Календарно-тематическое планирование "Край родной"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17-18gregionalnyy_komponent_st.gr_.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»
Пояснительная записка.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской региональной программы Н.В.Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» и адаптировано для работы с детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности №12 «Казачата» МБДОУ д/с «Жар-птица».
Родитель - первый воспитатель ребенка. Он закладывает основу представления о маленькой родине. Диагностика детей старшего возраста и беседы с родителями показали, что дети и взрослые плохо знают историю своей семьи и малой родины. Мы не знаем истоков своего рождения, не знаем, кто у нас были прадедушки и прабабушки, где они жили, чем занимались. Ещё К.Д.Ушинский говорил о необходимости в развитии познания своей маленькой родины порастающему поколению: «Мы знаем, что Париж находится на Сене, знаем, когда было сражение под Аустерлицем, а что было в нашей губернии - не всегда». Эта проблема познания маленькой родины актуальна и в наше время .
С рождения ребенка совместно с родителями в его мир входит и природа родного края. У него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья и цветы ... Это все ему становится родным и остается в памяти на всю жизнь. Вот почему, уехав из родных мест на долгие годы, он вспоминает их с теплотой и любовью, и постоянно испытывает желание вернуться в родные места. Приобщаясь к природе, ребенок знакомиться с маленькой родиной, сохраняя потом ностальгию на всю свою жизнь.
Среда, окружающая ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, детский сад, друзья), у него возникает потребность расширить знания о социальной среде. Опираясь на поэтапное формирование представлений, ребенок сам может определить свою сущность (я, моя семья - настоящее время). Опираясь на диалектическое развитие ребенка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных отношений и прошлых. А прошлые отношения - это уже история. Так как мы живем на территории Ростовской области, то прошлые отношения - это история Ростовской области. И ребенок эти отношения воспримет проще через историю Донского края.
Данная программа знакомит детей с историей далекого прошлого нашего края, будет способствовать развитию интереса к познанию истории своей семьи. Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история нашего государства. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше и быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство.
К семи годам у ребенка формируются предпосылки успешного перехода на следующую степень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к познавательной деятельности, умение общаться с взрослыми и сверстниками; развитие произвольности дает возможности преодолевать трудности. Это новообразование представлено в виде возможностей, мера которых определяется социальной ситуацией развития ребенка. Данная проблема, считаем, будет успешно решена на основе познавательных занятий, на которых мы формируем ценностные основы: «Природа - общество – я».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью данной программы «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей маленькой родине. Данная цель будет осуществлена через решение следующих задач:
* формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона;
* продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;
* способствовать обогащению представлений о прошлом маленькой родины;
* поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;
* поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;
* способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;
* создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
* способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Календарно-тематическое планирование «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»
№ | Дата | Тема. Целевые ориентиры |
сентябрь | ||
1 | «Расскажи о своей семье» (Сколько в семье человек? Назови всех. Кто где работает, учиться? И др.) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками. | |
2 | «Расскажи о своей семье» (Есть ли у тебя друзья? Как проводишь выходные? Рассматривание семейных альбомов) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками. | |
3 | «Экскурсия по микрорайону» (Кто из нашей группы где живет? А где живут наши воспитатели? Мы идем в гости к ним) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками. | |
4 | Чаепитие. Цель: способствовать нравственному становлению личности; пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность. | |
октябрь | ||
1 | «Город, где я живу. Знакомство с картой Ростовской области, Усть-Донецкого района» Цель: формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, достопримечательности, символику, умение правильно применять пословицы и поговорки: «Всякому мила своя сторона», «Родина любимая, что мать родимая», «Везде хорошо, а дома лучше». | |
2 | «Город, где я живу. Природа Дона осенью» Цель: поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине. | |
3 | «Город, где я живу. Экскурсия в осенний парк» Цель: поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине. | |
4 | «Население Донского края» Цель: продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине. | |
ноябрь | ||
1 | «Население Донского края» Цель: продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине. | |
2 | Природа Дона осенью. Цель: дать детям представления о донской природе осенью; познакомить с приметами, загадками, пословицами по данной теме. | |
3 | «Экскурсия в осенний парк». Наблюдение за происходящими изменениями в живой и неживой природе с приходом поздней осени; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине. | |
4 | «Праздник урожая» (классификация, обобщение: овощи, фрукты, грибы, ягоды). Цель: обобщение и систематизация знаний детей о донском крае через радостное событие в группе. | |
5 | «Растения Дона: культурные и дикие». Цель: познакомить с растениям нашего края. Закрепить признаки культурных и диких растений. Воспитывать любовь и интерес к легендам и природному миру. | |
декабрь | ||
1 | «Зимние забавы на Дону». Цель: познакомить с различными играми зимой. Воспитывать любовь и интерес к родному краю. | |
2 | «Новый год на Дону» (развлечения). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края. | |
3 | «Новый год на Дону» (Украсим ёлку во дворе, на площадке). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края. | |
4 | «Новый год на Дону» (экскурсия к городской ёлке). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края. | |
январь | ||
1 | «Новый год на Дону» (рождественская неделя). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края. | |
2 | «Новый год на Дону» (крещенские гадания). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края. | |
3 | «Новый год на Дону» (экскурсия к церкви). Цель: изучить месторасположение церкви, знакомство с историей существования церкви; с внутренним и внешним убранством церкви. | |
февраль | ||
1 | «Царство животных Дона» Домашние и дикие животные. Цель: совершенствовать представления о многообразии животного мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру. | |
2 | «Царство животных Дона» Удивительные рассказы о животных. Цель: знакомить с интересными фактами из жизни диких животных. | |
3 | «Царство животных Дона» Составление альбома «Животные Дона». Цель: развивать творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности по познанию своего края. | |
«Царство животных Дона» Коллективная работа: изготовление макета «Казачий двор». Цель: развивать творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности по познанию своего края. | ||
март | ||
1 | «Весна на Дону» Женские образы в искусстве. Цель: формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона. | |
2 | «Весна на Дону» Казачий костюм. Цель: приобщение детей к истокам познания своего рода, своего наследия. | |
3 | «Весна на Дону» Видеоэкскурсия в дендрарий. Стихи о деревьях. Цель: совершенствовать представления о многообразии растительного мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру. | |
4 | «Весна на Дону» Удивительное о камне. Создание музея камней. Цель: через знакомство с неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине. | |
апрель | ||
1 | «Весна на Дону» Рисование с натуры весенней природы. Цель: через знакомство с живой и неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине. | |
2 | «Весна на Дону» Птицы донского края. Цель: познакомить с многообразием птиц донского края. Формировать понятие «перелетные птицы» | |
3 | «Весна на Дону» Рисование с натуры весенней природы. Цель: продолжать знакомство с неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине. | |
4 | «Весна на Дону» Посадка клумбовых цветов. Цель: совершенствовать представления о многообразии растительного мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру. | |
май | ||
1 | «Весна на Дону» Казачий праздник «Гуляние на Дону» Цель: формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона. Познакомить с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат. | |
2 | Экскурсия в степь. Цель: формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать растительный и животный мир. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности. | |
3 | Составление гербария растений донского края. Цель: ознакомить с флорой своего района; собрать высушенные растения и сохранить в специальном альбоме. | |
4 | Спортивные соревнования «Ловкие казачата». Цель: познакомить с культурным наследием донского казачества; совершенствовать физические способности детей; прививать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края. | |
5 | Развлечения «Игры казачат» (вариант – шоу «Донские казачки») Цель: создать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действии. |
Предполагаемый результат.
Происходит приобщение детей к истокам познания своего рода, своего наследия. Через знакомство с живой и неживой природой Дона формируется созидательное отношение к окружающему миру, закладываются основы для развития чувства любви к своей маленькой родине. Происходит дальнейшее познания своего «Я» как части мира взрослого. У детей развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности и утверждается собственное «Я» как часть общества и природы. У ребенка возникает желание передавать собственные мысли, чувства своим сверстникам и взрослым о далёком прошлом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование на тему "неделя родного языка" в старшей группе
Ежедневное планирование в старшей группе за февраль месяц в соответствие с ФГТ...
Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.
Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....
Календарно-тематическое планирование по Теме "Мой родной край"
Прделагаю календарно-тематическое планирование по теме Мой родной Крым...
Календарно-тематический план работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста
представлено планирование по воспитанию любви к родному краю с деть старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематическое планирование "Мой родной край" средняя группа
Региональный компонент, включенный в образовательную программу детском саду, как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социа...
Календарно-тематическое планирование по родному краю
Перспективный планпоознакомлению с историей и культурой родного края Подготовительная группа...