Программа дополнительного образования "РАЗВИВАЙКА"
рабочая программа (средняя группа)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_razvivayka.docx | 56.83 КБ |
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений.
Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Б. Г. Ананьев
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 4-х до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми. Этим средством были выбраны пособия из фетра сшитые своими руками. Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, (родителей) содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
1.2.Цели и задачи программы
Цель:
Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.);
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
- Формировать понимание слов «большой» и «маленький»; «длинный и короткий»
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине;
- Воспитывать трудолюбие, доброжелательные взаимоотношения между детьми, усидчивость.
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов из песка
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания детей 4-5 лет возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Принципы построения программы
- Принцип занимательности — используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны — позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности — заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества — позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник ).
1.4. Планируемые результаты по освоению программы
- Обогащение активного и пассивного словаря детей;
- Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
- Составлять целое из частей (разрезные картинки);
- Использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка)
- Стараться различать на ощупь качество предметов и их называть;
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации)
- Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности
1.5. Возрастные особенности сенсорного развития детей
4-5 лет
Сенсорное развитие – это формирование у ребенка чувственного восприятия окружающего мира. Чувственное восприятие реализуется в ходе сенсорного воспитания, т.е. специально организованной деятельности, направленной на формирование навыков различения объектов по формам, цветам, пространственному и временному положению (иными словами, на развитие навыков сенсорного или чувственного восприятия окружающего мира и его объектов).
Сенсорное развитие дошкольников представляет собой поэтапный процесс, т.е. оно имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития дошкольника. В среднем дошкольном возрасте сенсорное развитие дошкольника характеризуется следующими чертами:
- Развитие ролевых игры. Ребенок начинает брать на себя определенные роли и исполнять их;
- Конкретизация и детализация изобразительного творчества. Ребенок уделяет внимание детям объектов, которые он рисует т.е. он рисует
человека с руками и ногами, на лице рисует нос, рот и иные части, на голове - волосы, на теле – одежда;
- Постепенное развитие пространственного восприятия мира т.е. ребенок начинает понимать расположение объектов в пространстве, находить объекты по заданному положению:
- Развитие навыков конструирования;
- Совершенствование моторных функций;
- Развитие координации движений;
- Формирование навыков абстракции. К примеру, ребенок называет форму объекта, на которую он похож или разделяет объекты по
какому-то признаку: все большие, все круглые, все желтые;
- Совершенствование пространственного восприятия, проявляющееся в усвоении понятий: «дальше», «ближе», «шире», «внутри», «снаружи», сверху», «снизу»;
- Развитие навыков имитации речи, звуков.
Все эти особенности свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие чувственного восприятия
дошкольника. Поэтому, необходимо уделить особое внимание воспитанию сенсорных свойств дошкольника в этот период.
Целевое назначение сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей
действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников.
Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:
- Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
- Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
- Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
- Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
- Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
- Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.
Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.
Направления сенсорного воспитания
В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:
- Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их
характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное
расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.
- Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств
объектов, тренировки освоенных навыков на практике.
Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.
Методика сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание дошкольников 4-5 лет реализуется на основании следующих форм работы:
- Формирование навыков осуществления перцептивных действий.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах.
- Развитие умения использовать сенсорные эталоны на практике.
Знакомство с перцептивными действиями происходит на основании
демонстрации взрослого самого действия и того чувственного впечатления, которое оно вызывает. Затем, происходит тренировка самостоятельного определения перцептивного действия детьми и его качества. Как правило, занятия реализуются в игровой форме. Дети учатся выделять отдельные
качества объектов, различать их. Для этого, применяется сравнение различных свойств объекта, их сопоставление с противоположными.
Развитие представлений о сенсорных эталонах, в среднем дошкольном возрасте, начинается с формирования навыков разделения объектов или их объединения по конкретным признакам. Например, складываем круглые объекты влево, квадратные – вправо, зеленые листья в зеленую тарелку, а желтые – в желтую.
Чтобы отработать освоенные знания, ребенку предлагаются игровые задания, в которых он определяет качества объектов, их свойства, пространственные отношения, группирует по конкретным признакам, отыскивает среди других.
Для формирования сенсорных эталонов и навыков совершения перцептивных действий применяются следующие виды игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Игры на развитие моторных функций;
- Игры и упражнения на закрепление понятий формы объектов и их соотношения с геометрическими фигурами;
- Игры с бросовым материалом:
- Игры и упражнения на закрепления понятия величины
- Дидактические игры на формирование понимания цвета и определения цветов объектов;
- Игры на отработку навыков слухового восприятия;
- Игры на развитие вкусовых ощущений.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет (средняя группа), наполненность группы 10 детей. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 20 минут.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.
№ | Вид деятельности | Количество ОД |
Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету | ||
1 | «Что растет у нас на огороде» | 1 |
2 | «Спрячь мышку» | 1 |
3 | «Воздушные шары» | 1 |
4 | «Цветок для бабочки» | 1 |
Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине | ||
1 | «Угости зайца морковкой» | 1 |
2 | «Строим башню» | 1 |
3 | «Дорога для Миши» | 1 |
4 | «Выбери пуговки» | 1 |
Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме | ||
1 | «Игрушки» | 1 |
2 | «Найди предмет такой же формы». | 1 |
3 | «Волшебный замочек» | 1 |
4 | «Закрой окошки» | 1 |
Театр. Дидактические игры на развитие творческих способностей | ||
1 | Сказка « Колобок» | 1 |
2 | Сказка «Теремок» | 1 |
3 | Сказка «Заюшкина избушка» | 1 |
4 | Сказка « Репка» | 1 |
Дидактические игры на развитие тактильных анализаторов | ||
1 | «Чудесный мешочек» | 2 |
2 | « Волшебный песок» | 2 |
Дидактические игры на развитие слухового восприятия | ||
1 | « Угадай что звучит» | 2 |
2 | «Шумящие коробочки» | 2 |
Дидактические игры на развитие познавательной деятельности | ||
1 | «Времена года» | 4 |
2 | «Игра шнуровка» | 1 |
3 | «Игры с прищепками» | 1 |
4 | «Что лишнее» | 1 |
5 | «Разрезные картинки» | 1 |
6 | «Светофор» | 1 |
7 | « Дорожные знаки» | 1 |
8 | «Транспорт» | 1 |
9 | « Переведи кота через дорогу» | 1 |
Итого | 36 |
2.2. Перспективно – тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ
- « Время года – осень»
Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи
- « Светофор»
Цель: Формировать представления об элементарных ПДД, активизировать словарь: безопасность, светофор, пешеходный переход
- «Шумящие коробочки».
Цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.
- Сказка «Репка».
Цель: Развивать связную речь, упражнять в умении эмоционально и выразительно играть свою роль
ОКТЯБРЬ
- «Что растет у нас в огороде».
Цель: Продолжать учить различать цвета однородных предметов.
- «Угости зайца морковкой».
Цель: Развивать навыки различать понятия «большой» и «маленький».
- Сказка « Теремок»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать последовательность действий.
4. Д/и «Угадай что звучит»
Цель: Развивать зрительно-слуховое внимание
НОЯБРЬ
- Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: тактильные ощущения, определить из чего изготовлен предмет.
- «Переведи кота через дорогу».
Цель: Формировать представления об элементарных ПДД
- « Волшебный песок».
Цель: Способствовать развитию тактильных анализаторов.
- «Дорога для Мишки».
Цель: Развивать навыки различать понятия «длинный» и «короткий».
ДЕКАБРЬ
- Сказка «Заюшкина избушка»
Цель: Развивать диалогическую речь, фантазию, внимание, воображение.
- «Время года – зима»
Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи
- «Транспорт».
Цель: Расширение представлений о видах и назначении специализированных транспортных средств.
- «Найди предмет такой же формы».
Цель: Учить выделять форму конкретных предметов в окружающей обстановке
ЯНВАРЬ
- Д/и «Игрушки».
Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющий одинаковый цвет.
- Сказка « Колобок».
Цель: Развивать связную речь, учить с помощью мимики передавать настроение.
- « Выбери пуговки».
Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.
- «Цветок для бабочки»
Цель: Знакомство с основными цветами
ФЕВРАЛЬ
- Д /и «Воздушные шары».
Цель: Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
- «Игра шнуровка».
Цель: Развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий.
- «Закрой окошки».
Цель: Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
- « Угадай что звучит».
Цель: Развивать зрительно – слуховое внимание.
МАРТ
- «Время года - Весна»
Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи
- «Строим башню».
Цель: Обучение соотнесению по величине
- Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: Учить зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемого образцу.
- Д/и «Что лишнее»
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику
АПРЕЛЬ
- «Волшебный песок».
Цель: Способствовать развитию тактильных анализаторов.
- «Дорожные знаки».
Цель: Формировать представление о значении квалификации дорожных знаков.
- «Волшебный замочек»
Цель: Закреплять знания основных цветов, форму геометрических фигур.
- Д/и «Шумящие коробочки»
Цель: развивать слуховое восприятие
МАЙ
- Д/и «Спрячь мышку».
Цель: Закрепить у детей представление о цветах.
- « Время года – лето»
Цель: Расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи
- «Игры с прищепками».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- « Разрезные картинки».
Цель: Учить составлять целое из частей
2.3. Мониторинг
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно решил все задания
2 балла – ребенок совершил 1-2 ошибки
1 балл – ребенок совершил более 2 ошибок
Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей : Общий результат более 20 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 15 – 20 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные, может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 15 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.
3. Организационный раздел
3.1. Взаимодействие с родителями
Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.
- Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
- Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
- Консультация для родителей «Играем везде»».
- Информационно- просветительские материалы (ширмы, буклеты, папки) на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста»
- Анкетирование на тему: « Выявление интересов и знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
- Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию
- Консультация для родителей « Как развивать сенсорные способности у ребенка»
3.2. Методическая литература
- Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. 2–4 года / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2015. - 441 c.
- Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты формата А4 на картоне и электронное пособие / Е. А.Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Москва: Наука, 2016. - 712 c.
- Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класс / М.А. Абрамова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 127 c.
- Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2016. - 710 c.
- Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Наталья Боброва. - М.: Питер, 2016. - 464 c.
- Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. Книжки - несказки / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2016. - 281 c
- Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 604 c.
- Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2017. - 457 c.
- Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018. - 856 c.
- Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018. - 183 c.
- Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM). - М.: Учитель, 2018. – 871с.
- Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2018. - 595 c.
- Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 760 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...