Родительское собрание "Учимся понимать чувства детей"
консультация (старшая группа) на тему
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросу эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Задачи родительского собрания:
- Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных и отрицательных эмоций.
- Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
- Показать родителям значение совместных игр для развития эмоциональной сферы ребёнка.
- Развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_chuvstva_detey.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Как понять чувства ребенка»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросу эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Задачи родительского собрания:
- Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных и отрицательных эмоций.
- Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
- Показать родителям значение совместных игр для развития эмоциональной сферы ребёнка.
- Развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игр.
В наше непростое время наблюдается некоторая отстраненность родителей от детей, которая сказывается на эмоциональном интеллекте не только детей, но и взрослых, недостатки ласки, добросердечности и чуткого внимания.
Решающее условие воспитания эмоциональности ребенка является многокрасочная и богатая эмоциональность матери. Сколько бы не твердили ребенку о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью. Чем одарила мать, тем ребенок и владеет.
Психологами доказано, что потребность в любви, принадлежности, т.е. нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей.
Ее удовлетворение-необходимое условие нормального развития ребенка.
Потребность удовлетворяется , когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня есть», «люблю когда ты дома», «мне хорошо, когда мы вместе», «Я рада тебя видеть» и др.
Сегодня мы поговорим о чувствах, которые испытываем мы сами, наши дети, другие люди. Какие эмоции мы можем чувствовать?
(Родители называют эмоции)
Игра «Назови правильно эмоцию»
Понятно, что в обозначаемых ситуациях разные люди могут испытывать разные эмоции.
Этюд «Глаза в глаза»
Часто можно слышать от родителей, что у детей нет чувств - сплошные истерики, капризы и издевательства над папой с мамой. Все они делают назло, все специально! А ведь слезы, крики и гнев имеют полное право на существование и принятие со стороны взрослых.
Когда ребенок плачет - о чем это говорит? А если злится или постоянно устраивает истерики? (Вопросы к родителям- высказывания родителей)
Один ребенок плачет от страха, другой - от радости, третий - от грусти... Да и мы, взрослые, сами иногда можем заплакать не по какой-то конкретной причине, а от целого спектра чувств.
Ребенку нужно давать возможность проживать его собственные чувства.
Конечно, вы можете возразить: «Так что же теперь, позволять ребенку реветь и кричать где и когда вздумается? Это же беспредел какой-то!»
Просить ребенка не кричать в общественном месте, потому что его крик мешает и может кого-то напугать, - это нормально, но просить его не кричать в принципе, потому что хорошие дети так себя не ведут, - уже нет. Как же родители могут научить ребенка адекватно и приемлемо выражать свои эмоции.
Давайте разберем все нам знакомые ситуации:
Боль. Знакомая сцена: ребенок падает, ударяется, куда-то проваливается ногой, спотыкается - ему больно, он плачет, а мама начинает за это ругать. Она кричит: «Ты сам виноват - куда ты полез? Почему ты не смотрел под ноги?» Знаете, как ужасно чувствует себя ребенок в этот момент? Ему и без того страшно и больно, а его еще за это ругают. Получается, если бы упал и не плакал, было бы нормально, а раз плачешь, значит, ты нехороший.
Правильная реакция мамы - приласкать ребенка, пожалеть, подуть на ранку или шишку, наклеить пластырь, если надо, а уже потом, когда шок пройдет и боль утихнет, поговорить о случившемся. Но только не в формате – «Сам виноват, так тебе и надо!»
Истерика в магазине. Основное, что нужно запомнить про такие истерики, - это то, что ребенок истерит, когда окружающая действительность оказывается сильнее, чем он может выдержать. Маленький человек попал в магазин игрушек или просто в большой магазин - дух захватывает! Ребенок перевозбуждается, теряет почву под ногами. Именно в такой момент ему больше всего нужен родитель, который удержит его в нормальном состоянии - обнимет, поддержит, успокоит и выведет из этого места.
Только после того как ребенок успокоится, его можно воспитывать и что-то объяснять о правилах поведения. Если ситуация повторяется, то не берите ребенка в большие магазины, пусть сначала подрастет.
Слезы. Родители в большинстве своем крайне отрицательно относятся к детским слезам, особенно если плачут мальчики -из-за какой-то ерунды (по их мнению). Взрослые считают чем-то постыдным и собственные слезы. Они стараются успокоить себя или другого плачущего как можно скорее, могут даже пристыдить.. Как будто слезы делают нас хуже или слабее. Нужно учиться принимать как слезы ребенка, так и свои собственные. Не загонять грусть вглубь, переживать ее открыто.
Как помочь ребенку справляться с сильными эмоциями?
Во-первых, на собственном примере показывать, как выражаете и чувствуйте эти эмоции. Делиться, обсуждать события из жизни. Говорить: «я устала, мне нужно побыть одной» или «я злая, я в бешенстве, не трогайте меня». Или «мне грустно, поэтому я плачу». Ребенку нужно наглядное пособие о том, как чувства выражать и как о них говорить.
Во-вторых, помогать ребенку, понимать и проживать свои собственные чувства. Например: ребенку хочется конфету или гулять, или мультик, или еще раз прыгнуть через лужу, а вам нужно совсем другое. Назревает конфликт. Присядьте к нему, загляните в глаза и скажите мягким голосом: «Да, мой хороший, я тебя понимаю. Я тебя вижу! Ты расстроен/злишься/сердишься, потому что ты хочешь вот это, а я не даю. Но мы действительно сейчас не можем это получить. Я не могу тебе этого дать. Давай я тебя пожалею». И все.
Это не значит, что вы вот так сказали один раз, и ребенок пошел с вами – тихий и спокойный. Он может продолжать плакать, а вы должны идти и жалеть его. И про капризы свои с первого раза он, конечно, не забудет.
Зато произойдут другие очень важные вещи:
1. Вы дадите ребенку понять, что он и его чувства для вас очень важны.
2. Вы поможете ему осознать, что с ним происходит.
3. Вы научите его обращаться со своими чувствами.
4. Постепенно вы заложите огромный потенциал для дальнейшего эмоционального благополучия и развития.
5. Вы научите его тому, чему он будет потом учить своих собственных детей, а это очень дорого стоит.
Злость и агрессия. Каждая мама сталкивалась с тем, что ее ребенок начинал бить, кусать или толкать другого ребенка на площадке или в детском саду. Что делать?
Можно отругать ребенка за то, что он подошел и укусил другого малыша. Даже не можно, а нужно. И даже не ругать, а объяснять много раз: «Ты разозлился, потому что у тебя забрали машинку или самого толкнули, или не дали покатать паровозик. Но даже если ты злишься, кусать никого нельзя!» Таким образом, мы оставляем ребенку право на саму злость, но показываем, что ее можно выразить иначе. В этом заключена принципиальная разница: злиться - можно, кусаться и бить - нельзя.
Причины агрессии у ребенка
-неудовлетворенная потребность в общении и любви.
-внутренняя неудовлетворенность (непризнание ребенка)
-ощущение тревоги и страха нападения (неоднократное подвергание физич.наказаниям, унижениям, оскорблениям)
Дети живут чувствами – показывать, как Я справляюсь со своими эмоциями. (Чем громче Вы кричите, тем чаще он будет вызывать Ваш крик своим поведением, агрессией). Сильные эмоции поддерживают ребенка (он понял, что управляет вами, вы его тем самым поддерживайте на негативные поступки) - нужна сильная позиция мамы, я люблю тебя всякого, даже драчливого.
Если ребенок управляет родителями, он сам становиться неуправляемым.
Обычно до 4-х лет – агрессия непреднамеренная (не осознает, что другому больно).
Необходимо обучать детей 3 шагам – реакция на агрессивное поведение:
1 шаг- он предупреждает (говорит о своих чувствах), я злюсь, не люблю, мне неприятно когда ты меня толкаешь и т.п.
2шаг-если ты еще раз меня толкнешь, я тебя ударю (вводить в цивилизованные рамки)
3шаг- драка (ответная реакция ребенка)
В основе агрессии, неудовлетворенная потребность в любви, принятии, внимании. А самая основная Человеческая потребность в общении! Итак, в основе агрессии - потребность во внимании. Агрессивный Че - это Че, который не дополучил и этим вызван гнев – и последующую за ней агрессию.
Действенные альтернативы вместо – бить, стыдить, наказывать.
-Просьба - вместо приказов
-Поощрение- вместо наказаний
-Тайм-ауты- вместо шлепков и тумаков.
В прошлом шлепки и удары оказывали должное воздействие на детей, теперь они приводят только к ответной реакции. Основанные на устрашении методы воспитания ограничивают естественное развитие детей.
Не бойтесь садить на колени ребенка, прижимать, ласкать. Пойдет в школу он сам не захочет, чтоб его целовали (чтоб не увидели одноклассники)
Каждый родитель должен иметь склонность к рефлексии и внимательности, родитель должен чувствовать, слышать, слушать, понимать чувства своих детей.
Я твердо убеждена в том, что нужно безумно любить своих детей, отдавать им каждую минутку, каждую крупицу своего сердца. Тогда забываются все обиды и неприятности…
В вашей голове, как и в вашем доме, должно быть только то, что работает на ваши ценности и интересы, что работает на ваше будущее.
Самый ценный подарок для ребенка не игрушки и мультики, а любящие мама и папа, которые находят для него время. (Видеоролик «Мама, я хочу быть твоим телефоном»)
В заключении, игра с родителями «Я передаю тебе радость»
( Раздаточный информационный материал: буклет «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?, «Играем всей семьей» и памятки-рекомендации для родителей)
Успехов Вам, в общении с вашими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...
родительское собрание "Всегда ли мы понимаем своих детей"
Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания....
Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"
Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...
« Учимся понимать чувства других людей»
развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Семинар – тренинг по принятию инклюзивных детей "Понимаю - Чувствую - Поддерживаю"
Цель семинара - тренинга - создание условий для формирования толерантных установок у воспитателей в отношении детей с ОВЗ....
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: « Учимся понимать чувства других людей»
Конспект НОД "Учимся понимать чувства других людей"...