Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_studii_o_rodnom_krae.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 359 г.о.Самара

ПРОГРАММА

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

для работы студии о родном крае  «Истоки»

реализуется на базе МБДОУ № 359.

        

Составитель:

                                                                           Воспитатель МБДОУ № 359:

                                                                            Абаимова Л.Н.

Самара 2013

АННОТАЦИЯ

Обоснование программы.

    Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Все это укрепляется в ребенке при реализации комплексного подхода в воспитании. Такой подход – это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской природой. Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества. Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Работа с природным и бросовым материалом стимулирует творчество, помогает осмыслить свои трудовые действия, прививает привычку систематического труда. Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством. Народное воспитание применительно уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой. Народная пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Поэтому надо начинать работу уже с первых лет жизни малыша от 2-3 лет. Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Наш путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.

     При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

    Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением  педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыкитрадициямибытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

     Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

    Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

  1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
  3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.
  4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

 Адресат:

Дети 4-5 лет (подгруппы по 10-12 человек).

Продолжительность:

Продолжительность программы 8 месяцев (октябрь – май)

Продолжительность каждого занятия составляет не более 20 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей.

Структура программы:

Программа носит комплексный характер. Она состоит из 32 занятий, которые проводятся с октября по май месяц включительно.

Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. Предпочтение при организации процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и её самореализации. В педагогическую деятельность были включены:

  • Интерактивные занятия;
  • Посещение мини-музея;
  • Познавательные беседы;
  • Предпраздничные посиделки;
  • Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • Праздники;
  • Работа с родителями.

Структура занятий:

Вводная часть – упражнения на развитие навыков взаимодействия со сверстниками, произвольного поведения, разминка. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Основная часть – совокупность игр и упражнений, направленных на решение задач данного занятия.

Заключительная часть – итог занятия.

Методы:

  • Метод интерактивной игры.
  • Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов.
  • Словесные методы и приёмы.
  • Практические методы.
  • Упражнения, опыты, экспериментирование.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Предполагаемый результат:

Дети имеют представления о:

  • русской народной игрушке;
  • предметах народного быта: веретено, пряжа, прялка;
  • характерных особенностях русского костюма;
  • истории возникновения ручки, ложки;
  • старинной русской обуви- лапти;
  • народных праздниках.


«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                        Заведующий МБДОУ детского сада

 № 359  г.о. Самара

                                                                        __________Пятилетова Л.А.

.                                                                        «____»_______________2013

Календарно – тематический план

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

для работы студии о родном крае «Истоки»

Руководитель студии:

Абаимова Людмила Николаевна

Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Категория обучающихся: Дети 4-5 лет (подгруппы по 10-12 человек).

Срок обучения: 8 месяцев

Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Подготовительная работа

Кол-во часов

октябрь

1.«Знакомство с русской избой» (первое посещение)

  • Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «горницей»-«избой», домашней утварью).
  • Расширять активный словарь новыми словами6 изба, горенка.
  • Развивать интерес к посещению избы.

Предметы быта мини-музея, игрушки, иллюстрация «Дети на русской печи».

Знакомство с хозяйкой «избы»; заучивание песенок и потешек, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок».

1 ч

2. «Ходит сон близ окон…»

  • Знакомить со старинным предметом- колыбелькой.
  • Активизировать в речи слова6колыбелька, зыбка, люлька.
  • Развивать интерес к песенкам, потешкам.

Картинки с предметами старины (колыбелька, кукла);  игрушки (кот, мышка, собачка).

Заучивание потешек, колыбельных песенок.

1 ч

3. «Как у нашего кота…»

  • Знакомить с обитателем избы -котом  Васькой.
  • Заучить с детьми потешку «Как у нашего кота».
  • Развивать интерес к малому фольклору.

Кот (игрушка); шкатулка  с нитками и бумажками.

Рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».

1 ч

4. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

  • Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком.
  • Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас.
  • Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним.

Атрибуты мини-музея- ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.

Чтение русских народных сказок, посещение мини –музея, рассматривание предметов в группе.

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Кол-во часов

ноябрь

5. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

  • Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.
  • Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие.
  • Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем».

Различные самовары, чайники, чайная посуда, кукла, баранки, чай, сладости.

Рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», мини-выставка «От самовара к чайнику».

1 ч

6. «Лисичка со скалочкой»

  • Дать детям представление о русском народном предмете обихода – скалке, о её назначении и применении.
  • Познакомить со сказкой «Лисичка со скалочкой».
  • Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.

Игрушка Козёл – стрекозёл; скалка, персонажи кукольного театра «Лисичка со скалочкой»

Повторение песенок –потешек: «Наш козёл», «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; разучивание р.н.и. «Мышеловка».

1 ч

7.Лепка «скалка, скалка, скалочка…»

  • Закреплять знания о предмете обихода- скалке, её назначении и применении.
  • Формировать умение у детей пользоваться скалкой.
  • Упражнять в умении раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, сплющивать края, удлиняя их, создавая поделку – скалка.

Скалка, лопатка; формочки для теста, солёное тесто; клеёнка, картон под клеёнку, пластилин, доска для лепки.

Предложить родителям вместе с детьми дома испечь печенье, дав детям возможность самим пользоваться скалкой.

1 ч

8. «Золотое веретено»

  • Знакомить с женским народным ремеслом- прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном.
  • Формировать умение работать в парах.
  • Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха.
  • Развивать интерес к старине.

Прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.

Чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремёсла», посещение мини-музея.

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Кол-во часов

декабрь

9. Аппликация «Волшебные клубочки»

  • Продолжать знакомить детей с предметами русского обихода.
  • Объяснить, как получаются из шерсти «волшебные клубочки» и изделия.
  • Закреплять навыки пользоваться ножницами.
  • Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Веретено, спицы, вязальный крючок, клубочки пряжи, образец аппликации «Узор для свитера»; шаблоны свитеров разных цветов, 10 бумажных квадратов, клей, кисточка, губка, клеёнка.

Чтение русской народной сказки «Золотое веретено».

1 ч

10 «Сошью Дуне сарафан»

  • Познакомить с русским народным костюмом; формировать понятия «праздничная» и «будничная2 одежда.
  • Расширять словарный запас словами: штаны, сарафан, сорочка.
  • Развивать творчество, интерес к прошлому.

Кукла в русском костюме, костюмы для детей - сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.

Рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу»; чтение сказки «Заюшкина избушка»; игра «Колечко-колечко».

1 ч

11.Маша варежку надела»

  • Познакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

Пряжа, клубки различного цвета, вязаные варежки, перчатки, шарфики, носки. «бабушкин сундук».

Чтение сказок «Морозко», рассматривание альбома «Волшебные клубочки», посещение выставки «Марьи - искусницы».

1 ч

12. Рисование «Чудо-иголочка»

  • Дать представление о народных предметах обихода: иголке, нитке, пяльцах, о их назначении и применении.
  • Формировать умение расписывать сарафан, используя элементы дымковской росписи.
  • Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Кукла Дуня в русском костюме, иголка с ниткой, катушка ниток, пяльцы,  образец сарафана, украшенного узором; шаблоны сарафанов, кисти, краски, баночка с водой.

Чтение русских народных сказок.

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Подготовительная работа

Кол-во часов

январь

13. «Во что играли прабабки и прадеды, когда были детьми?»

  • Знакомить детей с русской народной игрушкой.
  • Расширять словарь: народная игрушка, старинная, в старину.
  • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Картинки с народными игрушками, альбом «Игрушка для бабушки».

Рассматривание альбома «Игрушка для бабушки», чтение русских народных сказок.

1 ч

14. «Народная игрушка – матрёшка»

  • Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства.
  • Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка-неваляшка.
  • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Разные виды матрёшек, картинки с матрёшками различных городов.

Рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрёшками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрёшек.

1 ч

15. Декоративное рисование «Русская матрёшка»

  • Формировать умение расписывать матрёшку.
  • Ввести в активный словарь: расписная, деревянная.
  • Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её.

Расписные матрёшки; иллюстрации «Коллекции матрёшек»;  плоскостное изображение матрёшки для каждого ребёнка, краски, кисти, вода, заготовка нерасписанной матрёшки.

Рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрёшками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрёшек.

1 ч

16. «В гостях у Василисы»

  • Продолжить знакомить детей с народными предметами обихода, их красотой, яркостью.
  • Познакомить детей с атрибутами старинного русского быта: половиком, лоскутным одеялом.

Декорации мини-музея: половик, лоскутное одеяло, печь, самовар, пироги для угощения, костюм в русском народном стиле.

На прогулке поиграть  с детьми в ранее разученные русские народные игры.

1 ч

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовительная работа

Кол-во часов

февраль

17. «Волшебная дудочка»

  • Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
  • Формировать умение различать музыкальные инструменты по типу и звучанию.
  • Обогащать  словарный запас новыми словами.
  • Развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

Колокольчик, деревянные ложки, трещотки, дудочки, балалайки.

Рассматривание альбома «Играй, гармонь», самостоятельные игры на музыкальных инструментах, посещение мини- музея.

1 ч

18. «Необыкновенное перо»

  • Познакомить детей с историей ручки, с процессом её преобразования человеком.
  • Формировать умение понимать назначение и функции ручки, её необходимость в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления.

Конверт с диском, угольки, бумага, палочка-стиль, гусиное перо, чернильный набор, видеофильм, ручка.

Рассматривание альбома «Письменность на Руси», рисование мелками, угольками, пёрышками, ручкой

1 ч

19. «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

  • Формировать потребность в познании рукотворного мира
  • Совершенствовать знания о предметах народного быта, о родовых понятиях.
  • Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.

Круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви, лапти, силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, и тесьма – для каждого ребёнка.

Рассматривание картинок русской народной одежды, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей.

1 ч

20. «Валенки да валенки»

  • Формировать потребность в познании рукотворного мира
  • Совершенствовать знания о предметах народного быта, о родовых понятиях.
  • Развивать связную речь.

Картинки с различным изображением обуви,  картинки как делают валенки.

Рассматривание картинок валенок, последовательность катания валенок, альбом «Обувь старины».

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Кол-во часов

март

21. «Госпожа честная Масленница»

 

  • Познакомить с традициями русского народа- обрядовым праздником Масленица.
  • Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
  • Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Иллюстрации о проведении масленицы, рассматривание альбома «Масленица в детском саду», блины, стихотворения про масленицу.

Беседы о проведении праздника, рассматривание иллюстраций по теме., на прогулке разучивание русской народной игры «Горелки».

1 ч

22. Мозаичная аппликация «Блин»

  • Формировать  умение отгадывать описательные загадки о предметах обихода.
  • Повторить знакомые пословицы и поговорки о труде.
  • Закреплять умение выкладывать мозаичную аппликацию.

Шаблон блина, детали мозаики( чёрного, серого, красного, жёлтого цветов). Иллюстрации стола, предметов домашнего обихода.

Провести дидактическую игру «Готовим обед».

1 ч

23. «Весна, весна, поди сюда!»

  • Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
  • Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
  • Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
  • Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества.

Иллюстрации о проведении обряда встречи весны, заклички, поговорки, приметы.

Рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек, примет, поговорок о весне, на прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок».

1 ч

24. Лепка

«Жаворонки прилетели…»

  • Повторить с детьми ранее разученные весенние заклички.
  • Продолжать знакомить со старинными русскими обычаями встречи весны.
  • Разучить новые весенние заклички о жаворонках.
  • Закреплять умение лепить птичку, пользуясь приёмами раскатывания, оттягивания, закругления, соединения частей.

Образец вылепленной птички. Солёное тесто, клеёнка, стека, баночка с водой, гречневая крупа.

Повторение закличек о весне. Наблюдение за погодой, народные приметы. На прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок».

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Кол-во часов

апрель

25. 26. «Теремок»

  • Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.
  • Расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, крыльцо.
  • Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Иллюстрации: строительство избы, деревенских домов; картины художников о родной природе, деревне; картины с изображением сосны, ели, берёзы, осины.

Рассматривание альбома «Деревянное зодчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

2 ч

27. «Из прошлого ложки»

  • Познакомить с кухонной утварью- ложкой, её возникновением и использованием.
  • Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.
  • Способствовать развитию интереса к ремёслам наших предков.

Ложка – заготовка, расписная ложка, алюминиевая и металлическая ложки.

Рассматривание альбома «Ремёсла наших предков»; игра на ложках, посещение мини-выставки «Ложка в прошлом и настоящем».

1 ч

28. Декоративное рисование

«Ложки расписные»

  • Закрепить знания о возникновении ложки на Руси.
  • Формировать умение расписывать ложку.
  • Развивать  желание украсить ложку.

Заготовки плоскостных изображений ложки, краски, кисточка, вода, разные виды ложек (иллюстрации).

Игра «Картошка», рассматривание иллюстраций различных ложек.

1 ч

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Кол-во часов

май

29. «Какую историю расскажет нам русская печка»

  • Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян.
  • Активизировать словарный запас.
  • Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

Иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением русской печи; имитация угла с домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.

Чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.

1 ч

30. 31. «Путешествие в прошлое одежды»

  • Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

Детская одежда для выставки, кукла в одежде из шкуры, картинки с изображением человека в одежде из натуральных тканей, картинка ткацкого станка; для каждого ребёнка для опыта – вата, веретено, лупа, кусочек ткани.

Рассматривание одежды, её частей, беседа об их назначении; чтение книги М.Константиновского «как ткани ткут и нитки прядут», рассказов об одежде из энциклопедии для малышей «Чудо - всюду».

2 ч

32. Тематическое развлечение «Красные девицы и добрые молодцы»

  • Приобщение дошкольников к культурно- историческому наследию России.
  • Развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств.

Русские народные костюмы для детей, каравай, русская народная музыка.

Заучивание закличек, русских народных песен.

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осенняя ярмарка в родном краю" для детей старшей группы

В этом 2012 году наше дошкольное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями перешло на комплексно-тематическое планирование, в рамках которого реализуется интеграция основн...

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

План-конспект совместной деятельности на тему: «Поляна цветов родного края» для детей старшей группы

Основная цель данного НОД - реализация регионального компонента в старшей группе ДОО (знакомство детей с природой родного края, растительным миром Поволжья)....

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа.

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа....

Викторина «Знатоки родного края» для детей подготовительной группы (Читающие дети)

Викторина для дошкольников подготовительного возраста (умеющих читать) по теме "Малая Родина"...

Познавательно–исследовательский проект «Растительный мир родного края» для воспитанников средней группы

Цель: познакомить воспитанников   с многообразием растительного мира   республики Башкортостан, воспитывать любовь и патриотические чувства к малой родине....

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...