Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Календарно – тематическое планирование.
Подготовительная группа
Месяц | неделя | Тема занятия | Задачи | Содержание | Реализация темы в свободной деятельности | ||||
Сентябрь | 1 неделя Вечер | «Земля мой дом» | Дать детям понять, что природа – это общий дом; учить детей различать природу и называть объекты живой природы; составлять небольшие рассказы о природе ; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. | 1.Чтение стихотворения И.Бунина «Осень»; 2.Пояснения, что относится к живой природе; 3.Самостоятельный поиск живой природы; 4.Составление рассказов. | - Дидактическая игра | ||||
Сентябрь | 2 неделя Вечер | «Осенний лесопарк» Экскурсия | Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений нашего поселка; развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений; формировать умения устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными объектами. |
лесопарк. 2.Дидактическая игра « С какой ветки детки?» 3.Дидактическая игра «Придумай загадку». 4.Чтение пословиц и поговорок, примет. | - Чтение художественной литературы; | ||||
3 неделя Вечер неделя | «Мы на клумбу пойдем и цветочек найдем» | Познакомить детей с названиями цветов, растущих в Рязанской области; показать строение растения, растущих на клумбе детского сада(стебель, листья, цветки, корни); дать детям понятие, что цветы не только красивые, но и живые, растут, радуются солнышку. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и существительным. | 1.Рассматривание цветов, растущих в нашей области (козелец приземистый, гвоздика пышная, шпажник, ирис безлистный и др.). цветов на клумбе. 3. Сбор цветов для оформления гербария. 4. Создание проблемной ситуации «Сможет ли, выкопанный цветок расти в группе?» 5. Чтение художественной литературы | - Дидактическая игра «Экологический поезд» - Дидактическая игра «Живая шляпа» - Посадка цветка в цветочный горшок с клумбы для наблюдения в группе. | |||||
Сентябрь | 4 неделя Вечер | «Насекомые» | Учить составлять описательные рассказы по картинкам. Совершенствовать умения детей согласовывать существительные с прилагательными. Расширять словарь за счет глаголов и прилагательных. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | 1. Рассматривание иллюстраций «Насекомые Рязанской области» (красотел, жук-носорог, махаон, апполон и др.) 2. Чтение рассказов, пословиц, загадок. 3. Вопросы к детям. | - Дидактическая игра «Лес чудес»; - Самостоятельная деятельность детей. | ||||
Октябрь | 1 неделя Вечер | Наблюдение «Золотой листопад» | Учить детей приемам оформления гербарий: какие растения брать, как их расположить их на бумаге, оформлять гербарный лист. Раскрыть понятие «листопад»; показать многообразие красок золотой осени; развивать у детей способность к наблюдению листопада; подводить детей к самостоятельному выводу: «листочки падают, потому, что стало холодно; вызвать эстетический отклик на красоту осеннего парка; создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву. | 1. Выбор цветов для гербария. 2. Раскладка цветов на листе бумаги. 3. Оформление гербарного листа. 4. Рассматривание на участке деревьев. 5. Рассказ о листопаде. 6. Чтение художественной литературы И.Соколов-Микитов «Листопадничек». 7. Зарисовка листопада | - Дидактическая игра «Такой листок – лети ко мне» | ||||
Октябрь | 2 неделя Вечер 3 неделя | «Творчество С.Есенина» | Познакомить детей с творчеством поэта С.Есенина. | 1.Знакомство с творчеством С.Есенина. | - Дидактическая игра « О картинке я вам расскажу». - Загадки о животных. | ||||
Октябрь Октябрь | 3 неделя Вечер | «Уж небо осенью дышало» | Учить детей запоминать стихотворное произведение Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. | 1. Чтение отрывка из «Евгений Онегин» А.С. Пушкина | - Наблюдения за погодой на прогулках . | ||||
Октябрь | 4 неделя Вечер | "Морскоецарство" (Экскурсия на родник) | Подвести детей к пониманию того, что изменение природных условий ведет к гибели водных растений, которые не способны адаптироваться к резкой смене погоды; познакомить детей со свойствами льда; закрепить у детей правила поведения в осеннее время у водоема. | 1. Рассказать детям о том, что вода в водоеме замерзла, лед на нем тонкий и не крепкий. Чем холоднее , тем толще становится лед. 2. Поиск детьми растений вокруг водоема. Подвести детей к выводу, что изменение природных условий ведет к гибели водных растений. | - Игра « Растения у пруда». | ||||
Ноябрь | 1 неделя Вечер 1 неделя | «Посылка из Простоквашино» | Учить детей рассматривать предметы, сравнивать их, группировать, классифицировать. Упражнять в умении грамматически строить предложения. | 1. Чтение книги Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино». | - Просмотр мультфильмов; | ||||
Ноябрь Ноябрь Ноябрь | 2 неделя Вечер | «Что осенью родится, зимой пригодится» | Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. | 1.Беседа с детьми; 2. Посадка кустарников на участке с детьми. | - Дидактическая игра «Заготовим овощи на зиму»; | ||||
3 неделя Вечер 4 неделя | «Осенняя пора, очей очарованье» | Систематизировать знания детей о признаках осени. | 1.Иллюстрации Осени. | - Дидактическая игра «Умники и умницы». - Дидактическая игра «Ягоды родного края» | |||||
4 неделя Вечер | «Уходит золотая осень» | Закрепить представления детей об осени, когда всё в природе меняется (уходит тепло, становится холодно, замирает жизнь среди растений; вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников.) | 1.Рассматривание картины И. Левитана « Золотая осень»; 2.Чтение М. Волошина «Осенью» | - Игра «Ловкие и смелые» | |||||
Декабрь | 1 неделя Вечер | «У Лукоморья дуб зелёный» | Познакомить детей с новым стихотворением А.С.Пушкина, учить его наизусть. | 1 . Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». 2.Рассматривание иллюстраций. | - Дидактическая игра «Весёлые автомобили» - Дидактическая игра «Словечко». | ||||
2 неделя Вечер | «Первый снег» | Учить детей понимать образный язык стихотворения, запоминать его. | 1.Чтение рассказов 2.Рисование зимних пейзажей. | - Наблюдения за зимней природой; | |||||
Декабрь | 3 неделя Вечер | «В гости к березе» | Уточнить представление детей о листве березы, их строении, условиях роста, размножении. Почему человек, животные, птицы нуждаются в дереве; развивать воображение; воспитывать уважение к березе, как русской красавице. | 1. Чтение стихотворения о березе. 2. Рассматривание дерева, его частей; 3.Составление рассказа о березе 4. Зарисовка березы. | - Дидактическая игра «Кто назовет больше предметов, вещей, сделанных из березы»; - Речевое лото «Моя Тума»; - Самостоятельная деятельность детей | ||||
4 неделя Вечер | « Красная книга- сигнал опасности» | Дать представление о том, что такое красная книга; Познакомить детей с Красной книгой России и родного края; Формировать представление о том, что люди, плохо знают природу, погубили много растений; Познакомить с охраняемыми растениями. | 1.Знакомство с иллюстрациями редких растений родного края; 2.Обсуждение мер охраны растений 3. Составление Красной книги нашего поселка. | -Дидактическая игра «Две стороны одной медали»; - Дидактическая игра «Найди пару». | |||||
Январь нварь | 2 неделя Вечер | «Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». | Учить пересказывать текст точно, последовательно и выразительно. Познакомить со значением слова игла. Учить подбирать односложные и многосложные слова. | 1.Чтение рассказа М. Пришвина «Ёж» | - Игра с мячом «Где мяч?». | ||||
Январь | 3 неделя Вечер | «Деревья зимой» | Привлечь внимание детей к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дать возможность рассмотреть деревья, сравнить их: на елях снег лежит, а на лиственных совсем мало снега. | 1.Рассказ воспитателя о том, как зимуют деревья. 2.Рассматривание деревьев, кустарников, веток, отмечают их изменения. 3.Дидактическая игра: «Растения» | - Подвижная игра: «От кустарника, к кустарнику», | ||||
4 неделя Вечер | Знакомство с творчеством В.Я Козлова | Упражнять детей в согласовании слов в предложении. | 1.Встреча с поэтом В.Я Козловым. | - Дидактическая игра «Речецветик». | |||||
Февраль | 1 неделя Вечер | Экскурсия в зимний лесопарк. | Усвоить красоту зимнего леса. Отметить, что ветки березы как белые кружева. | 1.Чтение стихотворения о березе. 2.Игра: «Угадай по описанию» - описание березы. | - Дидактическая игра «Повторяй-ка» | ||||
Февраль | 2 неделя Вечер 2 неделя2 неделя 33 неделя | «Комнатные растения» | Расширить знания детей о приемах ухода за растениями, их последовательности. Обучать приемам рыхления . Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям. Желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1.Дидактическая игра: «Когда, что растет» 2. Труд в уголке природы. 3.Игра: « Магазин цветов». 5. Загадки о комнатных растениях. | - Дидактическая игра «Смена позиций». | ||||
3 неделя Вечер | Знакомство с творчеством Сержа | Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. | 1.Беседа о земляке- поэте Серже. | - Дидактическая игра «Кого можно гладить» Дидактическая игра «Шишка» | |||||
Февраль | 4 неделя Вечер | Игра - занятие «Мы друзья природы» | Вызвать у детей интерес к живой природе и к проблеме ее охраны. | 1.Чтение стихотворения В.Орлова «Нас в любое время года учит мудрая природа» 2.Рассматривание плаката «Сохраним родную природу» 3.Показ слайдов о природе и беседа педагога с детьми. 4.Слушание музыки о весне из произведения Чайковского «Четыре времени года» | - Труд на участке. | ||||
1 неделя Вечер | Наблюдение за первой травкой «Уж трава моя шелковая» | Развивать у детей представление о том, что растениям нужно тепло. Воспитывать бережное отношение к первой травке. | 1.Беседа с детьми о том, что бегать по первой траве нельзя. 2.Использование фольклорного текста «Затоптали меня малые детушки, играючи...» 3.Рассматривание молодой травы на участке. | - Хороводная игра «Веснянка». | |||||
Март
| 2 неделя Вечер | Знакомство с творчеством В.Цветкова | Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. | 1.Знакомство с книгой В.Цветкова «Ручей» | - Труд в книжном уголке группы. | ||||
3 неделя Вечер | «Грачи прилетели» | Учить детей рассматривать пейзажную картину. | 1.Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели» 2. Выставка книг в книжном уголке «Перелетные птицы»., 3.Лепка и рисование перелетных птиц. | -Наблюдения за птицами на прогулке. | |||||
4 неделя Вечер 5 5 неделя неделя | «Кап, кап кап» (Наблюдение за капелью) | Развивать у детей способность к наблюдению, за таянием снега, появлением луж, проталин, появлением зеленой травы. Воспитывать интерес к явлением природы. | 1.Загадывание загадки о весне. 2.Чтение стихотворения «Льется дождик с высоты» К. Паустовского. 3.Рассматривание снега, луж, проталин, первую зеленую травку. | - Игра: « Не замочи ноги» | |||||
Апрель Апрель Апрель | 1 неделя Вечер 1 неделя | «Комнатные растения» | Расширить знания детей о приемах ухода за растениями, их последовательности. Обучать приемам рыхления . Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям. Желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1.Дидактическая игра: «Когда, что растет» 2. Труд в уголке природы. 3.Игра: « Магазин цветов». 5. Загадки о комнатных растениях. | - Дидактическая игра «Смена позиций». | ||||
2 неделя Вечер | Комплексное занятие «Заколдованный лесной театр» | Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в экологических театрализованных играх. Расширить у детей представления о весенних признаках живой и неживой природы. | 1.Создание проблемной ситуации: «Весенние письма и посылки, которые оповещают, что заколдовали «Лесной театр», где просят детей расколдовать театр. 2.Чтение чистоговорок, потешек о природе. 3.Открывают посылку, где находятся театральные костюмы. 4.Рассказ воспитателя сказки о весеннем лесе. 5.Показ составленной сказки о весеннем лесе. | - Выставка в книжном уголке произведений о весне. | |||||
3 неделя Вечер 3 неделя | Состязание для детей «В гостях у Весны» | Выявить и закрепить знания детей о весне. Учить детей отвечать на вопросы кратко, четко. Воспитывать любознательность, тягу к знаниям, чувство соперничество. | 1.Вопросы - задания для детей о весенних признаках. 2.Игра: «Лесные тропинки» 3.Игра: «Мое любимое дерево» 4.Игра: «Угадай, что это?» - название кустарников. | - Труд в уголке природы. | |||||
4 неделя Вечер | «Любование картинами природы. Природа художница. Природа волшебница». | Учить детей любоваться природой, рассматривая картину. Упражнять в умении видеть различая в состоянии живой и неживой природы. Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. | 1.Рассматривание репродукций, произведений живописи, графики. 2.Прослушивание аудиозаписи. 3.Чтение стихов о природе. | - Игра «Украсим березку» | |||||
Май
Май | 1 неделя Вечер | «Беседы о своей малой Родине» | Расширять знания детей о своем поселке. Продолжать формировать умения отвечать на вопросы и рассказывать. Развивать интонационную выразительность речи. | 1.Беседа с детьми о родном поселке. | Игра «На полянке» | ||||
2 неделя Вечер | Работа на огороде детского сада. | Уточнить представление о том, что овощи выращивают из семян. Продолжать учить различать семена редиса, моркови. | 1.Беседа с детьми о том, какие овощи росли на огороде в прошлое лето. 2.Предложить детям посадить на грядке свой овощ. 3.Рассматривание корнеплодов: свеклы, репы. 4.Посадка корнеплодов в воду. 5.Зарисовка посадки в дневнике наблюдений за ростом растений. | - Подвижные игры на прогулке. | |||||
3 неделя Вечер | КВН «Друзья природы» | Поддерживать устойчивый интерес у детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. помогать видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм и красок. | 1.Состязание 2 команд. 2.Приветствие капитанов. 3.Конкурс "Знатоки" 4.Музыкальный конкурс «Исполни отрывок из песни о природе» 5.Конкурс загадок. 6.Конкурс «Быстро нарисуй». 7.Подведение итогов. | - Дидактическая игра «Игрушки у Танюшки» | |||||
4 неделя Вечер | «Храм науки» | Совершенствование речи как средства общения. | 1.Беседа с детьми о библиотеке и труде библиотекаря. | - Труд в книжном уголке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и животных родного края....
Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе
Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» в разновозрастной группе от 5-7 лет
Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края....