Программа дополнительного образования "РАЗВИВАЙКА"
рабочая программа (средняя группа)

Халитова Айсылу Музафаровна

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_razvivayka.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1.    Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. 

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

 Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».   Б. Г. Ананьев

Программа направлена на разностороннее развитие детей с 4-х  до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми. Этим средством были выбраны пособия из фетра сшитые своими руками.  Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, (родителей) содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.

1.2.Цели и задачи программы

Цель:

Обогащение сенсорного опыта детейразвитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.)
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
  • Формировать понимание слов «большой» и «маленький»;  «длинный и короткий»
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине;
  • Воспитывать трудолюбие, доброжелательные взаимоотношения между детьми, усидчивость.
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов из песка

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания детей 4-5 лет возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

1.3.  Принципы построения программы

                                 

  • Принцип занимательности — используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны — позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности — заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества — позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник ).

1.4. Планируемые результаты по освоению программы

  • Обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
  • Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
  • Составлять целое из частей (разрезные картинки);
  •  Использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка)
  •  Стараться различать на ощупь качество предметов и их называть;
  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации)
  • Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности

1.5. Возрастные особенности сенсорного развития детей

4-5 лет

Сенсорное развитие – это формирование у ребенка чувственного восприятия окружающего мира. Чувственное восприятие реализуется в ходе сенсорного воспитания, т.е. специально организованной деятельности, направленной на формирование навыков различения объектов по формам, цветам, пространственному и временному положению (иными словами, на развитие навыков сенсорного или чувственного восприятия окружающего мира и его объектов).

Сенсорное развитие дошкольников представляет собой поэтапный процесс, т.е. оно имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития дошкольника. В среднем дошкольном возрасте сенсорное развитие дошкольника характеризуется следующими чертами:

  1. Развитие ролевых игры. Ребенок начинает брать на себя определенные роли и исполнять их;
  2. Конкретизация и детализация изобразительного творчества. Ребенок уделяет внимание детям объектов, которые он рисует т.е. он рисует

человека с руками и ногами, на лице рисует нос, рот и иные части, на голове - волосы, на теле – одежда;

  1. Постепенное развитие пространственного восприятия мира т.е. ребенок начинает понимать расположение объектов в пространстве, находить объекты по заданному положению:
  2. Развитие навыков конструирования;
  3. Совершенствование моторных функций;
  4. Развитие координации движений;
  5. Формирование навыков абстракции. К примеру, ребенок называет форму объекта, на которую он похож или разделяет объекты по

какому-то признаку: все большие, все круглые, все желтые;

  1. Совершенствование пространственного восприятия, проявляющееся в усвоении понятий: «дальше», «ближе», «шире», «внутри», «снаружи», сверху», «снизу»;
  2. Развитие навыков имитации речи, звуков.

Все эти особенности свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие чувственного восприятия

дошкольника. Поэтому, необходимо уделить особое внимание воспитанию сенсорных свойств дошкольника в этот период.

Целевое назначение сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей

действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников.

Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.

Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:

  1. Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
  2. Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
  3. Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
  4. Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
  5. Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
  6. Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.

Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.

Направления сенсорного воспитания

В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:

  1. Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их

характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное

расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.

  1. Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств

объектов, тренировки освоенных навыков на практике.

Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.

Методика сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание дошкольников 4-5 лет реализуется на основании следующих форм работы:

  1. Формирование навыков осуществления перцептивных действий.
  2. Формирование представлений о сенсорных эталонах.
  3. Развитие умения использовать сенсорные эталоны на практике.

Знакомство с перцептивными действиями происходит на основании

демонстрации взрослого самого действия и того чувственного впечатления, которое оно вызывает. Затем, происходит тренировка самостоятельного определения перцептивного действия детьми и его качества. Как правило, занятия реализуются в игровой форме. Дети учатся выделять отдельные

качества объектов, различать их. Для этого, применяется сравнение различных свойств объекта, их сопоставление с противоположными.

Развитие представлений о сенсорных эталонах, в среднем дошкольном возрасте, начинается с формирования навыков разделения объектов или их объединения по конкретным признакам. Например, складываем круглые объекты влево, квадратные – вправо, зеленые листья в зеленую тарелку, а желтые – в желтую.

Чтобы отработать освоенные знания, ребенку предлагаются игровые задания, в которых он определяет качества объектов, их свойства, пространственные отношения, группирует по конкретным признакам, отыскивает среди других.

Для формирования сенсорных эталонов и навыков совершения перцептивных действий применяются следующие виды игр:

  • Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
  • Игры на развитие моторных функций;
  • Игры и упражнения на закрепление понятий формы объектов и их соотношения с геометрическими фигурами;
  • Игры с бросовым материалом:
  • Игры и упражнения на закрепления понятия величины
  • Дидактические игры на формирование понимания цвета и определения цветов объектов;
  • Игры на отработку навыков слухового восприятия;
  • Игры на развитие вкусовых ощущений.

2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет (средняя группа), наполненность группы 10 детей. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 20 минут.

Продолжительность освоения программы – 1 год.

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.

Вид деятельности

Количество ОД

Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету

1

 «Что растет у нас на огороде»

1

2

«Спрячь мышку»

1

3

 «Воздушные шары»

1

4

 «Цветок для бабочки»

1

Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине

1

 «Угости зайца морковкой»

1

2

 «Строим башню»

1

3

 «Дорога для Миши»

1

4

 «Выбери пуговки»

1

Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме

1

 «Игрушки»

1

2

 «Найди предмет такой же формы».

1

3

 «Волшебный замочек»

1

4

 «Закрой окошки»

1

Театр. Дидактические игры на развитие творческих способностей

1

Сказка « Колобок»

1

2

Сказка  «Теремок»

1

3

Сказка  «Заюшкина избушка»

1

4

Сказка « Репка»

1

Дидактические игры на развитие тактильных анализаторов

1

 «Чудесный  мешочек»

2

2

« Волшебный песок»

2

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

1

 « Угадай что звучит»

2

2

 «Шумящие коробочки»

2

Дидактические игры на развитие познавательной деятельности

1

«Времена года»

4

2

 «Игра шнуровка»

1

3

«Игры с прищепками»

1

4

 «Что лишнее»

1

5

«Разрезные картинки»

1

6

«Светофор»

1

7

« Дорожные знаки»

1

8

«Транспорт»

1

9

« Переведи кота через дорогу»

1

Итого

36

2.2. Перспективно – тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

  1.  « Время года – осень» 

Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи

  1. « Светофор»

Цель: Формировать представления об элементарных ПДД, активизировать словарь: безопасность, светофор, пешеходный переход

  1. «Шумящие коробочки»

Цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

  1. Сказка «Репка». 

Цель: Развивать связную речь, упражнять в умении эмоционально и выразительно играть свою роль

ОКТЯБРЬ

  1.  «Что растет у нас в огороде».

Цель: Продолжать учить различать цвета однородных предметов.

  1. «Угости зайца  морковкой».

Цель: Развивать навыки различать понятия  «большой» и «маленький».

  1. Сказка « Теремок»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать последовательность действий.

4. Д/и «Угадай что звучит»

Цель: Развивать зрительно-слуховое внимание

НОЯБРЬ

  1. Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: тактильные ощущения, определить из чего изготовлен предмет.

  1.  «Переведи кота через дорогу».

Цель: Формировать представления об элементарных ПДД

  1.  « Волшебный песок».

Цель: Способствовать развитию тактильных анализаторов.

  1. «Дорога для Мишки»

Цель: Развивать навыки различать понятия «длинный» и «короткий». 

ДЕКАБРЬ

  1. Сказка «Заюшкина избушка»

Цель: Развивать диалогическую речь, фантазию, внимание, воображение.

  1. «Время года – зима» 

Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи

  1. «Транспорт». 

Цель: Расширение представлений о видах и назначении специализированных транспортных средств.

  1.  «Найди предмет такой же формы».

 Цель: Учить выделять форму конкретных предметов в окружающей обстановке

ЯНВАРЬ

  1. Д/и «Игрушки».

Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющий одинаковый цвет.

  1. Сказка « Колобок».

Цель: Развивать связную речь, учить с помощью мимики передавать настроение.

  1.  « Выбери пуговки».

Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.

  1. «Цветок для бабочки»

Цель: Знакомство с основными цветами

ФЕВРАЛЬ

  1. Д /и  «Воздушные шары»

Цель: Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

  1. «Игра шнуровка».

Цель: Развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий.

  1.  «Закрой окошки».

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

  1.  « Угадай что звучит». 

Цель: Развивать зрительно – слуховое внимание.

МАРТ

  1. «Время года - Весна»

Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи

  1. «Строим башню».

Цель: Обучение соотнесению по величине

  1. Д/и  «Чудесный мешочек». 

Цель: Учить зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемого образцу. 

  1. Д/и «Что лишнее»

Цель:  Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику

АПРЕЛЬ

  1. «Волшебный песок».

Цель: Способствовать развитию тактильных анализаторов. 

  1.  «Дорожные знаки». 

Цель: Формировать представление о значении квалификации дорожных знаков.

  1. «Волшебный замочек»

Цель: Закреплять знания основных цветов, форму геометрических фигур.

  1. Д/и «Шумящие коробочки» 

Цель: развивать слуховое восприятие

МАЙ  

  1. Д/и  «Спрячь мышку».

Цель: Закрепить у детей представление о цветах.

  1. « Время года – лето»

Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи

  1. «Игры с прищепками».

Цель:  Развивать мелкую моторику рук.

  1. « Разрезные картинки». 

Цель: Учить составлять целое из частей

2.3. Мониторинг

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).  

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно решил все задания

2 балла – ребенок совершил 1-2 ошибки

1 балл – ребенок совершил более 2 ошибок

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей : Общий результат более 20 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.

Общий результат 15 – 20 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные, может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.

Общий результат менее 15 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

3. Организационный раздел

3.1. Взаимодействие с родителями

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

  1. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
  2. Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
  3. Консультация для родителей «Играем везде»».
  4. Информационно- просветительские материалы (ширмы, буклеты, папки) на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста»
  5. Анкетирование  на тему: « Выявление  интересов и знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
  6. Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию
  7. Консультация для родителей « Как развивать сенсорные способности у ребенка»

3.2. Методическая  литература

  1. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. 2–4 года / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2015. - 441 c.
  2. Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты формата А4 на картоне и электронное пособие / Е. А.Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Москва: Наука, 2016. - 712 c.
  3.  Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класс / М.А. Абрамова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 127 c.
  4.  Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2016. - 710 c.
  5. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Наталья Боброва. - М.: Питер, 2016. - 464 c.
  6. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. Книжки - несказки / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2016. - 281 c
  7.  Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 604 c.
  8. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2017. - 457 c.
  9.  Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018. - 856 c.
  10. Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018. - 183 c.
  11. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM). - М.: Учитель, 2018. – 871с. 
  12. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2018. - 595 c.
  13.  Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 760 c.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...