитали — поровну. Мерчяхад свой тынзей к дальнему болоту закинул. И тынзей Нерминди рядом упал. Тогда Мерчяхад и говорит:
— Свяжите мне ноги:
Со связанными ногами в три прыжка через болотце перескочил. Крепкие ноги у Мерчяхада! Сопернику кричит:
— Теперь ты прыгай!
А Нерминдя знает, что у него так ловко не получится. Что же делать? Видит, что возле чума четыре нарты стоят. Стал через них туда-сюда прыгать. Сто раз прыгнул! А когда Мерчяхад начал прыгать, на сороковом прыжке промахнулся. Нарту разломал и сам захромал!.. опять никто не победил. Пришлось невесте новый срок назначать.
Новая осень пришла, женихов на состязание позвала. И опять они во всём равны. Оленей ловко ловят. Тынзей далеко бросают. Двумя ногами в три прыжка через нарты прыгают. Ни в чём друг другу не уступают. И тут над ними гусиная стая летит, от зимы улетает.
— Эй, Мерчяхад! — кричит Нерминдя. — попади топориком в гусиное крыло!
Кинул Мерчяхад топорик — и промахнулся. Сверкнул он недобрым глазом и говорит:
— Эй, Нерминдя! Если ты топориком достанешь с неба птицу, невеста твоей будет:
Сказал так — и проиграл. Не знал, что его соперник всё лето топорик бросать учился. Мерчяхад от злости в буранный ветер превратился. Всё по тундре летает, за обиду отомстить хочет. Всякого, кто впереди идёт, с ног сбить старается. Если в чум ворвётся, очаг без огня оставит. Но бессилен ветер перед человеком, для которого тундра — отчий край.
Вот какую легенду поведал старый тундровик. Выявились в ней глубинные истоки, питающие вешней силой скромные цветочки тундровой царь-ягоды морошки. Пять видов состязаний ненцев видятся мне пятью лепестками того цветка

Комплексно-тематическое планирование

Работа над каждой темой включает комплексное тематическое занятие, по некоторым темам – экскурсия, праздник (специальная организованная форма обучения); игры, моделирование проблемных ситуаций, опытно- исследовательская деятельность, экспериментирование, продуктивные виды деятельности, труд и т. д. (нерегламентированные виды деятельности); самостоятельная деятельность детей (свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня)

Предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостный рассказ о родном крае. Для специальной организованной формы обучения отводится 1 час в месяц, за счет времени, отведенного в учебном плане для занятий познавательного цикла - старший дошкольный возраст, и ознакомление с окружающим и развитие речи - средний возраст. Закрепление полученных знаний осуществляется через нерегламентированные виды деятельности, свободную деятельность детей и через частичную интеграцию в развития речи, математику и т. д. Система планирования воспитательно - образовательной работы курса "" предлагает в течение учебного года реализовать 9 основных тем. Каждая тема широко планируется один раз в месяц, в другое время отдельные вопросы по данной теме планируются в меньшем объеме или просто дополняют другие темы. Тематическое планирование данного курса предполагает творческое отношение к работе. Выбор содержания курса планируется педагогом в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду, с учетом местных условий, сезонно - бытовых циклов (время года, праздники), зоны "ближайшего развития". В пространстве группы целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ так, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно знакомиться с материалами, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Проектное содержание воспитательно- образовательной работы

1-й блок «Я -путешественник», (занимательная география) –сентябрь-ноябрь

Средний возраст -Расширять представления о родном городе и крае. Познакомить с названием улиц, на которых живут дети. Рассказывать о самых красивых местах родного города. Дать доступное их пониманию представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера. Воспитывать любовь, интерес к родному городу и краю.  

Старший возраст- Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Показать на карте наш край: Карское море, Обскую губу, Уральские горы, тундру, лесотундру, реки, озера, болота. Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.  Молодые города округа - Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО. Расширять представление о родном городе: на какой реки стоит, чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера, окружной конкурс «Мы –славяне, мы – едины».

2-й блок «Голоса тундры» (природа родного края: растительный и животный мир,

рыбье царство)-ноябрь-март

Средний возраст - Знакомить детей с наиболее характерными признаками времен года и сезонными явлениями Крайнего Севера. Формировать элементарные представления о некоторых растениях и диких животных  нашего края. Воспитывать  бережное  отношение к каждому растению, обращать внимание на  красоту природы  Крайнего Севера. Расширить и уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Помогать устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние растений). Дать начальные представления о приспособленности  растений  и животных к среде обитания  (тундра, лесотундра). Продолжать учить  различать и называть ягоды и грибы. Упражнять в умении, узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Р

Старший возраст- Расширять представления о домашних  животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям. Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к жизни в условиях Крайнего Севера. Продолжать воспитывать любовь к природе родного края (не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание  на красоту окружающей природы Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно- следственные связи  между природными явлениями  Крайнего Севера. Углублять и конкретизировать представления  о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников,  грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными  их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах. Систематизировать представления об олене, как  домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. Расширить представления об обитателях северных водоемов. Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к  окружающей природе      

3-й блок «Я-мал» (быт, традиции и культуракоренных жителей)-февраль-июнь

Средний возрастСоздавать условия, необходимые для того, чтобы  дети пятого года жизни начали интересоваться историей и культурой родного края. Дать начальные представления  о коренных жителях нашего края – ненцах: условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица), познакомить с основным занятием ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты). Расширять представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера. Начать работу по формированию представлений о жизни ненецких детей: любят петь, играть, трудиться, помогать взрослым. Воспитывать интерес, дружелюбие к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям коренных жителей Ямала.  

Старший возраст-Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях  Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и  традициях по отношению к природе – существование запретов. Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды. Расширять  представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, как можно выразить свои дружеские чувства – собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки самоделки. Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края . "Что на севере растет"

 

Тематическое планирование работы в Этнопарке

 № п/п

Тема

Национальные орнаменты народов ханты, ненцы, коми.

1

Национальные орнаменты народов ханты, ненцы, коми.(4-6лет)

2

Национальные орнаменты народов ханты, ненцы, коми.вырезание(5-6лет)

Национальная одежда, как средство выражения «души» народа.

1

Национальная одежда, как средство выражения «души» народа. .(4-6лет)

Практическая работа

1

Составление схем плетения пояса.(4-6лет)

2

Плетение в технике плетение в «крестик» или «монастырское плетение» .(5-6лет).

Изготовление украшения – орнаментов  из бисера для ягушки.

1

Изготовление украшения – орнаментов  из бисера для ягушки(аппликационная техника. .(4-6лет)

2

Изготовление украшения – орнаментов  из бисера для ягушки.(5-6лет)..

3

Составление схем ненецких узоров. Разбор схемы и плетение узоров приемом в технике плетение в «крестик» или «монастырское плетение.(4-6лет)

Различия в украшениях сезонной одежды народов ненцы, ханты, коми.

1

Различия в украшениях сезонной одежды народов ненцы, ханты, коми. (4-6лет)

Украшение обуви. Плетение орнамента для бурок.

1

Составление схем узора для бурок. (4-6лет)

2

Плетение узоров для бурок.(5-6лет).

Практическая работа

Плетение узоров для бурок.(5-6лет).

Летняя ягушка для нгухуко.  Вышивка бисером.

1

Раскрой и пошив ягушки для куклы.(5-6лет).

2

Составление схемы узоров для ягушки Плетение узоров(4-6лет)

3

Пришивание узоров к ягушке.(5-6лет).

Люлька нгухуко. Плетение орнаментов, вышивка бисером

1

Составление схемы узоров для люльки нгухуко.  Плетение узоров.(4-6лет).

2

Пришивание узоров к люльке.(5-6лет).

Украшение обуви. Плетение орнамента для бурок.

1

Составление схем узоров. .(4-6лет).

2

Плетение орнаментов  для бурок в технике «монастырское плетение» .(5-6лет).

Практическая работа

Плетение орнаментов  для бурок в технике «монастырское плетение» .(5-6лет).

Сумка  из сукна с орнаментами из сукна, вышивкой из бисера.

1

Выбор модели. Раскрой сумки из сукна.(5-6лет).

2

Составление схемы вышивки из бисера.(4-6лет).

3

Вышивание, наклеивание по сукну.(4-6лет).

4

Сборка сумки.  .(4-6лет).

Пояс с орнаментом из бисера.

1

Составление схемы орнамента для пояса (4-6л)

2

Плетение орнамента из бисера (5-6л)

3

Пришивание, наклеивание готового орнамента на сукно.  Оформление пояса.(4-6лет).

Пояс из ниток. Алгоритм плетения.

1

Подбор ниток, составление схемы плетения пояса. Плетение пояса из ниток.(4-6лет).

2

Плетение пояса из ниток.  Оформление пояса. .(5-6лет).

Работа по замыслу детей.

1

Женские украшения из бисера. История возникновения украшений, аксессуаров из бисера, их роль и значение в жизни человека. .(4-6лет).

Практическая работа

Составление бисерных изделий по собственным эскизам и рисункам.  Плетение браслета .(5-6лет)..

Ненецкие народные игры, используемые в Этнопарке.

                   

"Хаскова" - (Игра в мяч)

ЦЕЛЬ: упражнять в броске мяча в даль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества

Каждый участник игры получает кожаный мяч, бросает мяч на дальность или в цель.

Если игра проводится на улице, то участие принимает вся группа. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо разделить на команды.

Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада.

I вариант.

На площадке проводится черта, играющие (вся группа или половина) становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу воспитателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает.

II вариант.

Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от черты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом - "хаско" - в круг.

Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий.
"Хоборкова" - ("Коршун и наседка")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение

Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна ставят к куропатке.

Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.

Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и подготовительной группы в любое время года на улице или в помещении.

Маленкова» – (Игра в жмурки)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать выдержку, терпение.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, который образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкну тую веревку.

По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, узнает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается.

Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

"Ярколава" - ("Ловля оленей")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать желание победить.

I вариант.

На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу.

По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей.

II вариант.

На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.

Выигрывает тот, кто больше выловит оленей.

Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей.

"Тыбэртя" - ("Оленеводы")

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, умение избегать столкновений, развивать меткость, Воспитывать интерес к игре

Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки.

Оленеводам выдаются арканы. По сигналу "Лови", оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки.

Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и проводится на улице.

"Нэдалёда" - ("Гонки оленей")

ЦЕЛЬ: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., Воспитывать интерес к соревнованиям

Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.

Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта.

По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить.

"Лынзекова" - (Игра в прятки)

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать внимательность, воспитывать терпение, выдержку

В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и садится на санки, поставленные в центре круга.

"Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и зажмуривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.

Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы.

"Мядикова" - ("Сборка и разборка чума")

ЦЕЛЬ: упражнять в умении разбирать и собирать чум

Развивать логическое мышление, скорость при выполнении задания

Воспитывать интерес к народным играм

Воспитатель показывает последовательность сборки и разборки чума, называя части чума по-ненецки. Дети повторяют в чуме с куклами, а около чума - с деревянными (картонными) оленями, санками.

Атрибуты для игры: шесты чума, нюк (покрытие) летний или зимний (в зависимости от времени года), ненецкие куклы и куклы, одетые в ненецкую одежду соответственно сезону; олени, вырезанные из картона или фанеры, деревянные самодельные санки. Играть могут дети всех групп детского сада

"Ва"авкова" - ("Игра в чуме")

ЦЕЛЬ: Знакомить с традициями, обычаями ненецкого народа, развивать разговорную речь ненцев, воспитывать дружелюбие, умение решать самостоятельно конфликтные вопросы

Дети удобно располагают утварь чума, постель и постельные принадлежности и играют в "дочки-матери".

Атрибуты для игры: готовый поставленный чум во дворе или в группе, куклы, постели, подушки, одеяла, полотенца, столики, посуда.

Игра рассчитана на детей всех групп.

"Вывко" - ("Жужжалка")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам.

Вывко - это деревянная пуговка с продернутой через оба отверстия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех.

Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу.

"Пэсько" - ("Волчок")

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам

Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок - пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру.

"Едко" - ("Котелок")

ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку

Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водящими.

По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-"котелок" - тот выходит из игры.

Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством детей.

"Ертя"-("Рыбаки")

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм

Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.

Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.

Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу.

Няха"р янгор санарма" - ("Тройные прыжки")

ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках в длину, Развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победителем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки - на одной линии.

Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке.

"Тынзям' моёпава" - ("Игра в аркан")

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать глазомер, ловкость рук. воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта. Играющие выстраиваются около черты с арканом. Тынзей-аркан наматывается на левую руку в направлении от кисти на локоть и при разгибании предплечья набрасывается на предмет-цель. Играющий, попав петлей аркана на предмет, затягивает аркан, подтягивая его к себе. У кого больше попаданий в цель, тот и выигрывает. Заарканивать можно головки самодельных деревянных саней, шестов и других предметов. Игра рассчитана на детей старшей группы.

"Хабэвко няби ханена" - ("Куропатки и охотник»)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к народным играм

Выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ." В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.

Победителем считается охотник, поймавший много куропаток. Игра проводится на улице и рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

Нын"-(Игра в лук.)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости в даль, развивать глазомер,воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта, вызываются два стрелка. Играющие берут лук в левую руку, правой рукой натягивают тетиву со стрелой и пускают стрелу на дальность. Отметкой служит флажок. Пустивший стрелу дальше флажка считается метким стрелком.

В игре можно использовать самодельный лук и самодельную деревянную стрелу или пластмассовый лук фабричного производства. Игра рассчитана на детей подготовительной группы, количество играющих не ограничивается.

«Путко» (Кулачек)Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание. быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собо

Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков»строят»пирамиду. Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге. между ними должен быть «чужой» кулачек

Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?»Тот кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак».Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то боченок. Давайте откроем!»Побеждает тот, кто «откроет боченок»-пытается указательным пальцем разжать кулачек.

Игру можно продолжить и после того. как «боченок открыт» играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу ,быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот .кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным

Прыжки через нарты»

Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м.Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см.высоту 20см.Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты.

Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона.

«Тыранийко»

Тыра- кулачек

Тыра ний- тыльная сторона руки

Цель: упражнять в умении подбрасывать и ловить палочку тыльной стороной руки, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм

Играют несколько человек. Для игры изготавливают палочки, длиной 15-20 см.Количество этих палочек может быть произвольным- чем больше, тем лучше. Дети кладут палочки на ладонь и с помощью большого кольца перебрасывают их на тыльную часть, затем стараются поймать нечетное количество. Пойманные палочки кладут парами. Если ребенок поймал четное количество- он передает «тыранийко» следующему игроку. не оставляя себе ни одной палочки. Выигрышем считается «лишняя»,непарная палочка.

Условия игры можно усложнить в зависимости от возраста: надо поймать только 2 или 3 палочки. На самом деле. очень непросто из 20-30 палочек, что лежат на тыльной стороне ладони, поймать столько. сколько требуется по условиям игры. Когда все палочки пойманы, подводится итог и выявляется победитель. В следующий раз игру начинает победитель.

«Перетягивание каната»

Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей

Сувт,кор!(Стой, олень!)

Цель : упражнение в быстром беге. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм

Играющие находятся в разных местах площадки(границы ее обозначены)Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!».все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из убегающих, к нуться его палочкой и сказать: «Стой. олень!»Тот, кого коснулась палочка,

«Метание шишек»

Цель: упражнять в метании. Развивать глазомер, меткость. Воспитывать терпение, выдержку

Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.

Тубкам' моепава" - ("Метание топорика")

ЦЕЛЬ: упражнять в метании топорика в даль, развивать меткость, глазомер. воспитывать выдержку, терпение

Дети упражняются, а затем соревнуются в метании топора на дальность. Метание топора на дальность можно проводить с места и с разбега. Размер топора 25 см, нормы метания для средней группы 3,5 м, для старшей группы -5 м.

Заключение

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, в присвоении общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период дошкольного детства является наиболее оптимальным для начала целенаправленного этнокультурного воспитания.

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Без коренных народов Ямальского Севера история человечества на земле России могла бы оказаться разорванной. Никто бы не знал, как мы все представляли себе древнюю культуру, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит, никто бы не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир, и что нас ждет впереди.

Даже народы, родственные ненцам, ханты, селькупам, коми и др., но живущие в других странах, во многом уже утратили то знание, какое еще живет на Ямальской земле.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогови родителей детей 4-6 лет, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по приобщению детей к к началам формирования культурных ценностей на основе традиций,обрядов,праздников.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта  заключается в  написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Способы трансляции опыта.

Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  позитивный опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории Надымского района,  Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации .

Литература

1«Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, № 2/02-2013г.

2 Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку»-«Малыш-учится» «Просвещение», Санкт — Петербургское отделение,2000г.

3 Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»

4 Истомин И. » Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных

народов Севера ЯНАО,2008г.

5 Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения,

грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997 240с.: ил.

6 Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

7 Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.

8 Ядне Н. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г.

9 Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. –

Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002

10 Фёдорова Л. В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО

РАН, 2003 г.

11 Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М. :

ТЦ Сфера, 2008 г.

12 Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый

Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .

13 Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во

Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001

14 Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки.

Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспит...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Проектно-исследовательская работа «Народный месяцеслов малочисленных коренных народов Севера»

Цель проекта: Изучение истории праздников и создание народного месяцеслова малочисленных коренных народов Севера - создание условий для организации систематической целенаправленной работы по ознакомле...