Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"
консультация (старшая группа) по теме
Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.
При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего,
развивать способность к сопереживанию и переживанию вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного.
При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и переживанию вообще. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется, желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
Глубокое впечатление производят на детей рассказы детских писателей: В.Донниковой «Самое лучшее»; А.Барто «Вовка – добрая душа»; С.Михалкова «Как друзья познаются» и другие. Беседы по содержанию этих рассказов раскрывают детям красоту поступков, окружающих внимание, доброжелательное отношение персонажей к окружающим.
В одних и тех же условиях дети ведут себя по – разному: одни заботливы и чутки, готовы тотчас же прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие: равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается только их лично. Третьи готовы оскорбить, отнять игрушки. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Котёнок, котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?», «Отчего ты так громко смеёшься?» и т.д. дети чутко реагируют на проявление доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Что это? Подражание? Или искреннее сочувствие? Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга её успокаивает, но девочка не перестаёт плакать, и вдруг подруга говорит ей: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено?» в этих словах и сочувствие, и желание разделить горе подруги, её боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать забыть быстро развивающейся детской душе.
Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше.
Однако дети не всегда выбирают правильный путь для самосовершенствования. Одни бескорыстны в своём желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ оказывается хуже. В таких случаях всегда важно правильно отреагировать. Например, сказать мальчику: «Завтра расскажи Витиной маме, что он хорошо рисует. Знаешь, как она обрадуется! Витина мама, как и твоя приходит за ним вечером, она устаёт на работе. А от радости и усталость проходит». Дети быстро схватывают то, что им внушает взрослый. Слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе ребёнка. В результате таких «уроков» у детей постепенно пропадает зазнайство, чувство превосходства, если оно было, и возникает желание делать хорошее для других, быть внимательным, добрым. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются нравственные чувства ребёнка.
Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у коллектива детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы не может быть однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должна использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. В детском саду и в коллектива воспитывается негативное отношение к плохому, но одновременно необходимо вызывать чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстника, желание предотвратить подобные поступки. И конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства, у остальных детей. Объясняется и провинившемуся и коллективу справедливость наказания. Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребёнка сильнее, чем грубые замечания, наказания. В коллективах, где к ребёнку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей.
Чтобы воспитывать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие приёмы, которые поставили бы ребёнка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестёр и братьев, родителей, взрослых. Добрый человек никогда не мучает животных.
Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Это чувство возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребёнку. Разделять с родителями их радость и огорчение учит ребёнка сама жизнь.
Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, заботе о нём, отказе от своего личного в пользу другого человека – одно из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему»
С.Брант
Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям; он будет смелым, совестливым, порядочным….
Но при этом он будет самим собой, ибо понимание означает терпимость к не похожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой, он берёт какие – то качества от обоих родителей, иногда не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? Теперь ему надо помогать.
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее, талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их, не состоявшиеся мечты!
Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы он понимание чувствовал: словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – не равнодушием и трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-31511-1350145352.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Понимаем ли мы друг друга"
Цель: показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей, являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-67906-1641371363.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...
« Учимся понимать чувства других людей»
развитие эмоциональной сферы дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083323-1542521979.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: « Учимся понимать чувства других людей»
Конспект НОД "Учимся понимать чувства других людей"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270820-1372354973.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»
Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/18/picture-1470049-1681794292.jpg)
Консультация для родителей: «Как сформировать у дошкольников умение слушать другого человека»
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186892-1573477032.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей на тему:«Понимаем ли мы друг друга?»...