Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основная цель занятия- воспитание эмпатии,сочувствия к окружающим людям с ограничениями в здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_uroki_dobra.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 5 « Солнышко» г.Владимир, мкр.Оргтруд
Открытый просмотр
коррекционно-развивающего занятия
в старшей группе
по программе С.И.Семенака
«Уроки добра»
по теме:
«Физическая и эмоциональная боль. Учимся понимать чувства другого человека»
Провела педагог-психолог
Голованова Е.В.
Декабрь 2013 г.
Цели:
- познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль;
- научить различать ощущения ,которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли;
- учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль;
- стимулировать желание оказать помощь, утешить;
- развивать чувство доброты;
- формировать навыки социального поведения.
Методические приемы:
1.Решение проблемных ситуаций
2.Тренинг эмоций.
3.Слушание и беседа рассказа о чувствах персонажей, попавших в беду
4. Показ слайдов о видах боли.
5. Обсуждение приемов оказания эмоциональной поддержки другим людям,
испытывающим боль..
6. Поведенческий тренинг ( обыгрывание ситуаций)
7. Социальная игра «Слепой и поводырь»
8.Рисование на тему: « Лягушонок».
Оборудование:
Волшебный цветок, игрушка лягушонок, цветные карандаши, альбомы, музыка «Звуки природы», магнитофон, цветные платочки
Ход занятия.
1.Психолог с помощью «волшебного цветочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице. Поощряет детей за желание помочь других, прийти на помощь в трудную минуту.( ставит цветок в вазу)
2.В ладошке у психолога дети видят игрушку лягушонка ( он плачет).
Психолог:
-Дети, что случилось с лягушонком? Волшебный цветок рассказал мне историю, которая с ним приключилась:
Лягушонок прыгал по дорожке
И о камешек поранил ножку.
« Ой-ой-ой !»-заплакал лягушонок.
Как же голосок его был тонок!
Он листочек к ранке приложил
И к лягушке-маме поспешил.
3.Обсуждение истории:
Психолог:
-Ребята, а что чувствовал лягушонок, когда поранил ножку? (боль)
-А вы испытывали когда-нибудь боль? (ответы детей)
-А вам жалко лягушонка?
-Как его можно пожалеть? Какие слова сказать ему? ( не плачь, все пройдет, подуть на ножку).
А давайте сейчас представим, что мы лягушата. Вы поранили ножку.Как вы это изобразите?
4.Тренинг эмоций «Лягушонок»
Задача детей: передать состояние лягушонка , поранившего ножку, с помощью мимики, жестов, пантомимики.
( дети выражают боль на лице, приподнимают « пораненную ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая , идут к маме (психологу)
Дети садятся в круг.
5.Психолог рассказывает детям о видах боли:
-Боль бывает разная: есть физическая боль- больно, когда :
-Падаешь;
-Кто-то сильно толкнул, ударил;
-Порезал руку и ногу….
Просит детей продолжить перечисления физической боли…..
-ожегся чем-нибудь горячим;
-Кто-то укусил;
6.Решение проблемных ситуаций.
Показ слайдов № 2-3-4
Психолог предлагает детям определить, почему плачет девочка Маша.
Дальше она рассказывает историю, которая приключилась с Машей.
Текст для чтения:
Маша с подружками играла
во дворе в прятки. Она
хотела спрятаться в большой ящик и быстро побежала к нему, но споткнулась и упала. Она громко заплакала.
Подружка Катя сказала:
-Успокойся, пожалуйста, потерпи. Сейчас я позову твою маму. Вот увидишь , все будет хорошо.
Из подъезда вышла Машина мама:
-Не плачь, возьми себя в руки. Ну-ка покажи, что у тебя там? Какие пустяки. Сейчас мы промоем ранку и заклеим пластырем. И все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят, терпи , казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»
Психолог:
- Какую боль ощущала в этой истории девочка Маша?
Дети делают вывод, что девочка ощущала физическую боль.
-Кто помог Маше почувствовать себя лучше?
-Какие слова утешения использовали подруга и мама Маши ?
( «Потерпи», «Вот увидишь, все будет хорошо», « Не падай духом!», «Возьми себя в руки!», «Все пройдет»)
- Как вы понимаете слова : « Возьми себя в руки?»( сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать)
-Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (родные, друзья, врачи)
- Продолжение показа слайдов о видах боли ( слайды №4-9)
- Физическая и душевная
А бывает боль душевная ( эмоциональная)- больно, когда :
-кто-то сердито кричит;
-дразнит, обзывает;
-не хочет делиться игрушками, сладостями.
- Показ слайдов о чувствах, которые ты испытываешь, когда больно (слайды №10-12)
- Обида,
- Злость
- Гнев.
- Грусть
Психолог: Действительно, нам больно и обидно, когда нас кто-то обидел или когда нам одиноко и снами никто не хочет играть. Но что можно сделать, чтобы с тобой помирились?( слайд № 13)
- Показ слайдов «Как помириться?» (слайд 14)
Психолог: Когда человек злится, он долго не может прийти в себя, ему нужно успокоиться. А как это лучше сделать? (слайды 15-18)
- Порисовать
- Полепить
- Проиграть
- Погулять
- Подумать о хорошем
- Спеть песню
- Потанцевать
- Сделать подарок другу
Психолог:
-Правильно. Нужно сделать, что-то доброе, помочь кому-нибудь
- А как можно назвать людей, которые приходят на помощь? ( добрыми, настоящими друзьями)
-Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь? ( благородные, добрые дела)
-Ребята, а как бы вы поступили, если бы встретили на улице слепого человека?
7.Социальная игра «Слепой и поводырь»
Давайте попробуем поиграть в игру «Слепой и поводырь» Дети делятся на пары : один из них изображает слепого, второй-поводыря.
Задача поводыря: провести слепого между стульями так, чтобы он их не задел. Затем дети меняются ролями.
Обсуждение:
-Как вы думаете, легко ли слепым людям на улице? Почему?
-Как мы можем им помочь?
-Если кто-то на улице не хочет помочь слепому человеку, то какую боль при этом испытает слепой человек: душевную или физическую?
( эмоциональную, душевную)
Психолог:
-Я верю, что если вам встретится на улице человек, который нуждается в помощи: слепой и или инвалид, вы никогда не пройдете мимо и обязательно ему поможете.
Слайд № 19.
Психолог.
Посмотрите, ребята, лягушонок хочет что-то вам сказать. Он просит вас помочь найти ему друзей. Конечно, ему обязательно нужно помочь найти друзей. Давайте нарисуем ему друзей-лягушат?!
Вам необходимо обвести по контуру лягушат и раскрасить их. ( звучит спокойная музыка , дети рисуют).
8.Рисование «Лягушонок»
В конце занятия дети выставляют свои работы на стенде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"
Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...
Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"
МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"
Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшей группы с ТНР
laquo;В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ» Формирование познавательно-речевых, прикладных умений и навыков....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».
Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....